Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России: В.А. Самборской, А.Ю. Висящева,
в отсутствие представителей ООО "Перспектива", о времени и месте заседания уведомленных надлежащим образом, письмом Московского УФАС России NМГ/58709/17 от 16.11.2017,
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Административное здание Филиала ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в Пензенской области, расположенное по адресу: Пензенская обл., г. Пенза, ул. Совхоз Техникум, д. 59 (Закупка N 0337100017717000268) (далее - аукцион, электронный аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. NМГ/58709/17 от 16.11.2017) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в проекте контракта установлены противоречивые сведения об объеме обязательств по привлечению к исполнению контракта субпоставщиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу ч.5 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе установлено, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч. 1 ст.30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в ч. 4 ст.30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Комиссией Управления установлено, что в п. 1.4 проекта контракта установлены следующие обязательства исполнителя: "Работы выполняются иждивением Подрядчика - с использованием собственного оборудования, инструментов, из своих материалов, собственными средствами, а также привлеченными силами и средствами. При привлечении к выполнению Работ третьих лиц Подрядчик обязан привлекать субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 30% от цены Контракта, установленной в п. 2.2. настоящего Контракта".
При этом, в п. 4.3.10 проекта контракта Заказчиком установлено следующее: "Подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в объеме 30% (тридцать процентов) от цены Контракта". Кроме того, в Извещении о проведении электронного аукциона от 02.10.2017 NИИ2 установлено, что Подрядчик привлекает к выполнению Работ субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 30% (Тридцати процентов) от цены Государственного контракта.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что установленное в п. 1.4 проекта контракта требование об объеме обязательств по привлечению к исполнению контракта субпоставщиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не менее 30% от цены контракта установлено в следствие технической ошибки, при этом, верный объем обязательств установлен в Извещении о проведении электронного аукциона и в п. 4.3.10 проекта контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком нарушены нормы Закона о контрактной системе при установлении дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 в части не установления конкретной группы работ, по которой необходимо представить документы, подтверждающие опыт исполнения контракта (договора).
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными Приложением N 1 к Постановлению.
Согласно п. 2 Приложения N 1 к Постановлению при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с Приложением N1 к Поставновлению <*> требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)".
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N 0337100017717000268 объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Административное здание Филиала ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в Пензенской области.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что предусмотренные контрактом работы относятся к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в Извещении об осуществлении закупки и документации о закупке Заказчиком установлены вышеуказанные требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения вышеуказанных строительных работ, при этом указаны обе группы работ строительных, что не отвечает требованиям ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно установлены разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта, что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет объективно оценить условия участия в аукционе.
В силу ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в Извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроках и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Комиссией Управления установлено, что в п. 11.2 проекта контракта установлен срок действия банковской гарантии, в случае, если победитель представляет ее в качестве обеспечения исполнения контракта, а именно: "Срок действия обеспечения исполнения Контракта в виде банковской гарантии: с даты заключения настоящего Контракта и по истечении месяца с даты окончания срока действия настоящего Контракта".
При этом, в п. 11.3 проекта контракта установлены условия и сроки возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта: "Срок возврата обеспечения исполнения Контракта в виде денежных средств: в течение 15 (Пятнадцати) дней со дня принятия Заказчиком исполненных Подрядчиком обязательств по настоящему Контракту в полном объеме по письменному заявлению Подрядчика", что не противоречит положениям Закона о контрактной системе. При этом, Законом о контрактной системе не предусмотрен запрет на установление различных сроков возврата обеспечения исполнения контракта в зависимости от выбранного способа такого обеспечения.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления представители Заявителя не явились, а также в материалах жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих данные доводы, в частности, отсутствует указание на конкретную норму Закона о контрактной системе, которую, по мнению Заявителя, нарушил Заказчик установив сроки возврата обеспечения исполнения контракта таким образом. Также, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что установление таких требований влечет за собой ограничение количества участников и не позволяет объективно оценить условия участия в данном электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России обоснованной в части установления противоречивых требований относительно объемов привлечения соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, а также не установления конкретной группы работ, по которой необходимо представить документы, подтверждающие опыт исполнения контракта (договора).
2.Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 6 ст. 30, ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены комиссии Д.С. Грешнева
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И. (495) 784-75-05(доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 ноября 2017 г. N 2-57-14438/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2017