Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителя ГКУ АЗ (КС) ДЗМ: И.И. Шевченко,
в отсутствие представителей ООО "СТРОЙКВЕСТ", о времени и месте заседания уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России NМГ/58723/17 от 16.11.2017,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙКВЕСТ" (далее - Заявитель) на действия ГКУ АЗ (КС) ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке помещений в зданиях Государственного казенного учреждения "Агентство по закупкам (контрактная служба) Департамента здравоохранения города Москвы" в 2018 году (Закупка N 0873200009817002183) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушениях, допущенных при составлении аукционных документаций.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/58723/17 от 16.11.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, не являющимся предметом закупки, а представляющими собой технологическое оборудование с помощью которого оказываются услуги, предусмотренные Техническим заданием, а именно: п. 1 "Стремянка", п. 2 "Ведро тип 1", п. 3 "Ведро тип 2", п. 4 "Опрыскиватель", п. 5 "Рукоятка", п. 6 "Совок и щетка в комплекте", п. 7 "Тележка уборочная тип 1", п. 8 "Тележка уборочная тип 2", п. 9 "Держатель мопа веревочного", п. 10 "Держатель под ушки", п. 11 "Держатель МОПа складной", п. 12 "Щетка-утюжок для универсального применения", п. 13 "Табличка "Осторожно! Мокрый пол" ", п. 14 "Швабра-сгон без рукоятки", п. 15 "Рукоятка для швабры-насадки", п. 16 "Держатель шубки", п. 17 "Шубка для стекла", п. 18 "Стеклоочиститель", п. 20 "Шест телескопический", п. 21 "Метелка для удаления пыли", п. 22 "Табличка пластиковая "Уборка помещений"", п. 23 "Шпатель", п. 24 "Ведро оцинкованное", п. 25 "Швабра без щетины", п. 26 "Удлинитель силовой с заземлением", п. 27 "Веник домашний".
Кроме того, указанные товары не учтены при расчете начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводам жалобы относительно того, что указанные товары не учитывались при расчете начальной (максимальной) цены контракта и не являются предметом закупки. Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что требования к указанным товарам установлены с целью описания необходимых товаров и материалов к использованию исполнителем при оказании услуг для обеспечения удобства функционирования организации Заказчика при оказании исполнителем данных услуг.
Комиссией Управления установлено, что требования к вышеуказанным товарам установлены Заказчиком в Форме-2, необходимой к заполнению при подаче заявки на участие в электронном аукционе, что нарушает положения п.1 ч.1, ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Кроме того, Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком в Форме-2 установлены избыточные требования к товарам, представляющие собой требования к химическому составу, компонентам товара, а также упаковке, что не влияет на качество оказания услуг, предусмотренных аукционной документации и создает дополнительные ограничения доступа к участию в аукционе.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в Форме-2 установлены максимальные и минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, для требуемых товаров, в частности:
- В п. 1 "Стремянка" установлено требование: "Масса";
- В п. 19 "Перчатки ПВХ" установлены требования: "Толщина нити", "Наличие в составе х/б", "Наличие в составе полиэстера";
- В п. 28 "Мешки для мусора в рулоне тип 1", п. 29 "Мешки для мусора в рулоне тип 2" установлено требование: "Плотность материала";
- В п. 31 "Мыло хозяйственное" установлены требования: "Содержание жирных кислот", "Содержание щелочей", "Водородный показатель рН";
- В п. 33 "Жидкое мыло" установлены требования: "Плотность при t = 20 С", "Показатель рН", "Вид упаковки", "Объем";
- В п. 35 "Освежитель воздуха" установлены требования: "Объем", "Наличие кнопки для легкого распыления";
- В п. 36 "Кислотное средство для очистки и дезинфекции сантехники и кафельной плитки", п. 37 "Универсальное средство для уборки помещений", п. 38 "Концентрированное средство для мойки стекол и зеркал" установлены требования: "Водородный показатель рН", "Плотность", "Дозировка на 1 литр при слабых загрязнениях", "Дозировка на 1 литр при средних загрязнениях", "Дозировка на 1 литр при сильных загрязнениях".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления подобных требований к товарам, в том числе, затруднился пояснить каким образом, требования к упаковке товара и его масса оказывает влияние на качество оказываемых услуг, предусмотренных аукционной документацией. Кроме того, на заседание Комиссии Управления не представлено документов и сведений, подтверждающих возможность определения конкретных значений таких показателей, как, например, "Плотность", "Толщина нити" и т. д., без проведения испытаний конкретной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Кроме того, Комиссией Управления установлено также, что часть товаров, указанных выше не учитывалось при формировании начальной (максимальной) цены контракта и не являются предметом закупки, ввиду чего, установление требований к данным товарам в Форме-2 не правомерно.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушены п.1, 2 ч.1, ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком 17.11.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликовано Извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИО1.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙКВЕСТ" на действия ГКУ АЗ (КС) ДЗМ обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, 2 ч.1, ч. 2, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку данная закупка отменена 17.11.2017 Извещением об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИО1.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии Д.С. Грешнева
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И. (495) 784-75-05(доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 ноября 2017 г. N 2-57-14441/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2017