Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместитель председателя Комиссии - главный государственный инспектор отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
при участии представителей:
Администрации городского округа Троицк: Карацаповой О.И., Струевой М.С.,
в отсутствие представителей ООО "Центр поставок Профит", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.N56091/17 от 01.11.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Центр поставок Профит" (далее - Заявитель) на действия Администрации городского округа Троицк (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на благоустройство муниципальных объектов и объектов территории жилой застройки (Закупка N 0148300006817000084) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 01.11.2017 N56091/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В аукционной документации Заказчиком установлены требования к товарам, необходимым при выполнении работ, например как:
- В п. "Смеси асфальтобетонные дорожные ГОСТ 9128-2013" указано: "Предел прочности при сжатии, при температуре 20 °С", "Предел прочности при сжатии, при температуре 0 °С", "Пористость минеральной части", "Водостойкость", "Вид асфальтобетонной", "Наибольший размер зерен", "Содержание зерен размером , мм, не более 10*, в % по массе", "Содержание зерен размером , мм, не более 5*, в % по массе".
- В п. "Эмульсии битумные" указано: "Остаток на сите N014, % по массе", "Устойчивость при хранении", "Температура размягчения по кольцу и шару", "Растяжимость при 25 °С", "Растяжимость при 0 °С", "Глубина проникновения иглы".
- В п. "Электроды" указано: "Электроды", "Временное сопротивление на разрыв (механические свойства при нормальной температуре металла шва или наплавляемого металла)", "Относительное удлинение", "Ударная вязкость".
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью, из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Комиссией Управления установлено, что в аукционной документации заказчика установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как п. "Смеси асфальтобетонные дорожные ГОСТ 9128-2013" установлены характеристики - "Предел прочности при сжатии, при температуре 20 °С", "Предел прочности при сжатии, при температуре 0 °С", "Пористость минеральной части", "Водостойкость", "Вид асфальтобетонной", "Наибольший размер зерен", "Содержание зерен размером , мм, не более 10*, в % по массе", "Содержание зерен размером , мм, не более 5*, в % по массе", при этом согласно ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия": п.6.5 Для проверки соответствия качества смесей требованиям настоящего стандарта проводят приемо-сдаточные и периодические испытания. П.6.6 При приемо-сдаточных испытаниях смесей отбирают по ГОСТ 12801 одну объединенную пробу от партии и определяют: - температуру отгружаемой смеси при выпуске из смесителя или накопительного бункера; - зерновой состав минеральной части смеси; - содержание вяжущего; - водонасыщение; - предел прочности при сжатии при температуре 50 °С, 20 °С и водостойкость - для горячих смесей; -предел прочности при сжатии при температуре 20 °С, в том числе в водонасыщенном состоянии, и слеживаемость (два-три раза в смену) для холодных смесей. Вышеуказанные показатели для холодных смесей определяют до прогрева. П.6.8 при периодическом контроле качества смесей определяют: - пористость минеральной части; - остаточную пористость; - водостойкость при длительном водонасыщении; - предел прочности при сжатии при температуре 20 °С после прогрева и после длительного водонасыщения для холодных смесей; при температуре 0 °С для горячих смесей; - сцепление битума с минеральной частью смесей; - показатели сдвигоустойчивости и трещиностойкости; - однородность смесей. Для полимерасфальтобетона определяют также температуру трещиностойкости и усталостную прочность.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления к характеристикам товаров, которые не предоставляется возможным определить на момент подачи заявки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Заказчиком в аукционной документации установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как:
- В п. "Доски хвойных пород ГОСТ 8486-86 (с изменениями 1,2,3)" Заказчиком установлены характеристики, такие как: "Влажность пиломатериалов", "Крень", "Сердцевина и двойная сердцевина", "Наклон волокон",
- В п. "Битумы нефтяные дорожные жидкие ГОСТ 11955-82 (с изменениями 1,2,3)" Заказчиком установлены характеристики, такие как: "Количество испарившегося разжижителя", "Температура вспышки, определяемая в открытом тигле", "Температура нагревания", "Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя",
- В п. "Песок для строительных работ ГОСТ 8736-2014 (с поправкой)" Заказчиком установлены характеристики, такие как: "Содержание пылевидных и глинистых частиц", "Содержание глины в комках", "Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф",
- В п. "Растворы цементные ГОСТ 28013-98( с изменением 1)" Заказчиком установлены характеристики, такие как: "минимальная норма подвижности по погружению конуса", "содержание золы-уноса в растворной смеси от массы цемента", "расслаиваемость свежеприготовленной растворной смеси", "водоудерживающая способность растворной смеси", "максимальная норма подвижности по погружению конуса", "группа по эффективности пропаривания портландцемента", "массовая доля ангидрида серной кислоты в портландцементе", "содержание доменных, гранулированных и электротермофосфорных шлаков", "предел прочности при сжатии после пропаривания", "содержание прочих активных минеральных добавок, включая глиеж".
Комиссией Управления установлено, что вышеуказанные показатели не предоставляется возможным определить на момент формирования первой части заявки на участие в данном аукционе, поскольку вышеуказанные характеристики возможно определить после проведения испытаний определенной партии товара согласно положениям соответствующих государственных стандартов на вышеуказанные товары.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр поставок Профит" на действия Администрации городского округа Троицк обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч. 1, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии: И.С. Максимов
Д.С. Грешнева
Максимов И.С. Тел.: (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 ноября 2017 г. N 2-57-13714/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2017