Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
ФКУ "ГУ АЗ Минфина России": Р.И. Поздеева, М.В. Тумасяна,
ООО "Аванстрой": И.В. Арищенкова,
рассмотрев жалобу ООО "Аванстрой" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "ГУ АЗ Минфина России" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на комплексное обслуживание имущественного комплекса дачного хозяйства (Закупка N 0373100066917000164) (далее - открытый конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса.
Заявитель обжалует действия Заказчика выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика путем проведения открытого конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 13.11.2017 N МГ/57852/17.
В результате рассмотрения жалобы, учитывая представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам Заявителя, закупка осуществляется на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию имущественного комплекса дачного хозяйства, при этом объектом закупки не является оказание комплексных услуг по обслуживанию помещений, поскольку техническим заданием не предусмотрено, в том числе, оказание услуг по обеспечению охраны и безопасности здания, а также услуг доставки почты, услуг службы приема, услуг прачечных.
Заказчиком выбран код общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2) 81.10.10.000 - "Услуги по обслуживанию помещений комплексные", а также способ определения поставщика - открытый конкурс, что, по мнению Заявителя, неправомерно, так как закупка данных услуг должна осуществляться в виде электронного аукциона в соответствии с требованиями ст.59 Закона о контрактной системе, так как в составе работ по данному конкурсу предусмотрены работы и поставка товаров (аренда), закупка которых должна проводиться виде электронного аукциона.
На основании ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе, Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе, конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Буквальное толкование приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Заказчик должен проявлять добросовестность и осмотрительность ввиду возможного необоснованного ограничения круга участников закупки.
Согласно ч. 1 ст. 27 Закона о контактной системе, участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контактной системе.
На основании ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
Перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" (далее - Перечень).
Таким образом, при избрании способа определения поставщика определяющим фактором является предмет государственного контракта, который, в свою очередь, соотносится с позициями Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), принятого и введенного в действие Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
В настоящем случае Заказчиком избран способ проведения закупочной процедуры в форме открытого конкурса, при этом выбран код по 81.10.10.000 "Услуги по обслуживанию помещений комплексные".
Выбор конкретного кода по ОКПД2 основан на оценке подлежащих описанию требуемых услуг, а процесс описания услуг связан с полнотой и достоверностью сведений об услугах (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение для классификации услуг имеет их разграничение (критерии разграничения) по позициям ОКПД2 в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Объектом указанной закупки является оказание услуг по комплексному обслуживанию имущественного комплекса дачного хозяйства.
Согласно п.6 Технического задания, комплексное обслуживание имущественного комплекса дачного хозяйства включает в себя, в том числе:
- проведение текущего ремонта инженерных систем и оборудования;
- проведение пусконаладочных работ, проведение испытаний инженерных систем оборудования на территории Объекта;
- ввод в эксплуатацию вновь смонтированных систем и оборудования Объекта.
Вместе с тем, на основании положений упомянутого Распоряжения, группировка услуг 81.10.10.000 ОКПД2 включает в себя: предоставление комплексных услуг по обслуживанию помещений клиента, таких как общая уборка, техническое обслуживание, вывоз мусора, обеспечение охраны и безопасности, доставка почты, услуги службы приема, услуги прачечных и т. д. Кроме того, данная группировка услуг не включает предоставление только одной из вспомогательных услуг (например, услуги по общей уборке).
При этом Техническим заданием конкурсной документации предусмотрено выполнение работ, отнесенных в том числе к кодам ОКПД2: 26.30.50 "Устройства охранной или пожарной сигнализации или аналогичная аппаратура" и 43.21.10.140 "Работы по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации", 43.22.12 "Работы по монтажу систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха", 33.12.29.000 "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования специального назначения".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что предмет указанной закупки не отвечает выбранному коду ОКПД2 81.10.10.000, а также что указанная закупка должна осуществляться путем проведения электронного аукциона. Осуществление закупки в данном случае путем проведения открытого конкурса неправомерно.
Согласно ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Таким образом, осуществление закупки в данном случае путем проведения открытого конкурса неправомерно.
Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение положений ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48, ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе неверно выбран способ определения исполнителя контракта.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аванстрой" на действия ФКУ "ГУ АЗ Минфина России" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48, ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии Д.А. Орехов
Е.А. Миронова
Исп. Е.А. Миронова
8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 ноября 2017 г. N 2-57-14181/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2017