Резолютивная часть решения объявлена 14 ноября 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 17 апреля 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Лебедева С.Н., специалист-эксперт отдела контроля закупок Ковалькова А.С., с участием:
от заказчика - Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области (далее - заказчик), представителя по доверенности Лапиной Т.С.,
от заявителя - УФПС Ярославской области - Филиал ФГУП "Почта России" (далее также - заявитель), представителя по доверенности Чигарёвой Ж.В., представителя по доверенности Поляковой А.Л.,
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу УФПС Ярославской области - Филиал ФГУП "Почта России" на действия заказчика - Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание почтовых услуг по приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей Ярославской области (извещение N 0171500000417000011) (далее - электронный аукцион, заказчик) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба Филиал ФГУП "Почта России" на действия заказчика - Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание почтовых услуг по приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей Ярославской области (извещение N 0171500000417000011).
По мнению заявителя, документация об аукционе в электронной форме на действия заказчика - Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание почтовых услуг по приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей Ярославской области не соответствует требованиям действующего законодательства, в частности:
1. В извещении, аукционной документации, проекте государственного контракта установлено, что услуги оказываются с момента заключения государственного контракта по 31.12.2017, при этом в проекте контракта также указано, что государственный контракт действует до 31.12.2018, соответственно, по мнению заявителя, потенциальному участнику закупки не представляется возможным определить срок действия государственного контракта;
2. Заказчиком в проекте государственного контракта требования к сроку действия обеспечения исполнения контракта, представляемого участником закупки в виде банковской гарантии, установлены с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласен. Представил письменные пояснения по существу жалобы. Просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - Агентством по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области, в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 01.11.2017 размещены изменения к ранее опубликованному извещению N 0171500000417000011 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание почтовых услуг по приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей Ярославской области вместе с аукционной документацией.
Начальная (максимальная цена) контракта 500 000 (пятьсот тысяч) рублей 00 копеек.
1. Комиссия не соглашается с доводом заявителя о том, что в извещении, аукционной документации, проекте государственного контракта установлено, что услуги оказываются с момента заключения государственного контракта по 31.12.2017, при этом в проекте контракта также указано, что государственный контракт действует до 31.12.2018, соответственно, по мнению заявителя, потенциальному участнику закупки не представляется возможным определить срок действия государственного контракта, в связи со следующим.
В соответствии с частью 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, указанная в статье 42 настоящего Федерального закона.
В пункте 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ указано, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В извещении N 0171500000417000011 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание почтовых услуг по приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей Ярославской области, в пункте 3 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации, в пункте 1.6 проекта государственного контракта, установлено, что услуги оказываются с момента заключения государственного контракта по 31.12.2017 года.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно положениям аукционной документации предметом государственного контракта является оказание почтовых услуг по приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей Ярославской области, соответственно, к оспариваемому аукциону применяются положения договора о возмездном оказании услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 3 статьи 425 ГК РФ установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Согласно части 4 статьи 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Из приведённых выше положений гражданского законодательства следует, что срок оказания услуг и срок действия договора не являются совпадающими понятиями, срок действия договора включает в себя срок оказания услуг.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ не содержит требований к сроку действия контрактов, заключенных, в том числе по итогам конкурентных процедур.
Заказчиком в пункте 8.1 проекта государственного контракта установлено, что настоящий контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 31.12.2018.
Таким образом, установленный заказчиком срок действия контракта не противоречит ни ГК РФ, ни законодательству о контрактной системе, и, учитывая, что срок оказания услуг и срок действия контракта не являются тождественными по своему содержанию, Комиссия полагает, что срок действия контракта установлен заказчиком однозначным образом. Действия заказчика по установлению в проекте контракта даты окончания срока действия контракта позже даты окончания срока оказания услуг являются проявлением принципа свободы договора и не нарушают положений законодательства о контрактной системе.
2. Комиссии представляется обоснованным довод заявителя о том, что заказчиком в проекте государственного контракта требования к сроку действия обеспечения исполнения контракта, представляемого участником закупки в виде банковской гарантии, установлены с нарушением требований законодательства о контрактной системе, по следующим основаниям.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать сведения о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Исходя из части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
При этом из анализа положений проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, Комиссией Ярославского УФАС установлено следующее.
Пункт 8.1 раздела 8 "Срок действия контракта. Условия расторжение контракта" проекта государственного контракта устанавливает, что настоящий контракт вступает в силу с момента подписания его Сторонами и действует до 31.12.2018 года.
В пункте 4.1 раздела 4 "Обеспечение исполнения контракта" проекта государственного контракта заказчиком указано, что до подписания контракта Исполнитель обязан представить Заказчику обеспечение исполнения контракта в виде безотзывной банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный счет Заказчика в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек на период с момента заключения контракта по 28 февраля 2018 года.
Следовательно, заказчик установил в аукционной документации условия обеспечения исполнения контракта, представляемого в виде банковской гарантии (срок действия данной банковской гарантии) не в соответствии с требованиями части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (срок действия банковской гарантии меньше срока действия контракта), что является нарушением пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В ходе внеплановой проверки Комиссией Ярославского УФАС России в действиях заказчика выявлены нарушения части 8 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ.
Согласно части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Исходя из части 8 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
В извещении о проведении электронного аукциона N0171500000417000011 на право заключения контракта на оказание почтовых услуг по приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей Ярославской области установлены ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Пунктом 2.1.9. раздела 2 "Обязанности сторон" проекта государственного контракта, установлено, что исполнитель обязуется ежемесячно, по состоянию на последнее число месяца, после сверки и согласования отчетных данных с данными ответственных работников отправителей, составлять Акт сдачи-приемки оказанных услуг.
Согласно пункту 3.3 проекта государственного контракта, оплата осуществляется заказчиком по факту оказанных исполнителем услуг. Расчетным периодом является календарный месяц. Расчеты производятся путем безналичного перечисления денежных средств в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней на основании счета, счета-фактуры (для плательщиков НДС), с момента подписания заказчиком.
Иными словами, заказчиком в проекте государственного контракта в качестве документа о приёмке определён акт сдачи-приемки оказанных услуг, однако оплата за оказанные исполнителем услуги ставится им в зависимость от момента подписания счета, счета-фактуры, которые согласно положениям проекта государственного контракта документами, подтверждающими приёмку заказчиком оказанных исполнителем услуг не являются. Таким образом, заказчиком при установлении в проекте государственного контракта порядка оплаты оказанных исполнителем услуг указанным выше способом допущено нарушение части 8 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу УФПС Ярославской области - Филиал ФГУП "Почта России" на действия заказчика - Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание почтовых услуг по приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей Ярославской области (извещение N 0171500000417000011) обоснованной в части нарушения заказчиком части 8 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
2. Признать заказчика - Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области, нарушившим часть 8 статьи 30, пункт 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - Агентству по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии С.Н. Лебедева
А.С. Ковалькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14 ноября 2017 г. N 323Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2017