Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спирякова,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ им. В.В. Вересаева ДЗМ": В.В. Васильева, П.В.Голинкевича,
ООО "Консалт-Групп": С.А. Анюхина,
рассмотрев жалобу ООО "Консалт-Групп" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. В.В. Вересаева ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для отделения травматологии ГБУЗ "ГКБ им. В.В. Вересаева ДЗМ" (квота) (Закупка N 0373200001317000416) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/56899/17 от 07.11.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводу жалобы, Заказчиком неправомерно включены в один лот функционально не связанные товары, а именно: "Комплект имплантантов с винтами для остеосинтеза бедренной кости", в комплект которого входят такие медицинские изделия, как: инцизная пленка, инструмент сшивающий, абсорбирующая повязка, универсальный комплект белья, при этом, в Извещении о проведении электронного аукциона указано, что объектом закупки является комплект расходных материалов дла проведения артроскопической пластики сустава (спицы, электрод, резак, трубки) и выбран код ОКПД2 32.50.22.127 "Шины и прочие приспособления для лечения переломов".
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что код ОКПД2 32.50.22.127 "Шины и прочие приспособления для лечения переломов" включает в себя весь спектр, связанный с переломами любых частей организма, включая суставы. Самым распространенным вариантом перелома, в случае которого осуществляется оказание ВМП является перелом шейки бедра, лечение которого подразумевает под собой не только установку имплантантов, обеспечивающих процесс заживления перелома, но и пластику мягкий тканей для сохранения функциональности работы всего сустава. В Единую автоматизированную информационную систему торгов города Москвы "Комплект расходных материалов для проведения артроскопической пластики сустава (спицы, электрод, резак, трубки)" является одной из составляющих общего кода ОКПД2 32.50.22.127.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления Заявителем не представлены документы или сведения, подтверждающие обоснованность довода жалобы, а также свидетельствующие об ограничении количества участников закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. В составе жалобы указано, что Заказчиком неправомерно установлены в аукционной документации требования к товарам, которые можно выяснить только после проведения испытаний определенной партии товара, при этом, значения параметров не указывается производителями в открытом доступе в сети "Интернет", а также не содержатся в каталогах. Так, например, Заказчиком установлены требования к поставляемому товару по п. "Абсорбирующая повязка": "Абсорбирующая прокладка должна состоять из волокон, изготовленных из вискозы и полиэстера со степенью абсорбации не менее 17г\100 кв.см и степенью абсорбации под давлением не менее 16г\100кв.см".
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Представитель Заказчика пояснил, что значения вышеуказанных требований к товару по п."Абсорбирующая повязка" регламентирует ГОСТ ISO 10993-16-2011 "Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий. Часть 16. Моделирование и исследование токсикокинетики продуктов деградации и вымывания", при этом, указанные требования являются минимальными требованиями к данному виду медицинских изделий. Также Заказчик пояснил, что техническая часть аукционной документации составлена в соответствии с потребностью Заказчика, обусловленной необходимостью в поставке товара по п. "Абсорбирующая повязка" с указанными требованиями. Кроме того, ГОСТ ISO 10993-16-2011 носит рекомендуемый характер и описывает малую часть используемых абсорбирующих повязок, что, в свою очередь, не означает отсутствие на рынке товара по п."Абсорбирующая повязка" с дополнительными характеристиками.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающих обоснованность довода жалобы, в том числе обоснование, ввиду чего указанные требования являются неправомерными, и подтверждающих невозможность указания значений по данным параметрам в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы, в аукционной документации Заказчиком неправомерно не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании требования, условные обозначения и терминология товаров, так, например, для имплантантов и винтов, используемых при остеосинтезе предусмотрен межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 14602-2012 "Неактивные хирургические имплантаты. Имплантаты для остеосинтеза. Технические требования", таким образом, данный стандарт устанавливает частные требования к неактивным хирургическим имплантантам для остеосинтеза.
Представитель Заказчика пояснил, что согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N184 "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) действие Закона о техническом регулировании не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, федеральные государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг, стандарты оценочной деятельности, стандарты распространения, предоставления или раскрытия информации, минимальные социальные стандарты, стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг, профессиональные стандарты, стандарты социальных услуг в сфере социального обслуживания, стандарты медицинской помощи. Также Заказчик пояснил, что техническая часть аукционной документации составлена в соответствии с потребностью Заказчика, обусловленной необходимостью в поставке товара по п. "Абсорбирующая повязка" с указанными требованиями. Кроме того, ГОСТ ISO 14602-2012 носит рекомендуемый характер и описывает малую часть используемых имплантантов для остеосинтеза, что, в свою очередь, не означает отсутствие на рынке товара по п. "Абсорбирующая повязка" с дополнительными характеристиками.
На заседание Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документы и сведения, подтверждающих обоснованность довода жалобы, в том числе подтверждающих невозможность указания значений по данным параметрам в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно установлены ограничения в соответствии с положениями приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155), поскольку в соответствии с Приказом N155 закупка инструментов и оборудования медицинского с кодом ОКПД2 32.5 осуществляется с применением Приказа N155. Вместе с тем, хирургическое белье не относится к инструментам и оборудованию.
Согласно ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются, в частности, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно п.1 Приказ N 155 определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в прилагаемой таблице, в которую включен код ОКПД2 32.5.
Согласно пп. "а" п.8 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, преференции не применяются, в том числе, в случае, если в рамках одного конкурса (лота), одного аукциона (лота), одного запроса котировок, одного запроса предложений предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в п.1 Приказа N 155.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком выбран код ОКПД2 32.50.5 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие)", при этом, универсальный комплект хирургического белья, к которому установлены требования в рамках закупки, относится к коду ОКПД2 32.50.5.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документы и сведения, подтверждающих обоснованность довода жалобы, в том числе подтверждающих, что часть товара, закупаемая Заказчиком в одном лоте, не подпадает под действия Приказа N155.
Таким образом, данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
5. Согласно доводу жалобы, Заказчиком в Форме-2 установлены требования к товару по п. "Абсорбирующая повязка": "Абсорбирующая прокладка должна состоять из волокон, изготовленных из вискозы и полиэстера со степенью абсорбации не менее 17г\100 кв.см и степенью обсорбации под давлением не менее 16г\100кв.см; Степень обсорбации не менее 17г\100; Степень обсорбации под давлением не менее 17г\100кв.см; Размер обсорбирующей повязки 23х8см; Размер повязки 15х8см", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку в Техническом задании Заказчиком установлено, что "Абсорбирующая прокладка должна состоять из волокон, изготовленных из вискозы и полиэстера со степенью абсорбации не менее 17г\100 кв.см и степенью обсорбации под давлением не менее 16г\100кв.см; Количество типоразмеров не менее 3 шт; Размер повязки не менее 15х8см; Размер обсорбирубщей повязки не менее 23х8см; Размер повязки не менее 15х8см".
Представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком в Техническом задании установлены вышеуказанные требования к товару ввиду технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в аукционе подано 2 заявок, при этом, аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отказе в допуске участникам закупки по вышеуказанным требованиям аукционной документации.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Консалт-Групп" на действия ГБУЗ "ГКБ им. В.В. Вересаева ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требования к товару по п. "Абсорбирующая повязка".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии А.С. Спирякова
З.У. Несиев
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 ноября 2017 г. N 2-57-13933/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2017