Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии:
с участием представителей: |
А.А.Кошкумбаевой
А.Г. Киселёвой
|
старшего специалиста первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, |
заказчика - МКУ МО "Янтарный городской округ" "Комитет по управлению муниципальным имуществом" |
А.А. Отт |
представителя по доверенности, |
в отсутствие представителей заявителя ООО "Профит-плюс", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Профит-плюс" (вх. N 6692 от 10.11.2017) (далее - Заявитель) на действия заказчика - муниципального казенного учреждения муниципального образования "Янтарный городской округ" "Комитет по управлению муниципальным имуществом" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0335300024817000046) на выполнение ремонта дорожного покрытия и тротуара от ул. Гвардейская д. 13 до ул. Московская д. 22 в п. Покровское, Калининградской области (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 10.11.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявитель считает, что при формировании документации об Аукционе, в частности положений проекта контракта, Заказчиком допущены нарушения Закона о контрактной системе, а именно:
- в нарушение ч. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе, ст. 191 Гражданского кодекса РФ сокращен срок подачи заявок, поскольку с учетом положений статьи 194 Гражданского кодекса РФ, срок подачи заявок должен был составлять до 23:59 10.11.2017, вместо установленного Заказчиком срока - до 12:00 10.11.2017;
- документация об Аукционе размещена в формате, исключающем копирование отдельных фрагментов текста, что приводит к ограничению возможности ознакомления с ней и нарушает ч. 4 ст. 4 и ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе.
Заявитель просит устранить допущенные нарушения.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы и пояснил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Всем участникам закупки обеспечен равный доступ к документации об аукционе в электронной форме.
Кроме того, участникам закупок статьей 65 Закона о контрактной системе предоставлено право получения разъяснений положений документации об аукционе, что может быть использовано, в частности, при установлении неточностей и разногласий в документации об Аукционе. До окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе обращений о разъяснении положений документации об Аукционе не поступало, в том числе и от Заявителя.
Заказчик считает свои действия законными, а жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
25.10.2017 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона (извещение N 0335300024817000046) на выполнение ремонта дорожного покрытия и тротуара от ул. Гвардейская д. 13 до ул. Московская д. 22 в п. Покровское, Калининградской области и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 865 535,62 рублей.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Порядок исчисления сроков установлен статьями 190 - 192 Гражданского кодекса РФ, согласно которым, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с ч. 1 ст. 194 Гражданского кодекса РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Пунктом 5 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе установлено: подача заявок на участие в аукционе в электронной форме заканчивается "10" ноября 2017 года в 12:00 час. (время калининградское).
Извещение об Аукционе размещено на официальном сайте 25.10.2017.
Поскольку начальная (максимальная) цена контракта данной закупки составляет более чем три миллиона рублей, то период между днем опубликования извещения и днем окончания срока подачи заявок должен составлять минимум 15 дней.
Вместе с тем, срок окончания подачи заявок приходится на шестнадцатый день со дня опубликования извещения о проведении Аукциона на официальном сайте, что является соблюдением Заказчиком требований, установленных ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Согласно частям 1, 6 статьи 60 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов. В течение одного часа с момента размещения информации, связанной с проведением электронного аукциона, в единой информационной системе и на электронной площадке указанная информация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе и на электронной площадке без взимания платы.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Согласно части 2 статьи 4 Закона о контрактной системе порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок функционирования единой информационной системы в сфере закупок урегулирован утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 Правилами функционирования единой информационной системы в сфере закупок.
Пунктом 17 указанных Правил предусмотрено, что при размещении электронных документов в единой информационной системе или обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы и иными информационными системами применяются единые форматы электронных документов. Указанные форматы электронных документов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
Такие форматы установлены пунктом 1.2 Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок, утвержденного приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N 26н "Об утверждении порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок": bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Согласно подпункту л) пункта 14 Правил N 1414 технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Обеспечение названных требований установлено исключительно в отношении технологических (технических и программных) средств официального сайта.
Указанный подпункт, а также иные нормативные правовые акты в сфере закупок не содержат требований, обязывающих заказчика при размещении документации в ЕИС обеспечивать возможность копирования отдельных фрагментов текста, а также обеспечивать возможность сохранения документации на технических средствах пользователей с последующей возможностью поиска и копирования произвольного фрагмента текста.
Комиссией установлено, что приложение к документации об Аукционе, содержащее перечень используемых при выполнении работ товаров и их характеристики (Техническое задание), размещено заказчиком на официальном сайте и на электронной торговой площадке в файле формата pdf - стандартном межплатформенном формате файлов, позволяющем осуществлять обмен готовыми для печати документами, который создается при сканировании бумажных форм документов сканерами различных производителей; при сканировании PDF файл создается без защиты и не имеет ограничений на использование. Размещенная документация читаема в полном объеме, т.е. является доступной, позволяющей ознакомиться с ней без применения дополнительных программных или технологических средств, не зашифрована и не защищена иными средствами. Файлы данного формата могут открываться для просмотра при помощи общераспространенных бесплатных программ AdobeReader, FoxitReader и других.
Таким образом, само по себе размещение заказчиком Технического задания в файле формата pdf не противоречит требованиям пункта 1.2 Порядка N 26н, которым не установлено каких-либо ограничений относительно применения формата pdf.
Закон о контрактной системе также не содержит каких либо требований к размещению документации об аукционе в электронной форме на официальном сайте в каком-то конкретном формате.
При этом, фактическое восприятие информации, размещенной Заказчиком в единой информационной системе, не ограничено; ознакомление с содержанием размещенных файлов доступно без дополнительных программных и технологических средств.
Отождествление Заявителем понятий "ознакомление" и "копирование" является ошибочным и не основано на нормах действующего законодательства и не свидетельствует о незаконности действий заказчика.
Ссылки Заявителя на Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N 147, Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н несостоятельны, поскольку данные нормативные акты фактически утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.10.2013 N 913, которым также регулировался вопрос размещения информации до ввода единой информационной системы в эксплуатацию.
На основании вышеизложенного, установив, что аукционная документация размещена в формате, допустимом для загрузки файлов на официальном сайте, данная информация доступна для ознакомления всеми потенциальными участниками закупки и действия заказчика не привели к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушений порядка и способа размещения документации об Аукционе.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 данного закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Как усматривается из материалов дела, товары, используемые при выполнении работ, должны соответствовать перечисленным в документации ГОСТам. Таким образом, в документации об электронном аукционе Заказчик описывает объект закупки (в том числе, и характеристики товаров, используемых при выполнении работы), выбрав показатели, определяющие соответствие закупаемой работы предусмотренным заказчиком требованиям, а также три группы значений показателей: максимальные и (или) минимальные значения; значения показателей, которые не могут изменяться в соответствии с указанными стандартами.
Согласно пункту 17 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе первая часть заявки должна содержать согласие участника аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно пункту 3.2.3.1 раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения в электронной форме)" документации об Аукционе описание характеристик товара в первой части заявки на участие в аукционе с использованием слов, указанных в пункте 3.2.3.1, и не позволяющее определить точное значение характеристик товара, без сопровождения таких слов указанием на документ производителя, не является указанием конкретных показателей товара.
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, указаны в приложении к документации об Аукционе (далее - ТЗ).
Так, в пункте 1 ТЗ "Смесь асфальтобетонная плотная мелкозернистая", в том числе установлены требования к характеристикам товара, определяющим предел прочности при сжатии, при температуре 500С, МПа, не менее 1,1_ трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 00С и скорости деформирования 50 мм/мин не менее 2,5 и не более 6,0 МПа и т.п.
В пункте 4 ТЗ "Битум нефтяной дорожный жидкий", в том числе установлены следующие требования: условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 600С, с 40_200; количество испарившегося разжижителя, %, не менее 5 и т.п.
Таким образом, Заказчик устанавливает требования относительно значения показателей товара после испытаний.
Аналогичные требования установлены Заказчиком и в других пунктах ТЗ.
Исходя из системного анализа положений документации и ГОСТов, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик установил требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные Законом о контрактной системе показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим), которые не свидетельствуют о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках объекта закупки, а лишь используются для определения данных характеристик объекта закупки и не могут быть признаны показателем товара и которые на стадии подачи заявки не могут безоговорочно быть представлены участником как конкретные показатели товара. Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний такого товара.
Кроме того, при условии соответствия товара требованиям ГОСТов допустимые значения результатов испытаний не могут отличаться и выходить за пределы, установленные государственным стандартом, в связи с чем, требование к их описанию также является избыточным и нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к значениям показателей испытаний не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что допущенное Заказчиком нарушение не повлияло на результаты оценки поданных заявок, что свидетельствует о соблюдении прав и законных интересов участников закупки, а также о наличии конкурентной борьбы (подано и допущено пять участников), в связи с чем, антимонопольный орган, руководствуясь принципами разумности, добросовестности и справедливости, принимает решение не выдавать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" необоснованной.
2. Признать заказчика - муниципальное казенное учреждение муниципального образования "Янтарный городской округ" "Комитет по управлению муниципальным имуществом" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, в связи с тем, что допущенное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
А.А. Кошкумбаева
А.Г. Киселёва
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 16 ноября 2017 г. N КС-290/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2017