Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "Недра Сибири", ООО "Центр поставок профит", ООО "Профит-плюс", ООО "Новая Линия" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство поликлиники на 250 посещений в смену с пунктом скорой помощи, гаражом и котельной, расположенных: Самарская область, Волжский район, сельское поселение Лопатино, поселок Придорожный, микрорайон "Южный Город", 5 очередь" (извещение N 0142200001317012303, начальная (максимальная) цена контракта 40 000 000,00 рублей).
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "Недра Сибири", ООО "Центр поставок профит", ООО "Профит-плюс", ООО "Новая Линия" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство поликлиники на 250 посещений в смену с пунктом скорой помощи, гаражом и котельной, расположенных: Самарская область, Волжский район, сельское поселение Лопатино, поселок Придорожный, микрорайон "Южный Город", 5 очередь" (извещение N 0142200001317012303, начальная (максимальная) цена контракта 40 000 000,00 рублей).
Заявители считают, что Заказчик установил требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. В пункте 2.4 Приложения к Техническому заданию Заказчиком указаны требования к позиции "доски", противоречащие ГОСТ. Аналогичные требования Заказчиком установлены в ряде других позиций: "лента", "арматурная сталь", "щебень", "песок", "раствор".
Заявители просят признать жалобы обоснованными, приостановить процедуру закупки, обязать внести изменения в аукционную документацию, привлечь виновных должностных лиц Заказчика к административной ответственности.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводом заявителей не согласились, представили письменные возражения на жалобу, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. Согласно доводам ООО "Недра Сибири", ООО "Центр поставок профит", ООО "Профит-плюс", ООО "Новая Линия" Заказчик установил требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: "Показатели химического состава, температуры, влажности при составлении первой части заявки конкретизировать не нужно".
Кроме того, Заказчиком не установлен запрет на указание диапазонных значений, не установлен запрет на использование в составе первой части заявки слов "не более", "не менее", "более", "менее".
Таким образом, Инструкция по подготовке заявок не требует от участника закупки указывать конкретные показатели, которые могут стать известными лишь на момент получения конкретной партии товара и после его испытаний.
На основании изложенного, доводы заявителей не нашли своего подтверждения.
2. Согласно доводам ООО "Недра Сибири" и ООО "Новая Линия" Заказчиком в пункте 2.4 Приложения к Техническому заданию указано: "Доски обрезные или необрезные, длиной более 4 м, толщиной от 44 мм, шириной 75 мм - 150 мм. ГОСТ 8486-86".
Заявителем указано, что в соответствии с ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" доской является пиломатериал, толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины, тем самым установленные Заказчиком требования вводят участника в заблуждение, так как противоречат указанному ГОСТ.
При изучении раздела аукционной документации о материалах, используемых при выполнении работ, установлено, что в позиции, на которую ссылается заявитель ООО "Недра Сибири", заказчиком установлено требование о соответствии ГОСТ-8486-86.
Межгосударственный стандарт пиломатериалов хвойных пород (ГОСТ 8486-86) распространяется на пиломатериалы хвойных пород и устанавливает технические требования к пиломатериалам, предназначенным для использования в народном хозяйстве и на экспорт. В пункте 1.2 данного ГОСТ указано, что номинальные размеры пиломатериалов и предельные отклонения от номинальных размеров определяются по ГОСТ 24454.
Межгосударственный стандарт пиломатериалов хвойных пород (ГОСТ 24454-80) распространяется на обрезные и необрезные пиломатериалы хвойных пород и устанавливает требования к размерам пиломатериалов, используемых для нужд народного хозяйства и экспорта. В соответствии с данным ГОСТ 24454-80 допускается изготовление пиломатериалов с размерами, указанными заказчиком:
Номинальные размеры толщины и ширины
мм
------------------------------------------------------------------ Толщина | Ширина -----------+------------------------------------------------------ 16 | 75 | 100 | 125 | 150 | - | - | - | - | - 19 | 75 | 100 | 125 | 150 | 175 | - | - | | - 22 | 75 | 100 | 125 | 150 | 175 | 200 | 225 | - | - 25 | 75 | 100 | 125 | 150 | 175 | 200 | 225 | 250 | 275 32 | 75 | 100 | 125 | 150 | 175 | 200 | 225 | 250 | 275 40 | 75 | 100 | 125 | 150 | 175 | 200 | 225 | 250 | 275 44 | 75 | 100 | 125 | 150 | 175 | 200 | 225 | 250 | 275 50 | 75 | 100 | 125 | 150 | 175 | 200 | 225 | 250 | 275 60 | 75 | 100 | 125 | 150 | 175 | 200 | 225 | 250 | 275 75 | 75 | 100 | 125 | 150 | 175 | 200 | 225 | 250 | 275 100 | - | 100 | 125 | 150 | 175 | 200 | 225 | 250 | 275 125 | - | - | 125 | 150 | 175 | 200 | 225 | 250 | - 150 | - | - | - | 150 | 175 | 200 | 225 | 250 | - 175 | - | - | - | - | 175 | 200 | 225 | 250 | - 200 | - | - | - | - | - | 200 | 225 | 250 | - 250 | - | - | - | - | - | - | - | 250 | -
Кроме того, согласно примечанию к данной таблице, по требованию потребителя допускается изготовлять пиломатериалы с размерами, не указанными в таблице.
Заявители ООО "Недра Сибири" и ООО "Новая линия" ссылаются на ГОСТ-18288-87, соответствие которому заказчик не требует.
3. Согласно доводам ООО "Новая линия" Заказчиком не соблюдено правило объективного описания объекта закупки, установленное положениями Закона о контрактной системе в описании ряда позиций Требований к материалам, используемым при выполнении работ, а именно:
в пункте 2.7 "Арматурная сталь" заказчиком установлены требования в следующем виде: "... Номинальный диаметр стержня не менее 8 мм. Площадь поперечного сечения стержня более 0/500 см2...".
Согласно положениям Таблицы 1 ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" (требования соответствия которому установлено аукционной документацией) арматуре с номинальным диаметром 8 мм соответствует площадь поперечного сечения 0,503 см2.
Тем самым, Заказчиком установлено несоответствующее ГОСТ требование к показателю площади поперечного сечения, что вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать сведения, противоречащие ГОСТ.
В позиции 2.9 Таблицы 2 "Арматурная сталь" заказчиком установлены требования в следующем виде: "... Номинальный диаметр стержня не менее 12 мм. Площадь поперечного сечения стержня должна быть более 0,7 см2...".
Согласно положениям Таблицы 1 ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" (требования соответствия которому установлено аукционной документацией) арматуре с номинальным диаметром 12 мм соответствует площадь поперечного сечения исключительно 1,131 см2.
Тем самым, Заказчиком установлено несоответствующее ГОСТ требование к показателю площади поперечного сечения, что вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать сведения, противоречащие ГОСТ.
Аналогичные нарушения допущены заказчиком в позиции 2.10 "Арматурная сталь", в которой заказчиком установлены требования в следующем виде: "... Номинальный диаметр стержня не менее 10 мм, не более 14 мм. Площадь поперечного сечения стержня более 0,7 см2...".
Согласно положениям Таблицы 1 ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" (требования соответствия которому установлено аукционной документацией), стержню с номинальным диаметром 10, 12, 14 мм соответствует площадь поперечного сечения 0,785 см2, 1,131 см2, 1,540 см2. При изложенных обстоятельствах документация позволяет указать любое значение более 0,7см2, что не соответствует требованиям ГОСТ, так как при выборе номинального диаметра стержня 14 мм площадь поперечного сечения стержня составит 1,540 см2.
Кроме того, в позиции 2.84 "Кирпич" заказчик устанавливает требования к ширине в виде: "Габаритные размеры, мм, ...ширина менее 124 ..."
Согласно таблицы 2 ГОСТ 530-2012 (требование соответствия которому установлено аукционной документацией), ширина кирпича может быть, мм: 138, 120, 85, 60. Тем самым, Заказчиком установлено требование к ширине кирпича, заведомо несоответствующее требованиям ГОСТ, что вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать сведения, противоречащие ГОСТ.
Пунктом 2 Письма Федеральной антимонопольной службы России "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 предусмотрено, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, вопреки пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, обоснование использования в аукционной документации нестандартных показателей, не соответствующих требованиям ГОСТ, по указанным выше пунктам Требований к материалам, используемым при выполнении работ, в документации электронного аукциона с реестровым номером 0142200001317012303 отсутствует.
Иные доводы о необъективном описании материалов, используемых при выполнении работ, изложенные в жалобе ООО "Новая линия", в ходе изучения Комиссией Самарского УФАС аукционной документации своего подтверждения не нашли.
Вместе с тем, в действиях Заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3.36. Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
С учетом изложенного, Комиссией Самарского УФАС России принято решение выдать предписание об устранении нарушений, допущенных при осуществлении закупки.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Недра Сибири", ООО "Центр поставок профит", ООО "Профит-плюс" необоснованными, жалобу ООО "Новая линия" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений.
4. Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20 ноября 2017 г. N 1482-13192-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2017