Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по усилению свайного основания многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Космонавта Беляева, 43 (изв. N 0156300008717000162),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300008717000162 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по усилению свайного основания многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Космонавта Беляева, 43.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о закупках, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке.
В силу ч. 3 ст. 96 Закона о закупках, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно п. 11.1 проекта контракта:
11.1. Настоящий Контракт подписывается в электронной форме усиленной электронной подписью в соответствии со статьей 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и действует до полного исполнения сторонами обязательств по настоящему Контракту.
Заявитель полагает, что установленный Заказчиком, Уполномоченным органом срок действия контракта является неправомерным и нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 96 Закона о закупках.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что согласно нормам Закона о закупках, срок действия контракта не является существенным условием государственного (муниципального) контракта.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии с п. 2.1 проекта контракта, окончание выполнения работ: не позднее 120 (Ста двадцати) календарных дней с даты заключения Контракта.
Согласно п. 3.4.2 проекта контракта, оплата по настоящему Контракту осуществляется Заказчиком в безналичной форме, в российских рублях, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика за фактически выполненный объем работ на основании акта приемки выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-2, КС-3), подписанных Сторонами, и счетов-фактур, по каждому виду ремонта в течение 15 (Пятнадцати) рабочих дней с момента предоставления указанных документов.
Пунктами 7.3-7.5 проекта контракта установлены следующие сроки приемки результата выполненных работ:
7.3. Заказчик с участием Подрядчика принимает результат выполненного в полном объеме одного из видов работ и в течение 20 (Двадцати) календарных дней с даты получения актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) направляет Подрядчику подписанные документы или мотивированный отказ от приемки работ с указанием конкретных замечаний.
7.4. По завершении всех работ по настоящему Контракту Подрядчик письменно в течение 3 (Трех) рабочих дней извещает Заказчика о готовности Объекта к сдаче в эксплуатацию.
7.5. Заказчик, получивший сообщение Подрядчика и полный пакет исполнительной документации по Объекту, в срок не позднее 15 (Пятнадцати) рабочих дней приступает к приемке результата выполненных работ, назначает проведение рабочей комиссии и обеспечивает участие в ней представителей уполномоченных государственных органов и иных организаций.
Сроки проведения отдельных этапов аукциона в электронной форме установлены Законом о закупках, а также извещением о проведении закупки и документацией об аукционе в электронной форме.
Таким образом, совокупность изложенного свидетельствует о том, что участник закупки способен самостоятельно определить срок действия контракта в целях получения обеспечения исполнения обязательств по контракту в виде банковской гарантии.
Кроме того, участник закупки вправе оформить банковскую гарантию на срок больший, чем указанный в ч. 3 ст. 96 Закона о закупках.
Следовательно, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений требований Закон о закупках в данной части не имеется.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о закупках, обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Пунктом 6 раздела 3 аукционной документации предусмотрено, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Частью 8 ст. 34 Закона о закупках установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042):
за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Вместе с тем, проект контракта по указанной закупке не содержит данных положений Постановления N 1042. Проект контракта содержит исключительно размеры штрафа, начисляемого вследствие ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом в соответствии с п. 3, 5, 6 Постановления N 1042.
Таким образом, Заказчик, Уполномоченный орган, установив повышенные размеры штрафа в отношении подрядчика из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по сравнению с установленными пунктом 4 Постановления N 1042, нарушил требования ч. 8 ст. 34 Закона о закупках.
В действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что при формировании аукционной документации произошла техническая ошибка.
Необходимо отметить, что представитель подателя жалобы на заседание Комиссии не явился, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено, запросы о разъяснении положений документации о закупке ООО "Перспектива" не направлялись, что свидетельствует о том, что участнику закупки были понятны требования, изложенные в документации о закупке.
Более того, подача жалобы посредством электронной почты 20.11.2017 г. (в предпоследний день окончания срока подачи заявок на участие в закупке), по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке.
Кроме того, Комиссия отмечает, что, согласно сведениям, содержащимся в едином реестре членов СРО, опубликованном на официальном сайте Нострой, ООО "Перспектива" (ИНН 631701001) не является членом СРО, и, как следствие, не имеет возможности представить выписку из реестра членов СРО во второй части заявки, требование о предоставлении которой установлено в аукционной документации, и выполнять работы, являющиеся предметом закупки.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по усилению свайного основания многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Космонавта Беляева, 43 (изв. N 0156300008717000162) обоснованной в части установления в проекте контракта повышенных размеров штрафа в отношении подрядчика из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организации.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение ч. 8 ст. 34 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленных нарушений, выдать предписание Заказчику, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 ноября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2017