Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Студия Виэль" (далее - Заявитель) на действия ГКБОУ "Школа-интернат для детей с нарушением слуха и речи" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на систему биологической обратной связи для организации мониторинга здоровья обучающихся (изв. N 0356200002617000018),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200002617000018 Заказчиком проводился электронный аукцион на систему биологической обратной связи для организации мониторинга здоровья обучающихся.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Описание объекта закупки в соответствии с п. 2 Раздела 4 документации о закупке содержится в Главе 5 "Техническое задание (Спецификация)".
В главе 5 Заказчиком установлены требования к комплексу беспроводного мониторинга электрофизиологических сигналов "Колибри" или эквивалент для проведение тренинга по биологической обратной связи (БОС-тренинга) на основе электромиографических (ЭМГ), электроэнцефалографических (ЭЭГ) и кардиоинтервалографических (КИГ), а также дыхательных показателей, в том числе к ноутбуку, входящему в состав данного комплекса.
В частности, Заказчиком установлены следующие требования:
П.4.1 "Двух ядерный процессор Intel Core i3 или i5 или i7".
Вместе с тем, в соответствии с рекомендациями ФАС России по осуществлению государственных закупок персональных компьютеров в РФ два наиболее активных разработчика на рынке микропроцессоров архитектуры "x86" - это компании Intel и AMD. В связи с чем, при осуществлении закупки на закупку микропроцессора архитектуры "x86" Заказчикам следует указывать характеристики сопоставимых платформ на базе процессоров Intel и AMD, а также аналогичные платформы других разработчиков.
Также в п.4.7 установлено следующее требование: "Операционная система Windows 7/8/8.1/10 (32 или 64 бита)".
В заседании Комиссии был объявлен перерыв, представителю Заказчика обеспечена возможность предоставления документальных подтверждений того, что установленным требованиям соответствует товар, эквивалентный комплексу "Колибри", требования к которому установлены аукционной документацией.
Вместе с тем, представителем Заказчика упомянутые документы, подтверждающие наличие соответствующих установленным требованиям эквивалентных товаров, предоставлено не было.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
Кроме того, антимонопольный орган отмечает следующее.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о закупках в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N1236 от 16.11.2015 г. (далее - Постановление 1236) установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.2 Постановления 1236, при осуществлении закупок Заказчики обязаны установить запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Кроме того, в Постановлении 1236 установлено, что Заказчиком подготавливается и утверждается по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок обоснование невозможности установления запрета в соответствии с требованиями Постановления 1236.
Обоснование размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Как следует из материалов жалобы, запрет, в соответствии с требованиями Постановления 1236 Заказчиком не установлен, обоснование невозможности установления данного запрета аукционная документация также не содержит.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч.3 ст.14 Закона о закупках.
Относительно довода Заявителя в части нарушения Заказчиком требований Закона о закупках при описании объекта закупки, а именно при установлении требований к характеристикам закупаемого товара не подлежит удовлетворению.
Комиссия отмечает, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Как было указано выше, при установлении требований к показателям закупаемого товара, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия, изучив материалы жалобы пришла к выводу, что оспариваемые Заявителем требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам товара (к примеру: "Монитор испытуемого - ЖК-монитор с диагональю не менее 34 - наличие") не противоречат требованиям Закона о закупках.
Доказательства обратного в материалах жалобы отсутствуют.
Комиссия также отмечает, что правом, предусмотренным ч.3 ст.65 Закона о закупках податель жалобы не воспользовался.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Студия Виэль" на действия ГКБОУ "Школа-интернат для детей с нарушением слуха и речи" при проведении электронного аукциона на систему биологической обратной связи для организации мониторинга здоровья обучающихся (изв. N 0356200002617000018) обоснованной в части доводов относительно установления требований к ноутбуку, а также в части нарушений требований Постановления Правительства РФ N1236 от 16.11.2015 г.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п.1 ч.1 ст.64, ч.3 ст.14 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленных нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 ноября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2017