Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Гришечкиной В.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Дубровиной С.А. - специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителей:
от заказчика - Улановой Н.А., доверенность N 01-04/1693 от 21.11.2017;
от уполномоченного учреждения - Баженова О.В., доверенность N 2 от 09.01.2017.
Представитель от заявителя на заседание комиссии не явился, о времени, дате и месте извещен надлежащим образом.
Рассмотрев жалобу - ООО "Промнет" (далее Заявитель, Общество) на положения документации, утвержденной - Государственным казенным учреждением "Центр государственных закупок Сахалинской области" (далее Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка учебного демонстрационного оборудования, инструментов и расходных материалов для Хай-тэк цеха детского технопарка "Кванториум"" (извещение N 0361200015017006987) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения аукционной документации, утвержденной Уполномоченным учреждением.
По мнению Заявителя жалобы, аукционная документация утверждена с нарушением норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Уполномоченного учреждения не согласился с доводами Заявителя, а также представил устные и письменные возражения, из которых следует, что установленные в аукционной документации требования к объекту закупки не нарушают права и законные интересы Организации как участника закупки.
Комиссия, рассмотрев жалобу, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
Заявитель ссылается на прямой запрет, установленный Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 968), согласно ч. п которого, для целей ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) виды радиоэлектронной продукции, включенные в перечень (Утвержден постановлением N 968) и не включенные в него.
Таким образом, Заявитель полагает, что не включенный в указанный перечень продукцией в один лот с продукцией включенной в этот перечень нарушает требования Постановления N 968. Также Заявитель указывает на то, что Заказчиком неправомерно не установлены условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, согласно Приказу Министерства экономического развития РФ от 05.03.2014 N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На заседании комиссии представители Заказчика и Учреждения с заявленными доводами не согласились, считают жалобу необоснованной.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление N968) утвержден прилагаемый перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Согласно п. 5 Постановления N968 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) виды радиоэлектронной продукции, включенные в перечень и не включенные в него.
Вместе с тем 01.01.2016 вступил в силу Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 (ред. от 13.11.2015) "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Приказ N155), согласно которому определяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в прилагаемой таблице.
Объект закупки: "Поставка учебного демонстрационного оборудования, инструментов и расходных материалов для Хай-тэк цеха детского технопарка "Кванториум" (Код по ОКПД2 32.99.53.130).
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности - код ОКПД2 32.99.53.130 - приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные, что не входит ни в установленный Постановлением N968 перечень, ни в прилагаемую к Приказу N155 таблицу, следовательно, ограничения и запреты в соответствии с Постановлением N968 и Приказом N155 Заказчиком не установлены.
Вместе с тем, в техническом задании аукционной документации указана продукция как включенная, так и не включенная в перечень, установленный Постановлением N968 и Приказом N155, в том числе расходный материал. По мнению Заявителя закупаемые товары не связаны между собой технологически и функционально.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссия установила, что под технологически и функционально не связанными между собой товарами, работами, услугами следует понимать товары, работы, услуги, которые отличаются друг от друга значительными особенностями (деталями), влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результат работ, услуг, являются неоднородными (различными) по своему потребительскому назначению и не могут быть взаимозаменяемыми.
Однако, в случае если комплекс товаров, составляющий предмет торгов, взаимосвязан между собой, составляет единую цельную функционирующую систему, а также подлежит выполнению исключительно при взаимосвязи таких товаров, и объединение таких товаров в предмет одного лота не приводит к ограничению количества участников закупки и, как следствие к ограничению конкуренции на соответствующем рынке.
Кванториумы - это технопарки для детей в возрасте от пяти до восемнадцати.
Огромная структурированные территории, в которых дети бесплатно обучаются, возникают по проекту Министерства образования и науки Российской Федерации и Агентства стратегических инициатив. Так реализуется проект "Новая модель системы дополнительного образования детей в России".
Основная цель поставки учебного демонстрационного оборудования, инструментов и расходных материалов для Хай-тэк цеха - создание и открытие Правительством Сахалинской области детского технопарка "Кванториум-Сахалин".
Детский технопарк "Кванториум-Сахалин" состоит из нескольких учебных направлений: АЭРО, IT, Хай-тек цех, Энерджи, Гео и ПРОМ, по некоторым из них уже проведены электронные аукционы и заключены договора.
Хай-тек цех является ресурсной базой Кванториума для выполнения работ всех квантов по изготовлению прототипов, архитектурных и ландшафтных макетов, опытных образцов изделий, механических частей роботов, роботизированных комплексов, изделий мехатроники и т.д.
Это мастерская, оснащенная высокотехнологичным оборудованием: 3D принтерами и сканерами, станками с ЧПУ и другим современным оборудованием. Работа с ручным и электроинструментом. Изготовление печатных плат. Обучение работе с аэрографом. Резка пленки на плоттере, создание электрических электронных, плат с использованием резисторов, конденсаторов, для дальнейшего использование в создании инженерно-конструкторского продукта (например: квадрокоптер, робот, плата для программирования и т.д.).
Каждая позиция, подлежащая поставке, представляет собой товар, направленный на комплексное оснащение Хай-тек цеха детского технопарка "Кванториум - Сахалин", создания условий для полноценного обучения детей.
Таким образом, Заказчику необходимо одновременное поступление товаров, объединенных в предмете аукциона. Многочисленная дробность приведет к несвоевременному поступлению товаров, что отрицательным образом может отразиться на деятельности, а именно невозможность работы по какому-либо направлению детского технопарка "Кванториум - Сахалин".
Кроме того, расчет начальной (максимальной) цены контракта, был произведен на основании трех коммерческих предложений, предоставленных поставщиками, готовыми осуществит поставку товара одним лотом. По окончанию срока подачи заявок на участие в аукционе была подано две заявки, все из которых допущены.
На основании изложенного, Заказчик имел законные основания для объединения товаров в один лот, указанных в техническом задании, так как итоговой целью являлось создание и открытие Хай-тек цеха, являющимся одним из направлений детского технопарка "Кванториум"; жалоба Заявителя необоснованная.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Промнет" на положения документации, утвержденной - Государственным казенным учреждением "Центр государственных закупок Сахалинской области" при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка учебного демонстрационного оборудования, инструментов и расходных материалов для Хай-тэк цеха детского технопарка "Кванториум"" (извещение N 0361200015017006987) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.В. Солонин
Члены комиссии В.А. Гришечкина
С.А. Дубровина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 22 ноября 2017 г. N 351/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2017