Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
|
членов Комиссии:
с участием представителей: |
А.Г. Киселёвой
Л.В. Шевченко |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
|
|
заказчика - ГКУ Калининградской области "Безопасный город"
уполномоченного органа - Конкурсного агентства Калининградской области |
А.В. Игнатенко С.В. Перелыгиной М.С. Кадочникова Е.Н. Кацуба
Р.Г. Норвиласа |
директора; представителя по доверенности, представителя по доверенности; представителя по доверенности,
представителя по доверенности, |
в отсутствие представителя заявителя - ООО "ПРОФ-ИТ ГРУПП", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, представившего ходатайство о рассмотрении жалобы без их участия,
рассмотрев жалобу ООО "ПРОФ-ИТ ГРУПП" (вх. N 6745 от 13.11.2017) (далее - Заявитель) на действия заказчика - Государственного казенного учреждения Калининградской области "Безопасный город" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0135200000517001368) на поставку, монтаж и наладку стационарных многоцелевых комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе, а также при даче разъяснений положений документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, содержание документации об Аукционе противоречит нормам, установленным в ст. 33 Закона о контрактной системе, а именно:
- в документации об Аукционе предусмотрена поставка двух комплексов фотовидеофиксации с различными техническими требованиями на участках, которые находятся в городской черте, что технически не обоснованно;
- Заказчиком установлены требования к габаритным размерам измерителя скорости, которые не влияют на функциональность и назначение системы, но при этом существенно ограничивает перечень товаров, которые могут быть поставлены в рамках данной закупки;
- Заказчиком установлены требования к номинальному напряжению электропитания многоцелевого радиолокационного измерителя скорости, что также, по мнению Заявителя, необоснованно и сужает возможный к поставке перечень оборудования;
- учитывая, что комплексы измерения скорости будут использоваться в черте города, установленные Заказчиком различные требования к измерению скорости движения ТС в комплексе N 1 (от 20 до 260 км/ч) и в комплексе N 2 (от 5 до 250 км/ч) неправомерны;
- установление требования о наличии в комплексе N 1 выносного вычислительного модуля (вместо моноблока) существенно ограничивает перечень товаров, которые могут быть поставлены в рамках данной закупки;
- Заказчиком не указаны конкретные требования к "Комплексу 2", обеспечивающие совместимость с установленным у Заказчика программным продуктом SecurOS Enterprise, в том числе не прописан алгоритм интеграции с данным ПО.
Кроме того, Заявитель просит проверить правомерность установления сроков для направления запроса о разъяснении положений документации.
По мнению Заявителя, Заказчиком/Уполномоченным органом нарушен срок ответа на запрос разъяснений положений документации об Аукционе от 03.11.2017, который был размещен лишь 09.11.2017, что нарушает ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе. Запрос, направленный 10.11.2017, оставлен без ответа, что, по утверждению Заявителя, повлияло на возможность подготовить заявку на участие в Аукционе.
Заявитель просит устранить допущенные нарушения.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона действовал в соответствии с положениями действующего законодательства.
Документация об Аукционе сформирована Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в том числе ст. ст. 33, 64 Закона о контрактной системе.
Все установленные характеристики относительно объекта закупки сформированы исходя из потребности Заказчика. Требований об использовании товара конкретного производителя Заказчиком не установлено.
Кроме того, жалоба подана по истечении срока обжалования положений документации об Аукционе.
Таким образом, Заказчик считает доводы Заявителя несостоятельными и просит признать жалобу необоснованной.
Уполномоченный орган - Конкурсное агентство Калининградской области (далее - Уполномоченный орган) поддерживает позицию Заказчика.
В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 31.12.2013 N 1013 Конкурсное агентство не наделено полномочиями по определению и описанию объекта закупки. Указанными полномочиями наделен Заказчик.
Кроме того, Уполномоченный орган считает, что все доводы жалобы носят предположительный характер, доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы Заявителем не представлено.
Уполномоченный орган считает жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее
25.10.2017 Уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона (N 0135200000517001368) и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 33 534 550,00 рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе срок подачи заявок - до 11:00 (время калининградское) "13" ноября 2017 года.
Вместе с тем, жалоба подана Заявителем 13 ноября 2017 года в 11:17, т.е. с нарушением срока обжалования положений документации об Аукционе, предусмотренного ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно протоколам, составленным в ходе осуществления закупки, Заявитель не является участником закупки.
В данной связи доводы Заявителя относительно обжалования положений документации об Аукционе не подлежат рассмотрению Комиссией.
Вместе с тем, Комиссией установлено следующее.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Объект закупки описывается с учетом правил, установленных ст. 33 Закона о контрактной системе. Описание объекта закупки - это фиксация различных характеристик (качественные, технические и т.д.), позволяющая идентифицировать объект закупки. Описание должно быть объективным. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Сведения, обосновывающие закупку, позволяют достичь поставленных целей и удовлетворить потребности заказчика в контексте использования объекта закупки, демонстрируют необходимый уровень производительности. Удовлетворенность заказчика результатом закупки будет зависеть от обстоятельств, в которых он используется. Такого рода информация дает понятие о том, что необходимо принять во внимание при исполнении контракта, описывает использование результата закупки и требуемые показатели исходя из фактических данных, объясняет, как закупка определяется и используется, какие обстоятельства имеют значение при ее проведении. Перечисленные сведения позволят участникам закупки оценить свои преимущества, поставленную цель, ресурсы, которые придется израсходовать для ее достижения, и степень приемлемости результатов закупки.
В документации об Аукционе описание объекта закупки определено, в том числе, в разделе 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе (далее - ТЗ), в котором указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
В приложении N 5 к проекту контракту указаны адреса установки оборудования.
Представителями Заказчика даны пояснения о том, что оборудование, являющееся объектом закупки, технологически и функционально связано между собой. Оба комплекса уличного исполнения предназначены для автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, а также функционируют в рамках одной системы и совместимы с программным обеспечением "Информационная система "Регион-Фото-Видеофиксация", имеющимся в центре автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД УМВД России по Калининградской области. Требования, установленные к внешним размерам и массе комплексов обусловлены тем, что комплексы устанавливаются на индивидуальных стойках, консольных и рамных опорах, стойках и колонках технических средств организации дорожного движения, на опорах стационарного электрического освещения, на элементах дорожных сооружений. Исходя из параметров имеющихся опорных конструкций установлены и требования именно к выносному вычислительному модулю. Требования к номинальному напряжению электропитания многоцелевого радиолокационного измерителя скорости установлены в связи с дальнейшей эксплуатацией комплексов и сменой мест установки, а также в связи с необходимостью подключения комплексов от аккумуляторных батарей с номинальным напряжением "12В10% и/или 24В 10%" при отсутствии напряжения в сетях уличного освещения. В целях контроля за ограничением скоростного режима на различных участках дорожной сети установлены различные пределы измерения скорости. Указание на программный продукт SecurOS Enterprise связано с установкой данного программного обеспечения у Заказчика, с которым должен быть совместим товар.
В то же время, Заказчик при обосновании начальной (максимальной) цены контракта использовал коммерческие предложения, содержащие указание на возможность поставки оборудования различных производителей, подходящего под всю совокупность требований технического задания документации об Аукционе.
Исходя из положений Закона о контрактной системе Заказчики вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара при оказании соответствующих услуг. При этом заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. Запрет при описании объекта закупки действует в отношении установления требований, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе к одним из основных принципов контрактной системы в сфере закупок относится принцип эффективности осуществления закупки (выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования).
Исходя из положений Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение количества участников Аукциона.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Предметом закупки является в частности поставка оборудования, в связи с чем участником закупки в данном случае могут быть не только производители объекта закупки, но и любое лицо, способное осуществить поставку данного товара.
Указание информации о названии системы, используемой заказчиком, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, указанная система не является закупаемым товаром. При этом Заказчиком установлены функциональные требования о наличии совместимости фиксации государственных регистрационных знаков с установленным у Заказчика программным обеспечением, что обеспечивает надлежащее формирование заявки на участие в Аукционе и расчет ценового предложения.
Таким образом, принимая также во внимание наличие конкурентной борьбы (на участие в Аукционе поступило три заявки от участников закупки, допущенных к участию в Аукционе), Комиссия не находит оснований для признания в действиях Заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктами 3, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, а также порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
На основании частей 3, 4 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 7 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе подача заявок на участие в аукционе в электронной форме заканчивается "13" ноября 2017 года.
Пунктом 10 раздела 2 документации об Аукционе установлены:
- дата начала срока предоставления участникам аукциона в электронной форме разъяснений положений документации об Аукционе: "26" октября 2017 года;
- дата окончания срока поступления в Конкурсное агентство запроса участника аукциона в электронной форме: "09" ноября 2017 года;
- дата окончания срока предоставления участникам аукциона в электронной форме разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме: "11" ноября 2017 года.
Таким образом, срок между датой окончания подачи заявок на участие в Аукционе (13.11.2017) и датой окончания срока поступления запроса (09.11.2017) составил три дня, что соответствует требованиям ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Из представленных Уполномоченным органом, оператором электронной площадки сведений следует, что на разъяснение положений документации об Аукционе поданы следующие запросы:
1. 07.11.2017 - первый запрос. Разъяснения по данному запросу размещены в ЕИС 09.11.2017;
2. 10.11.2017 - второй запрос. Разъяснения по данному запросу не даны Заказчиком, в связи с тем, что запрос поступил после срока для подачи запросов, установленного документацией об Аукционе и Законом о контрактной системе.
В данной части нарушения Закона о контрактной системе не выявлены.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Жалобу ООО "ПРОФ-ИТ ГРУПП" оставить без рассмотрения.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
Л.В. Шевченко
А.Г. Киселёва
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 20 ноября 2017 г. N КС-300/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2017