Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
Академии ГПС МЧС России: А.А. Сударушкина, Н.Ф. Кузнецовой, М.Ю. Терехова, А.А. Матвеевой,
ООО "Гражданский контроль государственных закупок": Д.В. Доброштан,
рассмотрев жалобу ООО "Гражданский контроль государственных закупок" (далее - Заявитель) на действия Академии ГПС МЧС России (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации питания переменного состава образовательных организаций высшего образования МЧС России (Закупка N 0373100018717000025) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. NМГ/58083/17 от 14.11.2017), Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно объединены в один лот оказания услуг по организации питания одновременно нескольким Заказчикам, в девяти субъектах Российской Федерации, расположенных в пяти Федеральных округах России.
Ч.6 ст.24 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения конкурса могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса с ограниченным участием, в конкурсной документации, отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно извещению о проведении аукциона, документации об аукционе предметом контрактов является оказание услуг по организации питания переменного состава образовательных организаций высшего образования МЧС России.
В соответствии с Извещением о проведении конкурса с ограниченным участием оказание услуг по организации питания должно осуществляться в 9 субъектах Российской Федерации.
Ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе установлено, что лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика не предоставили документов и сведений, подтверждающих необходимость объединения в один лот оказания услуг по организации питания одновременно нескольким Заказчикам, в девяти субъектах Российской Федерации, расположенных в пяти Федеральных округах России, а также не предоставили доказательств того обстоятельства, что, выделение в отдельные лоты услуг по организации питания в соответствии с территориальной принадлежностью невозможно.
Вместе с тем, согласно ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Указанные действия Заказчика по объединению в один лот оказание услуг в девяти субъектах Российской Федерации нивелируют цели законодательства о контрактной системе - открытости и прозрачности, экономии бюджетных средств и
внебюджетных источников финансирования, равноправия участников размещения заказа и обеспечения их справедливой конкуренции.
Кроме того, объединение нескольких субъектов Российской Федерации в один лот исключает возможность участия в конкурсах организаций, заинтересованных в выполнении государственного контракта только в одном субъекте Российской Федерации, а также ограничивает доступ к участию в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства.
Объединение работ по оказанию услуг по организации питания на территории нескольких субъектов Российской Федерации в один лот, лишает лицо, заинтересованное в приобретении права на оказание услуг в одном из субъектов, возможности реализации такого права, навязывая ему произведение работ во всех 9 субъектах Российской Федерации, путем формирования лота.
Навязывание участнику закупки необходимости оказания услуг в субъектах Российской Федерации, в которых данный участник не заинтересован, в силу, например, отсутствия трудовых и финансовых ресурсов, является принуждением к заключению договора и нарушает установленную статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации свободу договора.
Размещение закупки укрупненными лотами нарушает принцип равнодоступности при проведении закупок, исключает возможность участия в конкурсах отдельных участников рынка, ограничивает возможность соперничества за право заключения контракта и выполнения работ по предмету контракта, что может привести к ограничению конкуренции при проведении торгов.
Таким образом, по этой причине лишаются возможности участвовать в конкурсах, например: субъекты малого и среднего предпринимательства -участники рынка, осуществляющие услуги по организации питания, что способствует ограничению доступа к участию в конкурсе указанных лиц.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы, поскольку формирование Заказчиком объекта закупки путем объединения в один лот оказания услуг по организации питания в 9 субъектах Российской Федерации влечет за собой ограничение количества участников закупки, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33, нарушает пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Гражданский контроль государственных закупок" на действия Академии ГПС МЧС России обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии Д.С. Грешнева
Д.А. Сологов
Исп. Грешнева Д.С.
8 (495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 ноября 2017 г. N 2-57-14270/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2017