Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 20 ноября 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - временно исполняющего обязанности руководителя управления Паутова И.Г., членов Комиссии: начальника отдела контроля закупок Лебедевой С.Н., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Смирновой Т.А.,
с участием:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Новострой" (далее также - ООО "Недра Сибири", заявитель, общество), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
от заказчика, муниципального учреждения "Капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского муниципального района" (далее также - заказчик), - директора Снакина К.С.,
от уполномоченного органа, администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области (далее также - уполномоченный орган), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя уполномоченного органа,
от оператора электронной площадки, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее также - оператор электронной площадки, оператор), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя оператора,
рассмотрев жалобу ООО "Недра Сибири" на действия заказчика, муниципального учреждения "Капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского муниципального района", и уполномоченного органа, Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству распределительных газовых сетей в с. Никольское и д. Андреевское с.п. Бурмакино Некрасовского района Ярославской области (извещение N 0171300012717000145) (далее также - аукцион, электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Недра Сибири" на действия заказчика, муниципального учреждения "Капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского муниципального района", и уполномоченного органа, Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству распределительных газовых сетей в с. Никольское и д. Андреевское с.п. Бурмакино Некрасовского района Ярославской области (извещение N 0171300012717000145) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе утверждена заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок ввиду следующего:
1. Заказчиком и уполномоченным органом в документации об электронном аукционе не соблюдены требования Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее также - Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, Постановление): не установлено требование, согласно которому подрядчик обязан часть работ по контракту (не менее 15 % цены контракта) выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств, не определены возможные виды таких работ, а также установлена ответственность за неисполнение данного требования;
2. При описании объекта закупки заказчиком и уполномоченным органом требования к некоторым значениям показателей ряда товаров, необходимых к использованию при проведении работ, являющихся объектом данной закупки, установлены таким образом, что это приводит, по мнению заявителя, к ограничению количества участников закупки, поскольку их значения становятся известными только после проведения соответствующих испытаний; однако, при условии, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок не обязывает участников при формировании первой части заявки иметь в наличии товар, следовательно, указать подобные значения показателей товаров в виде конкретных значений, как считает заявитель, не представляется возможным.
Таким образом, ООО "Недра Сибири" просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель заказчика не согласился с доводами жалобы, представил письменные пояснения по существу жалобы, просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, администрацией Некрасовского муниципального района Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 31.08.2017 (в том числе с изменениями от 23.10.2017, 10.11.2017) размещено извещение N 0171300012717000145 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству распределительных газовых сетей в с. Никольское и д. Андреевское с.п. Бурмакино Некрасовского района Ярославской области вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект муниципального контракта.
Заказчиком выступило муниципальное учреждение "Капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского муниципального района".
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 325 930,00 руб.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по строительству распределительных газовых сетей в с. Никольское и д. Андреевское с.п. Бурмакино Некрасовского района Ярославской области. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе).
Электронный аукцион проводится в интересах заказчика, муниципального учреждения "Капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского муниципального района".
В отношении первого довода Комиссией установлено следующее.
Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства установлены статьей 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Из части 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Так, Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063".
Вместе с тем, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами ГК РФ об этих видах договоров.
Согласно пунктам 1-2 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
Следовательно, в данном случае на отношения по выполнению работ по строительству распределительных газовых сетей в с. Никольское и д. Андреевское с.п. Бурмакино Некрасовского района Ярославской области, являющихся объектом рассматриваемой закупки, распространяются положения ГК РФ о договоре подряда, договоре строительного подряда.
Исходя из пункта 1 статьи 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Из буквального толкования вышеназванных норм законодательства следует, что в случае, если не установлено иное, подрядчик вправе привлекать к исполнению своих обязательств по контракту других лиц (субподрядчиков); при этом в таком случае в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 часть работ, из числа установленных заказчиком в документации возможных видов работ (из числа видов работ, утвержденных Постановлением), подрядчик обязан выполнить самостоятельно (не менее 15 процентов цены контракта); за ненадлежащее исполнение подрядчиком данной обязанности предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5 процентов стоимости указанных работ. Соответственно, в документации об электронном аукционе (проекте контракта) должны быть установлены требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 раздела 1 "Предмет контракта" проекта муниципального контракта подрядчик обязуется по заданию заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить работы по строительству распределительных газовых сетей в с. Никольское и д. Андреевское с.п. Бурмакино Некрасовского района Ярославской области (далее - объект), а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы.
Подрядчик обязуется самостоятельно без привлечения других лиц выполнить работы по объекту, указанному в п. 1.2 контракта в соответствии с утвержденными техническим заданием (приложение 1) и проектной документацией (приложение 2).
Поскольку из положений проекта муниципального контракта следует, что контрактом предусмотрена обязанность подрядчика выполнить все работы лично (иными словами, привлечение к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков) контрактном запрещено), следовательно, подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по данному муниципальному контракту сто процентов работ.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, по мнению Комиссии, у заказчика и уполномоченного органа не возникло в данном случае обязанности включения в документацию об электронном аукционе перечня возможных видов и объемов работ по строительству объекта капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту, а, следовательно, не возникло и обязанности включения в проект этого контракта мер ответственности в виде штрафа за невыполнение такой обязанности, и, соответственно, довод заявителя об обратном является необоснованным.
В отношении второго довода Комиссией установлено следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе также должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
На основании подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При этом законодательство о контрактной системе в сфере закупок не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Пунктом 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе определены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе инструкция по ее заполнению, согласно которым первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого материала и оборудования, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения материала, оборудования.
"Конкретные показатели заполняются в соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает четко характеристики предлагаемого к использованию материала, оборудования. Не допускается использование слов "не более", "не менее", "от, "до" и т.п...".
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе указано, что все работы должны выполняться в строго соответствии с требованиями заказчика (пункт 7 "Общие требования"), а также установлены требования к значениям характеристик товаров, необходимых к использованию при выполнении работ, являющихся объектом данной закупки, и предоставление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе, оформленные в виде таблицы (пункт 9 "Требования к материалам").
Из содержания данной таблицы следует, что заказчиком и уполномоченным органом определены наименования требуемых для применения при выполнении работ товаров и их характеристики, включающие в себя наименование показателя и соответствующее ему допустимое значение, единицы измерения, а также требования о соответствии тому или иному нормативно-техническому документу (государственному стандарту).
Вместе с тем, установлено, что заказчиком в соответствии с частью 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе было 23.10.2017 принято решение о внесении изменений в документацию об электронном аукционе (данные изменения в тот же день размещены уполномоченным органом в единой информационной системе), в том числе такие изменения были внесены в пункт 9 "Требования к материалам" раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
Так, например, из числа товаров, необходимых к использованию при выполнении работ, являющихся объектом данной закупки, были исключены товары "Эмаль ПФ-115" и "Грунтовка", на несоответствие показателей которых указывает заявитель, а также, к примеру, исключен товар "Фланцы стальные плоские приварные".
В отношении требований к иным товарам, необходимым к использованию при выполнении закупаемых работ (с учетом изменений документации от 23.10.2017), Комиссией установлено следующее.
По позиции 15 заказчику требовалось использование товара "Растворитель", который должен соответствовать ГОСТ 3134-78 "Уайт-спирит. Технические условия" (далее - ГОСТ 3134-78), или ГОСТ 9949-76 "Ксилол каменноугольный. Технические условия" (далее - ГОСТ 9949-76), или ГОСТ 9410-78 "Ксилол нефтяной. Технические условия" (далее - ГОСТ 9410-78), а также показателям, установленным заказчиком и уполномоченным органом:
уайт-спирит должен соответствовать, в том числе следующим требованиям и нормам: массовая доля ароматических углеводородов - не более 16 %, массовая доля общей серы - не более 0,025 %;
каменноугольный ксилол должен соответствовать, в том числе следующим требованиям и нормам: массовая доля основного вещества (сумма изомеров ксилола и этилбензола) - не менее 97 % (высший сорт), не менее 95 % (1-й сорт), не определяется (2-й сорт);
нефтяной ксилол должен соответствовать, в том числе следующим требованиям и нормам: массовая доля основного вещества (ароматических углеводородов С8Н10) - не менее 99,6 % (марка А), не менее не определяется (марка Б); и проч.
В то же время указанными в документации об электронном аукционе государственными стандартами установлено следующее:
1) в соответствии с пунктом 6 таблицы пункта 1.2 раздела 1 "Технический требования" ГОСТ 3134-78 массовая доля ароматических углеводородов определяется по ГОСТ 12329-77 (СТ СЭВ 4535-84) "Нефтепродукты и углеводородные растворители. Метод определения анилиновой точки и ароматических углеводородов", согласно которому метод определения анилиновой точки нефтепродуктов и углеводородных растворителей с началом кипения выше комнатной температуры, анилиновая точка которых ниже температуры начала кипения и выше температуры застывания смеси (анилин-проба), а также метод определения ароматических углеводородов. Анилиновая точка - минимальная температура, при которой равные объемы анилина и испытуемого продукта полностью смешиваются при нормальных условиях. Определение ароматических углеводородов методом анилиновых точек основано на определении температур взаимного растворения равных объемов анилина и растворителя до и после удаления из растворителя ароматических углеводородов;
пунктом 7 таблицы пункта 1.2 раздела 1 "Технический требования" ГОСТ 3134-78 установлено, что массовая доля общей серы определяется по ГОСТ 19121-73 "Нефтепродукты. Метод определения содержания серы сжиганием в лампе", согласно которому сущность метода заключается в сжигании нефтепродукта в лампе в чистом виде или после разбавления растворителем с последующим поглощением образовавшихся оксидов серы раствором углекислого натрия и титрованием соляной кислотой;
2) в пункте 3 таблицы 1 пункта 1.1 "Технический требования" ГОСТ 9949-76 указано, что массовая доля основного вещества определяется по пункту 3.2 раздела 3 "Методы анализа" ГОСТ 9949-76: массовые доли основного вещества и м-ксилола определяют методом "внутренней нормализации". Пробу анализируемого продукта вводят в хроматограф микрошприцем. Измеряют площади пиков каждого компонента на хроматограмме. Площадь пика каждого компонента (Si) в квадратных миллиметрах. Массовую долю в процентах вычисляют для каждого компонента (Хi). Массовую долю основного вещества (Х) в процентах вычисляют как сумму массовых долей изомеров ксилола и этилбензола. За результат анализа принимают среднее арифметическое результатов двух параллельных определений, допускаемые расхождения между которыми не должны превышать 1,3 % при доверительной вероятности Р = 0,95;
3) согласно пункту 4 таблицы пункта 1.2 раздела 1 "Технический требования" ГОСТ 9410-78 массовая доля основного вещества (ароматических углеводородов С8Н10) определяется по ГОСТ 2706.2-7 "Углеводороды ароматические бензольного ряда. Хроматографический метод определения основного вещества и примесей в бензоле, толуоле и ксилоле", в соответствии с которыми основное вещество и примеси определяют методом "внутреннего эталона". В качестве "внутреннего эталона" для анализа бензола используют н-нонан, для анализа толуола - н-нонан или н-декан, для анализа ксилола - н-декан или н-ундекан. Массовая доля "внутреннего эталона" должна соответствовать хроматографическому пику высотой не менее 1/3 полной шкалы потенциометра в масштабе регистрации основных примесей. Результаты всех взвешиваний в граммах записывают с точностью до четвертого десятичного знака.
По позиции 20 заказчику требовалось использование товара "Кислород технический газообразный", который должен соответствовать ГОСТ 5583-78 (ИСО 2046-73) "Кислород газообразный технический и медицинский. Технические условия" (далее - ГОСТ 5583-78), а также показателям, установленным заказчиком и уполномоченным органом, в том числе: объемная доля кислорода - не менее 99,5 %; объемная доля водяных паров - не более 0,009 %; объемная доля водорода - не больше 0,5 %; и проч.
Вместе с тем, установлено, следующее:
1) в соответствии с пунктом 3.2.3 раздела 3 "Методы анализа" ГОСТ 5583-78 для определения объемной доли кислорода отбирают в бюретку прибора через отросток 3 крана пробу кислорода, несколько превышающую 100 см3. Для приведения объема газа в бюретке к атмосферному давлению устанавливают уровень аммиачного раствора хлористого аммония в уравнительной склянке против нулевого деления бюретки. Пережимают резиновую трубку 10 и быстрым поворотом крана выпускают из бюретки избыток газа в атмосферу. Затем поворотом крана соединяют бюретку с пипеткой и, поднимая уравнительную склянку, вытесняют весь кислород из бюретки в цилиндрическую часть пипетки. После заполнения раствором капиллярной трубки пипетки кран закрывают. Для лучшего поглощения кислорода прибор осторожно встряхивают. Через 2-3 мин. поглощение кислорода обычно заканчивается. Поворотом крана соединяют бюретку с пипеткой и, медленно опуская уравнительную склянку, переводят в бюретку непоглощенный остаток пробы. Как только аммиачный раствор начинает поступать в бюретку, кран закрывают. Газ в бюретке приводят к атмосферному давлению, устанавливая на одной высоте уровни жидкости в бюретке и уравнительной склянке. Объем остаточных газов в бюретке измеряют через 1-2 мин., выжидая, пока жидкость стечет со стенок бюретки. Деление, соответствующее уровню жидкости в бюретке, показывает объемную долю кислорода (X) в процентах в анализируемом кислороде. Поглощение кислорода повторяют. Анализ заканчивают, если после повторного поглощения измерение объема остаточных газов не превышает 0,05 см3. Аммиачный раствор в пипетке прибора заменяют после проведения 20-30 анализов. За результат анализа принимают среднее арифметическое результатов двух параллельных определений, абсолютное расхождение между которыми не превышает допускаемое расхождение, равное 0,05 %;
2) в соответствии с пунктом 3.3.2 раздела 3 "Методы анализа" ГОСТ 5583-78 для определения объемной доли водяных паров применяют кулонометрический метод, который основан на непрерывном количественном извлечении водяных паров из испытуемого газа гигроскопичным веществом и одновременном электростатическом разложении извлекаемой воды на водород и кислород, при этом ток электролиза является мерой концентрации водяных паров. Прибор соединяют с местом отбора пробы трубкой из нержавеющей стали. Расход газа устанавливают (50 +/- 1) см3/мин. Переключатель диапазонов измерения устанавливают так, чтобы показания прибора были в пределах второй трети измерительной шкалы, градуированной в миллионных долях (ppm). Ток электролиза измеряют микроамперметром. Температура баллона с анализируемым газом должна быть не ниже 15 °C. Анализ проводят по инструкции, прилагаемой к прибору;
3) в соответствии с пунктом 3.4.3 раздела 3 "Методы анализа" ГОСТ 5583-78 для определения объемной доли водорода отбирают в бюретку прибора через кран 8 пробу, несколько превышающую 100 см3. Приводят давление газа в бюретке к атмосферному, удаляя избыток кислорода через кран 10 и резиновую трубку 4, погруженную в сосуд с водой на глубину 15-20 мм. Затем кранами 8 и 9 соединяют бюретку с поглотительным сосудом и переводят в него кислород. Поглощают около половины объема кислорода; остаток газа возвращают в бюретку и измеряют его объем. Затем, повернув краны 8 и 9, вводят газ из бюретки в сжигательную пипетку так, чтобы уровень запорной жидкости опустился на 10-12 мм ниже платиновой спирали. Включают трансформатор и регулируют реостатом ток накала платиновой спирали, доводя накал нити до слабого красного каления. По мере сжигания водорода анализируемый кислород по частям переводят из бюретки в сжигательную пипетку. По окончании сжигания водорода весь оставшийся кислород возвращают из пипетки в бюретку и измеряют его объем. Повторяют сжигание до постоянного остаточного объема.
По позиции 21 заказчику требовалось использование товара "Пропан-бутан газообразный", который должен соответствовать ГОСТ Р 52087-2003 "Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия" (далее - ГОСТ Р 52087-2003), а также показателям, установленным заказчиком и уполномоченным органом, в том числе: массовая доля сероводорода и меркаптановой серы - не более 0,013 %; и проч.
Установлено, что согласно пункту 4 таблицы 2 "Физико-химические и эксплуатационные показатели сжиженных газов" пункта 4.2 "Технические требования" ГОСТ Р 52087-2003 массовая доля сероводорода и меркаптановой серы определяется по ГОСТ 22985 "Газы углеводородные сжиженные. Метод определения сероводорода и меркаптановой серы", согласно которому сущность метода заключается в поглощении сероводорода и меркаптанов раствором гидроокиси натрия (калия) или растворами углекислого натрия и гидроокиси натрия и последующем потенциометрическом титровании образующихся сульфида и меркаптидов щелочного металла азотнокислым аммиакатом серебра, либо ГОСТ Р 50802 "Нефть. Метод определения сероводорода, метил- и этилмеркаптанов", в соответствии с которым сущность метода заключается в разделении компонентов анализируемой пробы с помощью газовой хроматографии, регистрации выходящих из хроматографической колонки сероводорода, метил- и этилмеркаптанов пламенно-фотометрическим детектором (ПФД) и расчете результатов определения методом абсолютной градуировки.
По позиции 24 заказчику требовалось использование товара "Щебень для строительных работ", который должен соответствовать ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" (далее - ГОСТ 8267-93), а также показателям, установленным заказчиком и уполномоченным органом, в том числе: содержание вредных компонентов: магнетита - не более 10 %, гетита - не более 10 %, гематита - не более 10 %, апатита - не более 10 %, нефелина - не более 10 %, фосфорита - не более 10 %; и проч.
Испытания на определение содержания вредных компонентов и примесей могут проводиться один раз в год по требованию потребителей. При отсутствии данных геологической разведки о содержании вредных компонентов и примесей предприятие проводит в специализированных или аккредитованных лабораториях и центрах испытания по определению в продукции реакционно-способных горных пород, содержания слабых зерен и примесей металла в щебне из шлаков черной и цветной металлургии, активности шлаков и электроизоляционных свойств щебня для балластного слоя железнодорожного пути (пункт 5.4 раздела 5 "Правила приемки" ГОСТ 8267-93).
Таким образом, учитывая, что положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена обязанность участников закупки при формировании заявки иметь в наличии товары, которые должны использоваться при выполнении работ, являющихся объектом закупки, и принимая во внимание приведенные выше выдержки из документации об электронном аукционе и государственных стандартов, Комиссия приходит к выводу о том, что описание объекта закупки (ряд требований к характеристикам используемых при выполнении работ товаров, примеры которых приведены выше) сформировано заказчиком и уполномоченным органом необъективным образом, поскольку в нем содержатся указания на такие значения показателей товаров, которые становятся известными только после проведения соответствующих испытаний определенной партии товара, а также сведения о химическом и компонентом составе таких товаров, что, соответственно, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На заседании Комиссии Ярославского УФАС России установлено, что заказчиком 10.11.2017 было принято решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона N 0171300012717000145 и документацию о рассматриваемом электронном аукционе путем исключения из раздела 2 "Описание объекта закупки" документации пункта 9 "Требования к материалам" в полном объеме, а также исключения из пункта 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации требования о представлении в составе первой части заявки конкретных значений показателей используемых при выполнении работ товаров, в том числе тех, сведения о которых становятся известными только после проведения соответствующих испытаний.
Названные изменения 10.11.2017 были размещены уполномоченным органом в единой информационной системе.
Таким образом, Комиссия исходя из имеющихся в ее распоряжении на момент рассмотрения настоящей жалобы документов и сведений приходит к выводу о том, что заказчиком и уполномоченным органом самостоятельно устранено нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, указанное в данном доводе жалобы ООО "Недра Сибири".
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Недра Сибири" на действия заказчика, муниципального учреждения "Капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского муниципального района", и уполномоченного органа, Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству распределительных газовых сетей в с. Никольское и д. Андреевское с.п. Бурмакино Некрасовского района Ярославской области (извещение N 0171300012717000145) обоснованной в части нарушения заказчиком и уполномоченным органом пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
2. Признать заказчика, муниципальное учреждение "Капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского муниципального района", и уполномоченный орган, администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области, нарушившими пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
3. Не выдавать заказчику, муниципальному учреждению "Капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского муниципального района", и уполномоченному органу, администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, так как до принятия Комиссией решения по существу жалобы заказчиком и уполномоченным органом на основании части 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по собственной инициативе внесены изменения в документацию об электронном аукционе в обжалуемой части относительно описания объекта закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 15 ноября 2017 г. N 05-02/331Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2017