Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - ХаллаевойД.М. - Вр.и.о.руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Мамеднебиева А.М. - Начальника отдела правовой экспертизы и административного производства Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "ТЕНДЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛ" (далее - Заявитель) на действия Агентства по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан (далее - Заказчик) при проведении Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона N 0103200008417005913 на строительство Промышленного парка "Аврора" Карабудахкентского района РД (инженерная инфраструктрура) (далее - Аукцион),
в присутствии представителей:Заказчика - Абдулаева М.М. (доверенность N33 Д/17 от 12.10.2017),Заявителя -Загирова С.С. (доверенность б/н. от 02.10.2017),
в отсутствии представителяУполномоченного органа (извещен),
У С Т А Н О В И Л А:
03.11.2017 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Уполномоченным органом Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается, что документация о закупке не соответствует законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
20.10.2017 Уполномоченным органом в Единой информационной системе были размещены извещение и аукционная документация(с изменениями) по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 28 599 804 рублей.
1. Заявитель указывает, что в п. 30 технического задания требуются "Электроды". При этом, установленные требования не соответствуют государственным стандартам. Так, к примеру, Заказчик требует "Электроды должны быть типа (наименование типа - показатель, значение которого не может изменяться): для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм2; для сварки углеродистых и низколегированных. Электроды с тонким покрытием диаметром (стержня) 4 мм. Механические свойства при нормальной температуре металла шва или наплавленного металла: временное сопротивление разрыву - не более 60 кгс/мм2, относительное удлинение - не менее 16 %. А также же соответствие ГОСТ 9467-75, ГОСТ 9466-75".По мнению Заявителя, исходя из установленных Заказчиком требований невозможно предложить электроды типов Э38 и Э60.
Кроме того, по мнению Заявителя,Заказчиком установлены нестандартные требования, согласно ГОСТу для электродов типа Э60 временное сопротивление разрыву должно быть не менее 60, вместе с тем, Заказчик требует не более 60.
В Таблице 1 ГОСТа 9467-75 установлены механические свойства металла шва, наплавленного металла и сварного соединения, выполненных электродами для сварки конструкционных сталей, а именно:
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное описание объекта закупки свидетельствует о необъективности установленных Заказчиком требований и нарушению п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя.
2. Заявитель указывает, что при описании требований к товару (материалу) "Электроды" установлены следующие требования в том числе: "Электроды с тонким покрытием диаметром (стержня) 4 мм. Диаметр покрытия электрода более 4,5 мм". При этом, в случае если участник закупки выберет 5 мм, то отношение 5 к 4 будет равно 1,25, что уже больше чем установлено согласно ГОСТ.
Вместе с тем, по мнению Комиссии, рассуждения Заявителя о возможном выборе участником закупки изначально неверного варианта значения показателя товара, не свидетельствует о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товару (электроды), поскольку он является расходным.
Комиссией установлено, что в пункте 30 технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к товару (материалу) "Электроды".
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что поскольку от качества электродов зависит сварной шов, Заказчиком для повышения качества работ были установлены требования к товару (материалу) электроды.
Кроме того, в жалобе Заявителя отсутствуют доводы, свидетельствующие о неправомерности установления требований к расходным материалам, используемых при выполнении работ.
Таким образом, по мнению Комиссии, действия Заказчика установившего требования к товару (материалу) электроды не нарушают нормы Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, довод жалобы Заявителя необоснован.
4. Заявитель указывает о неправомерности установления требования к условиям хранения, при описании товара (материала) "Электроды".
Комиссией установлено, что в пункте 30 технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к товару (материалу) "Электроды", в том числе: "Условия хранения- сухие отапливаемые помещения при температуре не ниже плюс 15 °С.".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Следовательно, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать показатели товара, используемого при выполнении работ.
При этом, установленные Заказчиком требования к товару (материалу) "Электроды" - "Условия хранения - сухие отапливаемые помещения при температуре не ниже плюс 15 °С" не являются показателями товара, в связи с чем, требование об указании конкретных значений в составе первой части заявки неправомерно.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
5. Заявитель указывает о неправомерности установления требований к наплавленному металлу при описании требований к товару (материалу) "Электроды".
Комиссией установлено, что в пункте 30 технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к товару (материалу) "Электроды", в том числе: "Механические свойства при нормальной температуре металла шва или наплавленного металла: временное сопротивление разрыву"
Комиссией установлено, что ГОСТ 9467-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы (с Изменением N 1)" содержит требования к показателям металла шва или наплавленного металла.
Доводов и доказательств, свидетельствующих о неправомерности установления требований к наплавленному металлу при описании требований к товару (материалу) "Электроды" Заявителем не представлено.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
6. Заявитель указывает, что Заказчиком указаны возможные виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, с нарушением Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N570.
Согласно ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N570 утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Частью 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N570 установлено:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Заказчиком во исполнение указанных положений законодательства о контрактной системе в Части 5 документации об Аукционе установлено следующее:
"Возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных постановлением Правительства от 15 мая 2017 г. N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам:
1. Земляные работы. Объем в соответствии с разделом 1 локального сметного расчета N 02-02-01.
Устройство фундаментов и оснований. Объем в соответствии с разделом 2 локального сметного расчета N 02-02-01.
Устройство кровли. Объем в соответствии с разделом 4 локального сметного расчета N02-02-01
Внутренние отделочные работы. Объем в соответствии с разделом 10 локального сметного расчета N02-02-01
Фасадные работы. Объемы в соответствии с разделом 11 локального сметного расчета N02-02-01
При этом, в указанные возможные виды работ Заказчиком не включены, содержащиеся в Постановлении Правительства РФ от 15.05.2017 N570 и в сметной документации виды работ:
Возведение несущих конструкций;
Возведение наружных ограждающих конструкций;
Монтаж технологического оборудования;
Устройство наружных электрических сетей и линий;
Устройство наружных сетей водоснабжения;
Устройство трубопроводов;
Благоустройство.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и нарушении Заказчиком ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе.
7. В ходе проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, в рамках рассматриваемой жалобы внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
7.1. В п. 29 "Болты с гайками и шайбами строительные" установлено следующее, в том числе:
"Резьба болта должна быть М22/ М24/ М30. Размер под ключ болта гайки (s) должен быть 35-50 мм. Должен соответствовать нормативным документам: ГОСТ 32484.3-2013, ГОСТ 32484.1-2013, ГОСТ 32484.5-2013".
Согласно ГОСТ 32484.3-2013 (EN 14399-3:2005) "Болтокомплекты высокопрочные для предварительного натяжения конструкционные. Система HR - комплекты шестигранных болтов и гаек (с Поправкой)" п. 3.1 2Конструкция и размеры болтов" установлено следующее:
Для резьбы болта:
М22 размер под ключ болта гайки не менее 35 не более 36;
М24 размер под ключ болта гайки не менее 40 не более 41;
М30 размер под ключ болта гайки не менее 49 не более 50.
При этом,в Приложении ДБ (справочное) вышеуказанного ГОСТа, имеется пункт следующего содержания: "Следует обратить внимание, что в соответствии с ISO 272 размер под ключ у болтов М12 и М22 изменен на 22 мм и 32 мм соответственно".
Таким образом, согласно требованиям Заказчика для болтов М22 размер под ключ составляет от 35 мм, что в свою очередь противоречит требованиям ГОСТа для которых этот показатель составляет 32 мм.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Таким образом, вышеуказанное описание объекта закупки носит необъективный характер и нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
7.2. Комиссией установлено, что 03.11.2017 Заявителем был подан запрос N 100133837 о разъяснении положений документации об Аукционе.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, на поданный участником закупки запрос о разъяснении положений документации об Аукционе, Заказчик не опубликовал в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 и ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, его аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Дагестанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: А.М. Мамеднебиев
В.А. Агамирзаев
К.Г. Магомедов
А.Ш. Магомедов
Исп.:
Магомедов К.Г.
67-20-95
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 13 ноября 2017 г. N 2018А-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2017