Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Медикэр" на действия государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА 282/17 "На право поставки лекарственных препаратов (йопамидол) для нужд краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" на 2018 г." (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 13.11.2017 поступила жалоба ООО "Медикэр" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319200064317000238.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Явку своих представителей с документами, подтверждающими личность и полномочия, на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы, заказчик не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения частей 1, 2 статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку в описание объекта закупки были включены терапевтически не имеющие значения показатели лекарственного препарата с МНН "Йопамидол", а именно: требование к отсутствию побочных эффектов, реакций у препарата характерно только для препарата, имеющего торговое наименование "Сканлюкс 300".
Таким образом, по мнению подателя жалобы, вышеуказанные требования не позволяют предложить к поставке взаимозаменяемые лекарственные препараты в рамках МНН "Йопамидол", что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
В обоснование своих доводов податель жалобы ссылается на письма ФАС России от 09.06.2015 N АК/28644/15, от 26.10.2015 N АК/58960/15, от 03.02.2016 N АД/6345/16, от 26.08.2016 N ИА58910/10.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме возражения, согласно которым в оспариваемых положениях документации об электронном аукционе были установлены именно такие требования, которые относятся исключительно к определению функциональных, технических и качественных характеристик необходимого заказчику товара. Участником электронного аукциона может быть в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
На основании вышеизложенного, по мнению заказчика, доводы подателя жалобы являются необоснованными.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (йопамидол) для нужд заказчика на 2018 г. (извещение от 06.11.2017 N0319200064317000238).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при закупке лекарственных средств документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (осуществление закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний) вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Порядок формирования указанного перечня утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1086 "Об утверждении Правил формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан".
Перечень таких лекарственных средств утверждается Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из пунктов 1.7 и 2.4 раздела "Информационная карта о проведении электронного аукциона" аукционной документации следует, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком в Приложении N2 к указанному разделу аукционной документации (далее - Описание объекта закупки).
Исследовав Описание объекта закупки, Комиссия установила, что заказчику к поставке требуется следующее лекарственное средство:
N п/п |
Наименование товара |
Технические характеристики |
1 |
Йопамидол |
Раствор для внутривенного и внутриартериального введения или эквивалент 300 мг йода/мл по 50 мл N1. Показания к применению, виды диагностики: Венография, Церебральная ангиография, Коронарная ангиография, Контрастное усиление при компьютерной томографии Отсутствие побочных эффектов со стороны сердечно-сосудистой системы, таких как артериальная гипертензия, ишемия миокарда, желудочковая аритмия, снижение сократительной функции миокарда, сердечная недостаточность, артериальный тромбоз и постфлебографический тромбофлебит. Отсутствие побочных эффектов со стороны нервной системы, таких как преходящее нарушение ориентации в пространстве или кортикальная слепота, менингизм. Отсутствие побочных эффектов со стороны кожных покровов, таких как синдром Стивенса-Джонсона. Отсутствие побочных реакций со стороны мочевыделительной системы, таких как анурия, олигурия, гематурия. |
В отношении установления требований об отсутствии поименованных побочных эффектов и реакций лекарственного препарата, предусмотренного Описанием объекта закупки, заказчик пояснил, что, являясь медицинским учреждением, он назначает и применяет лекарственные препараты в соответствии с инструкциями по медицинскому применению таких лекарственных препаратов, зарегистрированными в установленном законом порядке.
В соответствии со статьями 73, 98 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) заказчик, а также его медицинские работники несут ответственность, в том числе и уголовную, за лечение больного, результаты такого лечения и применение лекарственных препаратов.
Показания к применению (виды диагностики), побочное действие, дозировка и т.п. лекарственного препарата указываются при его государственной регистрации (п. 4 ч 2 ст. 18 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ)), показания к применению и режим дозирования лекарственного препарата должен быть указан в инструкции по его применению (п.п. "ж", "л" п. 5 ч. 4 ст.18 Закона N 61-ФЗ). В соответствии с разделом 02.04.02 Отраслевого стандарта "Государственный информационный стандарт лекарственного средства. Основные положения" 91500.05.0002-2001 (утв. Приказом Минздрава РФ от 26.03.2001 N 88) инструкция по применению лекарственного препарата для специалистов является официальной информацией, в обязательном порядке сопровождающей обращение лекарственного препарата. При этом инструкция по применению лекарственного препарата для специалистов является официальным документом, содержащим информацию о лекарственном препарате, необходимую и достаточную для его эффективного и безопасного медицинского применения. В целях качественного оказания медицинской помощи, обуславливаемого, в том числе, правильностью выбора методов лечения и степенью достижения запланированного результата лечения (ст. ст. 2, 4 Закона N 323-ФЗ), учреждение обязано применять лекарственное средство только в соответствии с его инструкцией по медицинскому применению.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона N 323-ФЗ установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
В пояснениях заказчик обращает внимание на то обстоятельство, что лекарственные препараты оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, следовательно, при установлении конкретных требований к объекту закупки - лекарственному препарату, важнейшим для заказчика фактором является достижение наилучшего терапевтического эффекта при лечении пациентов, которое можно достичь за счет конкретизации требований об отсутствии поименованных побочных эффектов и реакций лекарственного препарата, предусмотренного Описанием объекта закупки.
В связи с тем, что пациент, после проведения диагностических мероприятий с использованием лекарственного препарата, предусмотренного Описанием объекта закупки, не остается в стационаре заказчика, а направляется по постоянному месту жительства, то требование об отсутствии поименованных в Описании объекта закупки побочных эффектов и реакций лекарственного препарата, являющегося объектом закупки, позволяют исключить опасные осложнения в отсутствие наблюдения со стороны медицинского персонала заказчика.
Таким образом, заказчик руководствовался требованиями действующего законодательства, собственной потребностью и сведениями из инструкции по применению лекарственного препарата при установлении терапевтически значимых для него характеристик лекарственного препарата, имеющего МНН "Йопамидол".
Учитывая вышеизложенную потребность заказчика, Комиссия отмечает, что системное толкование норм права Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика, за исключением требования об объективном характере описания объекта закупки.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Поскольку, исходя из пояснений заказчика, в своей основной деятельности заказчику с целью достижения наилучшего терапевтического эффекта при лечении пациентов принципиально важно приобрести и использовать лекарственный препарат с МНН "Йопамидол", не имеющий поименованных в Описании объекта закупки побочных эффектов и реакций, то совершение заказчиком действий по включению указанных требований в Описание объекта закупки не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, влекущими ограничение количества участников закупки, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, поскольку заказчик является социально значимым объектом и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи, в том числе, посредством использования товара, являющегося объектом закупки.
Из Приложения N 1 к информационной карте аукционной документации следует, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта было выполнено заказчиком на основании осуществленного им анализа рынка путем направления соответствующих запросов хозяйствующим субъектам на предмет уточнения стоимости товара, являющегося объектом закупки, в соответствии с Описанием объекта закупки. На указанные запросы в адрес заказчика поступили 3 (три) коммерческих предложения, содержащих ценовые предложения поставки товаров, являющихся объектом закупки, в объеме, предусмотренном Описанием объекта закупки.
Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что объектом закупки является поставка лекарственного средства, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель такого товара.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в Описании объекта закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия считает необходимым учесть следующую правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009: "основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок".
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что довод подателя жалобы о наличии в Описании объекта закупки требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
Комиссия отмечает, что позиция ФАС России, изложенная в письмах от 09.06.2015 N АК/28644/15, от 26.10.2015 N АК/58960/15, от 03.02.2016 N АД/6345/16, от 26.08.2016 N ИА58910/16, на которые ссылается податель жалобы, указывает на недопустимость включения заказчиком в описание объекта закупки терапевтически не значимых характеристик лекарственных препаратов, влекущих ограничение количества участников закупки, однако оспариваемые подателем жалобы характеристики лекарственного препарата с МНН "Йопамидол", включенные в Описание объекта закупки, являются терапевтически значимыми для заказчика, поскольку путем применения лекарственного препарата с МНН "Йопамидол", не имеющего поименованных в Описании объекта закупки побочных эффектов и реакций, заказчик намеревается достичь наилучшего терапевтического эффекта при лечении пациентов, обеспечить безопасную диагностику для всех групп пациентов.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в обжалуемой части аукционная документация соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО "Медикэр" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 ноября 2017 г. N 1860
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2017