Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
ГБУЗ "Центр паллиативной помощи ДЗМ": Серебрякова А.В., Черхниховской А.М.,
ООО "РосФарМ": Л.В. Истоминой,
рассмотрев жалобу ООО "РосФарМ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Центр паллиативной помощи ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку пакетов для стерилизации для ГБУЗ "ЦПМ ДЗМ" в 2017 году (Закупка N 0873200001717000079) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 09.11.2017 NМГ/57166/17.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. На основании п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлены следующие требования к товарам, а именно:
- в позициях N 1-4 Технического задания Заказчиком установлен "Срок сохранения стерильности упакованных изделий не менее 24 мес", "Кол-во пакетов в упаковке не менее 200 шт". По мнению Заявителя, данное требование является избыточным и необоснованным, поскольку, как утверждает Заявитель, согласно положениям Методическим указаниям по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения МУ-287-113 от 30.12.1998 г. в случае хранения медицинских изделий, простерилизованных в упаковках сроком от двух до пяти лет, необходимо проводить контроль на стерильность не менее 1% от числа одновременно простерилизованных изделий одного наименования, но не менее двух изделий медицинского назначения одного наименования. Кроме того, большинство производителей фасуют продукцию по 100 шт в упаковке. Просим исключить требование к упаковке.
На основании ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе представитель Заказчика пояснил, что указанные характеристики установлены исходя из потребности Заказчика, поскольку для оказания паллиативной помощи в структуре Заказчика выделена выездная патронажная служба по оказанию помощи пациентам на дому, в ходе которой пациентам выдаются расходные материалы, упакованные в пакеты для стерилизации.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе представителем Заявителя не представлено сведений, подтверждающих невозможность поставки требуемых товаров с указанным сроком сохранения стерильности и в необходимом количестве.
Таким образом, данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. Также, по мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров по 1-4 Технического задания: "Размер пор не более 20 мкм; плотность не менее 60 г/м2; pH от 5,0 до 8,0; Сульфатов менее 0,013 %; Предел прочности на разрыв в сухом состоянии MD не менее 6,0 kN/m; предел прочности на разрыв в сухом состоянии CD не менее 3,2 kN/m; Сопротивление продавливанию в сухом состоянии более 320 кРа; Сопротивление продавливанию во влажном состоянии более 130 кРа; Пропускная способность не менее 680 мл/мин".
Конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам обжалуемых позиций не представляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, обжалуемые значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам возможно указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено сведений, на основании чего, в том числе на основании каких нормативных документов Заказчиком установлены указанные требования к товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы по позиции N 5 Технического задания Заказчику требуется Лоток для стерилизации, которому по совокупности требуемых характеристик соответствует товар единственного производителя ITN Medical (Германия).
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика представлены регистрационные удостоверения на медицинские изделия, согласно которым требованиям документации об аукционе соответствуют товары производства ITN Medical (Германия), DGM Pharma-Apparate Handel AG (Швейцария) и ООО "Интерсэн - плюс" (Россия).
Однако, из указанных документов не следует, что указанные товары соответствуют совокупности всех характеристик Технического задания по данной позиции помимо размеров.
Вместе с тем представителем Заявителя представлено письмо от официального представителя DGM Pharma-Apparate Handel AG (Швейцария) ООО "Фармстандарт-Медтехика", согласно которому указанные лотки не поставляются на территорию Российской Федерации.
Таким образом, представителем Заказчика не представлено сведений, подтверждающих возможность поставки товара различных производителей.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе подана одна заявка.
Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводу жалобы положения аукционной документации вводят участников закупки в заблуждение.
В п.17.1 Информационной карты указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1. Согласие участника аукциона на поставку товара в случае, если участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в аукционной документации содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания, (при наличии) фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в аукционной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным аукционной документацией.
2. Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания, (при наличии) фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара .
В случае отсутствия в составе документации формы "сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2012 г. N 67-ПП "О системах закупок города Москвы", либо не заполнении заказчиком такой формы, участник аукциона предоставляет согласие на поставку товара или выполнение работ, оказание услуг, для которых используется товар.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к параметрам товаров указаны в Техническом задании, а также, что форма "сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме" в составе аукционной документации отсутствует, таким образом участники закупки при подаче заявки на участие в аукционе выражают только согласие на поставку товара на условиях документации об аукционе.
Кроме того, согласно доводу жалобы Заказчиком дан ответ на запрос разъяснений положений аукционной документации изменяющей ее суть.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Согласно доводу жалобы, Заказчиком были опубликованы Разъяснения положений документации об электронном аукционе от 01.11.2017 NРД1, согласно которым в связи с тем, что в составе документации форма "сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме" отсутствует/не заполнена Заказчиком, основанием для допуска и признания участником аукциона является представление в составе первой части заявки согласия на поставку товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РосФарМ" на действия ГБУЗ "Центр паллиативной помощи ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Е.А. Миронова
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 ноября 2017 г. N 2-57-13988/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2017