Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителя ГБУ "ГОРМОСТ": В.А. Мигунова,
в отсутствие представителей ООО "Меридиан", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N55810/17 от 31.10.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Меридиан" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "ГОРМОСТ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку металлопродукции для ремонта фонтанов (СМП и СОНО) (Закупка N 0373200557917000313) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх.
N55810/17 от 31.10.2017).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу жалобы, Заказчиком при описании требуемых параметров использованы условные обозначения и знаки (союзы, предлоги), а также из одновременное использование, например "не <", "должно быть не менее указанного ИЛИ должно быть равно указанному", "не >", "не должно быть быть менее И равно указанному", "должно быть не более указанного ИЛИ должно быть равно указанному", "не должно быть более И равно указанного", разъяснения которых отсутствуют в аукционной документации, в частности в Инструкции по предоставлению сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе (далее - Инструкция).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Представитель Заказчика затруднился пояснить и обосновать, ввиду чего в аукционной документации Заказчиком использованы знаки и условные обозначения, разъяснения которых отсутствуют в Инструкции по предоставлению сведений в составе первой части заявки, а также каким образом необходимо трактовать значения, установленные при помощи конструкций "не <" и "не >".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. В составе жалобы указано, что в аукционной документации Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно, к товарам по п.1 "Воздуховод тип 1", п.2 "Воздуховод тип 2", п.3 "Воздуховод тип 3", п.4 "Воздуховод тип 4", п.5 "Воздуховод тип 5": "Масса 1 м"; п.19 "Трубы тип 3": "Плотность стали"; п.3 "Балка двутавровая": "Степень раскисления стали"; п.17 "Задвижка фланцевая": "Рабочее давление".
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Конкретные значения по вышеуказанным характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и приводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все вышеуказанные требования к показателям характеристик вышеуказанных товаров установлены согласно соответствующим ГОСТ. Вместе с тем, представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым показатели по вышеуказанным характеристикам представляется возможным указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара. Так например, показатель "Степень раскисления стали" для товара по п.3 "Балка двутавровая" регламентирует ГОСТ 7565-81 (ИСО 377-2-89) "Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава".
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалоб и о нарушении Заказчиком п. 1 и п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводу жалобы, в аукционной документации Заказчиком неправомерно установлены требования к поставляемым товарам, в частности к товару по п.21 "Резьба": "Материал; Условный проход; Наружный диаметр; Толщина стенки; Покрытие", поскольку указанные требования установлены не к товару, а в конструктивному элементу, который не может быть применен как самостоятельный товар в работах.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить и обосновать, ввиду чего Заказчиком установлены вышеуказанные требования к товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалоб и о нарушении Заказчиком п. 1 и п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. В составе жалобы указано, что Заказчиком в Извещении о проведении электронного аукциона указаны наименования и коды ОКПД2, не имеющие ничего общего с настоящим предметом закупки, так например, для товара "Карниз для штор, металлический, двухрядный, 2-м" Заказчиком установлен код ОКПД2 25.99.29.190 "Изделия прочие из не драгоценных металлов, не включенные в другие группировки", при этом, фактическим материалом является товар по п.20 "Труба", относящийся к коду 24.20.13.110 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные", при закупке которого применяются положения Приказа N155 Минэкономразвития России (далее - Приказ N155). Таким образом, Заказчиком также неправомерно не установлено в аукционной документации применение Приказа N155 (далее - Приказ N155).
В соответствии с п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Приказом N 155 установлен порядок предоставления преференций участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения.
Установлено, что согласно таблице к Приложению к Приказу N 155, в отношении товаров, относящихся к коду ОКПД2 24.20 установлены преференции в соответствии с Приказом N155.
Вместе с тем предметом закупки является в том числе поставка товара п. "Фланцы стальные плоские тип 1 ГОСТ 33259-2015", который относится к коду ОКПД2 25.99.29.190 "Изделия прочие из недрагоценных металлов, не включенные в другие группировки", который, в свою очередь, не включен в Перечень Приказа N155.
Согласно п. 3 Приказа N 155, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 Приказа N 155 в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что код ОКПД2, выбранный в рамках данной закупки, определяется автоматически системой Единой автоматизированной системы торгов в зависимости от КПГЗ. Также представитель Заказчика пояснил, что на участие в аукционе подано 3 заявок, при этом, аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отказе в допуске участникам закупки по вышеуказанным требованиям аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в Извещении о проведении электронного аукциона, в нарушение ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, установлены неправомерные коды ОКПД2 к поставляемым товарам.
Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результат закупки, поскольку согласно пп.8а Приказа N155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный п.3 - 7 Приказа N155, не применяется в случаях, если в рамках одного конкурса (лота), одного аукциона (лота), одного запроса котировок, одного запроса предложений предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в п.1 Приказа N155.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Меридиан" на действия ГБУ "ГОРМОСТ" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение п. 1 и п.2 ч.1 ст.33, ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии: Д.А. Орехов
А.С. Спирякова
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 ноября 2017 г. N 2-57-13588/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2017