Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Сергеевой Е.А. на действия государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Лесосибирская межрайонная больница" (далее - заказчик) при проведении запроса котировок "Дератизация и дезинсекция зданий и помещений КГБУЗ "Лесосибирская МБ"" (далее - запрос котировок), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 15.11.2017 поступила жалоба ИП Сергеевой Е.А. (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении запроса котировок, извещение N 0319300076417000295.
Существо жалобы: извещение о проведении запроса котировок составлено с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовала представитель заказчика Рогожникова В.С. (доверенность б/н от 20.11.2017, удостоверение личности).
Свою явку либо явку своего представителя на вышеуказанное заседание Комиссии податель жалобы не обеспечила.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании извещения о проведении запроса котировок заказчиком были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
Во-первых, в извещении необоснованно не установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии, поскольку услуги, являющиеся объектом закупки, по мнению подателя жалобы, относятся к медицинским услугам (деятельности) и проводятся в рамках оказания медицинской помощи.
Во-вторых, по мнению подателя жалобы, исходя из извещения невозможно определить какой объем услуг по дератизации и какой объем услуг по дезинсекции необходим заказчику, поскольку в разделе "Описание объекта закупки" в таблице с перечнем объектов, подлежащих обработке, такой информации не содержится, а указаны только площадь и кратность обработки без указания конкретной услуги (дератизации или дезинсекции). Следовательно, невозможно определить сколько и какой площади необходимо обработать заказчику в рамках услуги по дезинсекции, а сколько в рамках услуги по дератизации.
В-третьих, податель жалобы отмечает, что в извещении отсутствует заполненная информация в Приложении N1 к проекту контракта "Перечень объектов, подлежащих обработке".
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме возражения, содержащие мнение о том, что обжалуемые положения извещения о проведении запроса котировок не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, поскольку позволяют определить потребность заказчика. Услуги, являющиеся объектом закупки, не предполагаются к осуществлению в рамках оказания медицинской помощи.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок на дератизацию и дезинсекцию зданий и помещений заказчика (извещение о проведении запроса котировок от 07.11.2017 N0319300076417000295).
На основании пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:
- краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе;
- требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Анализ положений извещения о проведении запроса котировок показал Комиссии, что заказчиком не было установлено требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельность: работы (услуги) по дезинфектологии.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с Законом о лицензировании, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Закона о лицензировании и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Следовательно, если объект закупки связан с осуществлением деятельности, подлежащей лицензированию, извещение о проведении запроса котировок должно содержать требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии, что согласуется с положениями части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Перечень лицензируемых видов деятельности определен Законом о лицензировании, в частности, в соответствии с пунктом 46 пункта 1 статьи 12 Закона лицензированию подлежит медицинская деятельность. Лицензирование деятельности, связанной с производством дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, названным федеральным законом не предусмотрено.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии.
В соответствии с общепринятой терминологией, понятие "дезинфекция" включает в себя удаление или уничтожение возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды и рассматривается как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Таким образом, деятельность по проведению дезинфекционных работ должна рассматриваться в понятиях Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а не в понятиях Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) как профилактика инфекционных заболеваний.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ).
Под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ).
Комиссией принята во внимание следующая позиция, изложенная в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.06.2016 N 14-5/993: "в рамках действующего законодательства Российской Федерации работы (услуги) по дезинфектологии в случае их организации и выполнения при оказании вышеуказанных видов медицинской помощи отнесены к медицинской деятельности и подлежат лицензированию. При осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не является медицинской услугой, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует".
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия отмечает, что объектом закупки являются услуги по дератизации и дезинсекции зданий и помещений заказчика, а не услуги по дезинфектологии.
Изучив содержание пункта "Описание объекта закупки" извещения о проведении запроса котировок, Комиссия установила, что потребностью заказчика является дератизация и дезинсекция зданий и помещений заказчика, перечисленных в указанном положении извещения о проведении запроса котировок путем формирования структурированной таблицы, имеющей графы, поименованные "N пп", "Наименование объекта", "Место нахождения", "Обрабатываемая площадь м2 (один раз в квартал)", "Обрабатываемая площадь м2 (один раз в месяц)". Исходя из указанного способа изложения характеристик услуг, являющихся объектом закупки, участникам закупки предоставлена возможность определить действительную потребность заказчика в объеме одновременного проведения как услуг по дератизации и дезинсекции зданий и помещений заказчика, имеющих определенные площади (пп. NN 1 - 5, 7 - 21), с периодичностью 1 (один) раз в квартал, так и услуг по дератизации и дезинсекции зданий и помещений заказчика, имеющих определенные площади (пп. NN 2, 3, 6, 8, 19), с периодичностью 1 (один) раз в месяц, что не противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Из извещения о проведении запроса котировок прямо не следует наличие потребности у заказчика в оказании услуг по дератизации и дезинсекции зданий и помещений в рамках оказания медицинской помощи. Следовательно, услуги, являющиеся объектом закупки, не предполагаются к осуществлению в рамках оказания медицинской помощи, не являются медицинской деятельностью и не включены в санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи, поскольку из указанного извещения не следует, что услуги, являющиеся объектом закупки, предполагаются к оказанию в рамках проведения медицинского вмешательства или комплекса медицинских вмешательств, направленных на профилактику заболеваний и имеющих самостоятельное законченное значение. Доказательств обратного к моменту проведения заседания Комиссии представлено не было.
Из сведений извещения о проведении запроса котировок следует, что услуги, являющиеся объектом закупки, были классифицированы заказчиком в рамках категории 81.29.11.000 "Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации" группы 81.29 "Услуги по чистке и уборке прочие" класса 81 "Услуги по обслуживанию зданий и территорий" раздела N "Услуги административные и вспомогательные" ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, что также является подтверждением вышеуказанного вывода Комиссии.
На основании вышеизложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что действия заказчика по не установлению требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельность: работы (услуги) по дезинфектологии, не нарушают требований Закона о контрактной системе, поскольку услуги, являющиеся объектом закупки, не требуют наличия лицензии на их оказание у хозяйствующих субъектов.
Вышеуказанные выводы Комиссии согласуются с судебной практикой по делам А33-13642/2014, А33-8284/2014, А33-9869/2014.
В силу части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе по результатам проведении запроса котировок проект контракта составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в заявке на участие в запросе котировок.
Учитывая вышеизложенное, отсутствие каких-либо сведений в Приложении N1 к проекту контракта (в графах таблицы, поименованных "N", "Наименование, место нахождения", "Количество, м2", "Цена, ед", "Сумму"), не противоречит Закону о контрактной системе, поскольку на этапе заключения контракта условия исполнения контракта, предусмотренные извещением о проведении запроса котировок (в том числе, условия, предусмотренные пунктом "Описание объекта закупки"), наряду с ценой, предложенной победителем запроса котировок в заявке на участие в запросе котировок, подлежат включению в проект контракта, в том числе, в содержание Приложения N1 к такому контракту.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в обжалуемой части извещение о проведении запроса котировок не противоречит обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ИП Сергеевой Е.А. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 ноября 2017 г. N 1870
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2017