Резолютивная часть объявлена 16.11.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 21.11.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ЗАО "Центр муниципальной экономики" (ИНН 7708235186, ОГРН 1057708046868) от 09.11.2017 N1743-ж на действия Заказчика - Комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Сургутского района при проведении открытого конкурса, предметом которого является выполнение работ по разработке генеральной схемы санитарной очистки территории муниципального образования Сургутский район (извещение N0187300014717000980) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего требования к участникам с нарушением законодательства о контрактной системе.
В доводах жалобы Заявитель указал, что Пунктом 21 раздела II "Информационная карта конкурса" установлено требование к участникам вышеназванного конкурса о том, что: "Участник закупки должен быть членом СРО в области проектирования. СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Для подтверждения участник закупки должен представить действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Эта выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе (ч.4 ст. 55.17 ГрК РФ).
Однако в соответствии с Техническим заданием, установленным Заказчиком на выполнение работ по разработке генеральной схемы санитарной очистки территории муниципального образования Сургутский район, представленным в составе документации по данному конкурсу, работы по проектированию в рамках выполнения данных работ не требуются.
Требования к разработке генеральной схемы санитарной очистки территории муниципального образования определяются Методическими рекомендациями о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации (МДК 7-01.2003), утвержденными постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 N 152 (далее - Требования).
Согласно Требованиям, генеральная схема определяет очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов системы санитарной очистки, их основные параметры и размещение, ориентировочные капиталовложения на строительство и приобретение технических средств.
Наличие свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, необходимо при разработке проектной документации. Согласно статьи 48 п. 2. Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Как указано в разделе 2 "Порядок разработки генеральных схем" МДК 7-01.2003, проектирование и строительство сооружений системы санитарной очистки производятся в соответствии с утвержденной генеральной схемой и требованиями "Инструкции о порядке разработки, согласования и утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" СНиП 11-01-95. Таким образом, проектная документация разрабатывается на основании уже утвержденной генеральной схемы. Данным документом не предусмотрены действия по проектированию и не установлены специализированные требования к исполнителю о необходимости наличия членства в СРО.
Таким образом, установление ограничения в виде наличия свидетельства, выданного СРО, в данном случае является противоречащем действующему законодательству РФ.
Установление данного требования к участникам ограничивает конкуренции по закупке и противоречит требованиям ст.8 Закона о контрактной системе, которая гласит: "Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок".
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Извещение и конкурсная документация о проведении открытого конкурса, предметом которого является выполнение работ по разработке генеральной схемы санитарной очистки территории муниципального образования Сургутский район (извещение N0187300014717000980) размещены на официальном сайте единой информационной системы 27.10.2017.
Пунктом 38 раздела II конкурсной документации утверждены требования о соответствии участников закупок требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, согласно которым Участник закупки должен быть членом СРО в области проектирования. СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Для подтверждения участник закупки должен представить действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Эта выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе (ч.4 ст. 55.17 ГрК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
01.11.2017 в адрес Заказчика и Уполномоченного органа поступил запрос на разъяснение положений документации открытого конкурса.
03.11.2017 года разъяснения положений документации открытого конкурса размещены в ЕИС.
В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса.
В соответствии с запросом о разъяснении положений документации открытого конкурса, поступившем 01.11.2017, Заказчиком принято решение о внесении изменений в документацию открытого конкурса в части исключения требований к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно о членстве участников закупки в саморегулируемой организации в области проектирования.
Указанные изменения размещены в ЕИС 07.11.2017.
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы оспариваемые Заявителем положения исключены из конкурсной документации, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Центр муниципальной экономики" (ИНН 7708235186, ОГРН 1057708046868) от 09.11.2017 N1743-ж на действия Заказчика - Комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Сургутского района при проведении открытого конкурса, предметом которого является выполнение работ по разработке генеральной схемы санитарной очистки территории муниципального образования Сургутский район (извещение N0187300014717000980) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 ноября 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2017