Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия) в составе:
Председательствующий Комиссии - Субботина Е.С., начальник отдела контроля закупок,
члены Комиссии:
- Андрианова О.Н., заместитель начальника отдела контроля закупок,
- Красильникова Ю.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
в отсутствие представителя подателя жалобы (извещены надлежащим образом),
в присутствии представителя администрации Кочевского муниципального района-Ермакова С.В.(на основании доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Недра Сибири" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Новый корпус средней школы в с.Кочево" (изв. N 0156300001517000046),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300001517000046 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Новый корпус средней школы в с. Кочево".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно ч.5 ст.110.2 Закона о закупках контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
В ч.6 ст.110.2 Закона о закупках указано, что объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
В соответствии с ч.7 ст.110.2 Закона о закупках методика составления указанных в части 6 настоящей статьи графиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Комиссией установлено, что на момент рассмотрения жалобы методика, указанная в ч.7 ст.110.2, не разработана.
Кроме того, в п.3.6 проекта контракта указано, что оплата стоимости выполненных работ по Контракту осуществляется Заказчиком за фактически выполненные работы по Контракту, в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания Заказчиком и Подрядчиком, завизированных организацией, осуществляющей строительный контроль (технический надзор) (при ее наличии) документов, являющихся основанием для оплаты.
Основанием для оплаты выполненных работ являются:
- счет-фактура (счет),
- акт о приемке выполненных работ (форма КС-2);
- справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).
Согласно п.4.4.22 проекта контракта Подрядчик обязан предоставлять Заказчику и организации, осуществляющей строительный контроль (технический надзор) (при его наличии), до 25-го числа отчетного месяца акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 (с приложением исполнительной технической документации при наличии скрытых видов работ за отчетный период), справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, счета, счета-фактуры.
Промежуточная приемка результатов выполненных работ осуществляется Заказчиком и организацией, осуществляющей строительный контроль (технический надзор) (при его наличии), ежемесячно, путем подписания актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 (п.6.5 проекта контракта).
На основании указанного, с учетом отсутствия методики, указанной в ч.7 ст.110.2 Закона о закупках, Комиссия приходит к выводу, что в данной части в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не имеется.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пп.6 п.3 Раздела 8 информационной карты аукционной документации указано, что показатели, характеризующие товар, используемый при выполнении работы, должны соответствовать, установленным в Приложении N1 Главы III "Техническое задание" (далее - Техническое задание, ТЗ).
Исходя из положений, обозначенных в аукционной документации, участники закупки в составе первой части заявки должны представить, в том числе, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Приложении N 1 к Техническому заданию.
Заявитель указывает, что требования к показателям краски (п.19), грунтовки (п.30), краски (п.31) нарушают требования Закона о закупках, поскольку могут быть предоставлены только по результатам испытания.
Представитель Заказчика пояснил, что описание объекта закупки носит объективный характер, все требования к материалам соответствуют требованиям ст.33 Закона о закупках. Кроме того, пояснил, что показатели следует указывать в соответствии с ГОСТ, испытания проводить не нужно (в материалы дела представлены соответствующие доказательства).
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что описание в документации требований к товарам отвечает интересам Заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика в данной части нарушений Закона о закупках не имеется.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, аукционная документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению заявок содержится в п.3 Раздела 8 аукционной документации. Так, в частности, если при описании данного вида показателей Заказчик использует такие слова как: "не более", "не менее", "не выше", "не ниже", "от", "до": участник закупки должен указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно.
Вместе с тем, в соответствии с Порядком заполнения формы, предусмотренной Техническим заданием в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения, за исключением случаев, когда значение сопровождается знаком * (звездочка).
Комиссия отмечает, что формулировки инструкции по заполнению заявки должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству, не должны вводить участников закупки в заблуждение, поскольку Заказчик должен быть заинтересованы в едином понимании всеми субъектами (участниками закупки, членами единой комиссии и пр.) положений аукционной документации, что обусловит правильное и единообразное заполнение заявок участниками закупки, обеспечит единый подход к рассмотрению заявок на участие в аукционе Аукционной комиссией, чего в данном случае не прослеживается.
При таких обстоятельствах Заказчиком нарушено положение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика присутствуют признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Антимонопольный орган отмечает, что представитель подателя жалобы на заседание Комиссии не явился, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено, запросы о разъяснении положений документации о закупке ООО "Недра Сибири" не направлялись.
Поскольку доказательства нарушения прав и законных интересов подателя жалобы в материалах дела отсутствуют, с учетом п.3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Недра Сибири" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Новый корпус средней школы в с.Кочево" (изв. N 0156300001517000046) обоснованной в части инструкции по заполнению заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председательствующий Комиссии Е.С.Субботина
Члены Комиссии: Ю.В.Красильникова
О.Н.Андрианова
Андрианова О.Н., 2351482
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 ноября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2017