Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 ноября 2017 г. N 2-57-14163/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей:
Департамента ГОЧСиПБ: А.А. Сионова, В.В. Федорова, К.Ш. Аршбы,
АО "СОГАЗ": Г.Е. Егорова, В.В. Костенко,
рассмотрев жалобу АО "СОГАЗ" (далее - Заявитель) на действия Департамента ГОЧСиПБ (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на закупку в 2018 году услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности транспортных средств Департамента ГОЧСиПБ, государственных учреждений, находящихся в ведомственном подчинении Департаменту ГОЧСиПБ (Закупка N0173200002617000140) (далее - конкурс, открытый конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса.
Заявитель обжалует действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся в признании заявки Заявителя на участие в конкурсе не соответствующей требованиям конкурсной документации по результатам повторного рассмотрения и оценки заявок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/57865/17 от 13.11.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Управления установила следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 02.11.2017 NПРО1 конкурсная заявка ООО "СОГАЗ" признана несоответствующей требованиям конкурсной документации по следующему основанию: "Заявка не соответствует требованиям извещения\документации не соответствует требованиям конкурсной документации (цена, предложенная участником закупки ниже цены, рассчитанной с применением минимального значения базовых тарифных ставок 8 478 455,67 рублей)".
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика сообщили, что контракт по результатам конкурса не заключен, карточка контракта не сформирована и сведения о контракте не размещены в единой информационной системе.
Согласно ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
На основании ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно ч.1 ст.51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по ОСАГО осуществляется посредством установления Банком России актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Ч.1 ст.9 Закона об ОСАГО предусмотрено, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со ст.8 Закона об ОСАГО.
Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заявителем предложена цена контракта 8 478 455,67 рублей, что противоречит п.34.1 Информационной карты конкурсной документации, согласно которому при оценке заявок по критерию "Цена контракта" лучшим условием исполнения контракта признается предложение участника конкурса с наименьшей ценой контракта, которая не может быть ниже цены, рассчитанной с применением минимального значения базовых тарифных ставок (Приложение 2 к Техническому заданию).
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представители Заявителя сообщили, что при расчете страховой премии по 4 позициям технической части конкурсной документации, а именно по п.360, 374, 648 и 739, Заявитель руководствовался п.5 Приложения N 4 к Указанию Банка России от 19.09.2014 N 3384-У, согласно которому максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать 3-кратный размер базовой ставки страхового тарифа, скорректированного в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, поскольку в расчете начальной (максимальной) цены контракта Заказчика рассчитанная страховая премия по данным позициям превышает трехкратный размер базовой ставки страхового тарифа.
Так, Комиссией Управления установлено, что, например, для п.360 технической части конкурсной документации Заказчиком рассчитана страховая премия в размере 29054,52 руб. с применением минимальной базовой ставки 3509 руб и в частности установленным КТ=2 (коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства). При этом, согласно расчету, представленному Заявителем, по данной позиции, страховая премия рассчитана на основании п.5 Приложения N 4 к Указанию Банка России от 19.09.2014 N 3384-У с применением минимальной базовой ставки 3509 руб., что соответствует п. 34.1 Информационной карты конкурсной документации, скорректированной с учетом КТ, а именно: 3509*2*3(трехкратный размер) = 21054 руб, что составляет разницу с расчетом Заказчика в размере 8000,52 руб. По п. 374 разница с расчетом Заказчика составляет 5310,67 руб, по п.648 - 3705,50 руб, по п.739 - 2717,09 руб. В сумме разница в расчете страховых премий по 4 указанным позициям составила 19733,78 руб, на размер которой снизил предложение о цене контракта
ООО "СОГАЗ" в составе своей конкурсной заявки.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика возразил, указав, что п.5 Приложения N 4 к Указанию Банка России от 19.09.2014 N 3384-У также установлено, что при применении коэффициента КН, предусмотренного п.9 приложения N2 к Указанию Банка России от 19.09.2014 N 3384-У, максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать 5-кратный размер базовой ставки страхового тарифа.
Вместе с тем, согласно п.4 Приложения N 4 к Указанию Банка России от 19.09.2014 N 3384-У коэффициент КН применяется страховщиками при заключении договора обязательного страхования на год, следующий за периодом, в котором страховщику стало известно о совершении предусмотренных п.3 ст.9 Закона об ОСАГО действий (бездействии), в случае нахождения транспортного средства, указанного в страховом полисе, у собственника, указанного в страховом полисе.
П.9 приложения N2 к Указанию Банка России от 19.09.2014 N 3384-У при наличии нарушений, предусмотренных п.3 ст.9 Закона об ОСАГО, применяется коэффициент КН - 1,5.
Согласно п.3 ст.9 Закона об ОСАГО страховыми тарифами предусматриваются коэффициенты, которые применяются при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: сообщивших страховщику заведомо ложные сведения о запрошенных им обстоятельствах, влияющих на страховую премию по договору обязательного страхования, что повлекло за собой ее уплату в меньшей сумме по сравнению с той суммой, которая была бы уплачена при сообщении владельцами транспортных средств достоверных сведений; умышленно содействовавших наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков либо заведомо исказивших обстоятельства наступления страхового случая в целях увеличения страхового возмещения; причинивших вред при обстоятельствах, явившихся основанием предъявления регрессного требования.
Указанные в п.3 ст.9 Закона об ОСАГО коэффициенты применяются страховщиками при заключении или продлении договора обязательного страхования на год, следующий за периодом, в котором страховщику стало известно о совершении предусмотренных данным пунктом действий (бездействии).
Однако Комиссией Управления установлено, что при расчете начальной (максимальной) цены контракта, в том числе по п.360, 374, 648, 739, Заказчиком не использовался коэффициент КН, при этом на заседании Комиссии Управления представители Заказчика затруднились указать, в каком положении конкурсной документации имеется информация о совершении действий, предусмотренных п.3 ст.9 Закона об ОСАГО.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что действия конкурсной комиссии Заказчика при отклонении заявки Заявителя по основанию, указанному в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, противоречат положениям ч.3 ст.53 Закона о контрактной системе, в связи с чем довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу АО "СОГАЗ" на действия Департамента ГОЧСиПБ, конкурсной комиссии Заказчика признать обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение ч.3 ст.53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии А.С. Спирякова
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н.(495) 784-75-05 (153)
1.Департамент ГОЧСиПБ
125009, Москва, ул. Тверская, д.8/2, корп. 2
2. АО "СОГАЗ"
107078, Москва, пр-кт Академика Сахарова, д. 10
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-14163/77-17 об устранении нарушений
Законодательства об осуществлении закупок
16.11.2017 Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
на основании решения Комиссии от 16.11.2017 по делу N2-57-14163/77-17, по итогам рассмотрения жалобы АО "СОГАЗ" (далее - Заявитель) на действия Департамента ГОЧСиПБ (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на закупку в 2018 году услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности транспортных средств Департамента ГОЧСиПБ, государственных учреждений, находящихся в ведомственном подчинении Департаменту ГОЧСиПБ (Закупка N0173200002617000140) (далее - открытый конкурс, конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, конкурсной комиссии отменить Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
2. Конкурсной комиссии рассмотреть заявки на участие в конкурсе, поданные участниками закупки, в том числе Заявителем, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 16.11.2017 по делу N2-57-14163/77-17.
3. Заказчику, конкурсной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями Законодательства об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 16.11.2017 по делу N2-57-14163/77-17.
4. Заказчику, конкурсной комиссии в срок до 22.12.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92), или электронной почте по адресу: .
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии А.С. Спирякова
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н.(495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 ноября 2017 г. N 2-57-14163/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2017