Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 21 ноября 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - временно исполняющего обязанности руководителя управления Паутова И.Г., членов Комиссии: начальника отдела контроля закупок Лебедевой С.Н., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Смирновой Т.А.,
с участием:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "ТЕХМЕДСЕРВИС" (далее также - ООО "ТЕХМЕДСЕРВИС", заявитель, общество), - представителя по доверенности Перилова О.Ю.,
от заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая больница" (далее также - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", заказчик), - представителя по доверенности Баланцева С.А.,
от оператора электронной площадки, ЗАО "Сбербанк-АСТ", - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ТЕХМЕДСЕРВИС" на действия заказчика, ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту видеогастроскопа Olympus GIF V-70 с заменой запасных частей для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N 0371200012817000556) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "ТЕХМЕДСЕРВИС" на действия заказчика, ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту видеогастроскопа Olympus GIF V-70 с заменой запасных частей для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N 0371200012817000556) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, документация о данной закупке (описание объекта закупки) сформирована заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, ввиду следующего:
1) заказчиком необоснованно, как полагает заявитель, установлено требование о предоставлении исполнителем при выполнении работ, являющихся объектом закупки, документов, подтверждающих качество заменяемых запасных частей (сертификаты соответствия, декларации и т.п.), копий санитарно-эпидемиологических заключений (по товарам, требующим указанных заключений в соответствии с законодательством Российской Федерации), копий регистрационных удостоверений, выданных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения (по товарам, подлежащим регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации);
2) использование заказчиком при описании объекта закупки такой характеристики как "оригинальность запасных частей", как считает заявитель, также является необоснованным, так как, по мнению последнего, данная характеристика является нестандартной, а, следовательно, в документации об электронном аукционе должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, а также условие о возможности использования при выполнении работ, являющихся объектом закупки, запасных частей эквивалентных оригинальным.
На основании изложенного ООО "ТЕХМЕДСЕРВИС" просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения по существу жалобы, просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком, ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 31.10.2017 размещено извещение N 0371200012817000556 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту видеогастроскопа Olympus GIF V-70 с заменой запасных частей для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект государственного контракта.
Начальная (максимальная) цена контракта - 470 900,00 руб.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования названных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе должен установить требования к поставляемому товару с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
В данном случае закупка проводится в интересах заказчика, ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница".
Согласно пункту 3 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом данной закупки является выполнение работ по ремонту видеогастроскопа Olympus GIF V-70 с заменой запасных частей для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница". Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с требованиями раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе:
"Исполнитель производит ремонт видеогастроскопа Olympus GIF V-70 (Япония), серийный N 2411110, с заменой запасных частей:
N п/п |
Виды и объем работ |
Ед. изм. |
Кол- во |
|
Перечень работ по ремонту видеогастроскопа Olympus GIF V-70 (N 2411110) | ||||
1 |
Разборка видеогастроскопа; Замена нижеуказанных запасных частей; Сушка, сборка, проверка работоспособности видеогастроскопа. |
Усл. ед. |
1 |
|
Наименование используемых запасных частей для ремонта видеогастроскопа Olympus GIF-V70 N 2411110 |
Ед. изм. |
Кол-во |
||
1 |
Трубка вода/воздух |
Шт. |
1 |
|
2 |
Резинка |
Шт. |
1 |
|
3 |
Канал |
Шт. |
1 |
|
4 |
Рубашка |
Шт. |
1 |
|
5 |
Рубашка коннектора |
Шт. |
1 |
|
6 |
Изгибаемая часть |
Шт. |
1 |
|
7 |
Блок боуденов |
Шт. |
1 |
|
8 |
Подсветка и Линза подсветки |
Шт. |
1 |
Исполнитель должен обеспечить использование только оригинальных запасных частей, рекомендованных предприятием-производителем оборудования.
Все запасные части должны быть новыми, невосстановленными, не бывшими ранее в эксплуатации. Год выпуска - не ранее 2016. Запасные части должны быть полностью совместимы с имеющимся оборудованием заказчика.
При замене запасных частей исполнитель представляет документы, подтверждающие качество заменяемых запасных частей (сертификаты соответствия, декларации и т.п.), копии санитарно-эпидемиологических заключений (по товарам, требующим указанных заключений в соответствии с законодательством Российской Федерации), копии регистрационных удостоверений, выданных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения (по товарам, подлежащим регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации)".
1. Описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии (пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В данном случае на отношения по выполнению работ по ремонту видеогастроскопа Olympus GIF V-70 с заменой запасных частей, являющихся объектом рассматриваемой закупки, распространяются положения ГК РФ о договоре подряда.
Согласно статье 704 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами. Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 715 ГК РФ предусмотрено, что заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода (пункт 1 статьи 721 ГК РФ).
Подрядчик обязан передать заказчику вместе с результатом работы информацию, касающуюся эксплуатации или иного использования предмета договора подряда, если это предусмотрено договором либо характер информации таков, что без нее невозможно использование результата работы для целей, указанных в договоре (статья 726 ГК РФ).
Так, заказчиком в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе установлено, что при замене запасных частей исполнитель представляет документы, подтверждающие качество заменяемых запасных частей: например, сертификаты соответствия, декларации и т.п. (иными словами, заказчик не ограничивает исполнителя представлением конкретных документов, поскольку данное обстоятельство зависит от того или иного вида заменяемой запасной части); копии санитарно-эпидемиологических заключений и копии регистрационных удостоверений, выданных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, представляются при условии их наличия (по товарам, требующим указанных заключений в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также товарам, подлежащим регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, соответственно).
2. При составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Вместе с тем, как отметил представитель заказчика, в данном случае каких-либо технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, а также иных требований, которыми были бы установлены стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик закупаемых работ, а также качественных характеристик объекта закупки не имеется, соответственно, по мнению Комиссии, у заказчика не возникло обязанности обосновывать необходимость установления в документации об электронном аукционе требующихся ему характеристик объекта закупки.
Оснований не доверять данным пояснениям у Комиссии не имеется. Заявителем, в свою очередь, не представлено доказательств обратного: в тексте жалобы отсутствуют ссылки на положения государственного стандарта или иного технического регламента, которым должны соответствовать запасные части к видеогастроскопу Olympus GIF V-70, либо иного документа, которым бы были установлены стандартные показатели, требования, условные обозначения, терминология и иные требования, предусмотренные законодательством относительно технических и качественных характеристик работ, являющихся предметом проводимой закупки.
Кроме того, заявителем в жалобе со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ указывается на отсутствие в документации об электронном аукционе возможности использования при выполнении работ запасных частей, эквивалентных оригинальным. Однако по смыслу названной нормы закона обязательным условием включения в описание объекта закупки слов "или эквивалент" является исключительно наличие в документации указания на товарные знаки. В данном случае использование заказчиком формулировки "оригинальные запасные части, рекомендованные предприятием-производителем оборудования" фактически не является указанием на товарный знак, а, следовательно, у заказчика не возникло обязанности сопровождать документацию об электронном аукционе словами "или эквивалент", а также определять параметры такой эквивалентности при описании объекта закупки.
Согласно разделу 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе заказчику требуется замена запасных частей видеогастроскопа Olympus GIF V-70 на аналогичные имеющимся: оригинальные, рекомендованные предприятием-производителем оборудования, полностью совместимые с имеющимся у заказчика оборудованием.
Из инструкции по эксплуатации гастроинтестинальных видеоскопов ОЛИМПАС GIF тип V70 (руководство пользователя) (далее - инструкция), представленной в распоряжение Комиссии представителем заказчика, следует, что данный видеогастроскоп не содержит деталей и узлов, которые должны обслуживаться / ремонтироваться пользователем самостоятельно, все вышедшие из строя запасные части подлежат замене. Вместе с тем, из инструкции не следует, что с видеогастроскопом совместима какая-либо иная продукция (запасные части, не рекомендованные предприятием-производителем оборудования); подтверждения обратного заявителем не представлено.
Как пояснил на заседании Комиссии представитель заказчика, требования к объекту закупки (запасным частям медицинского оборудования, выполнение работ по ремонту которого является объектом закупки) обусловлены объективной потребностью заказчика: обеспечить качественную и бесперебойную работу медицинского оборудования (видеогастроскопа), имеющегося у заказчика, поскольку в соответствии с инструкцией использовать неисправный видеогастроскоп категорически запрещается, а его неисправность или поломка могут вызвать травму пациента или полностью вывести такое оборудование из строя.
В то же время заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам объекта закупки, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Вместе с тем, при формировании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком были использованы сведения о наличии возможности выполнения работ на условиях заказчика, как минимум, у трех потенциальных исполнителей, что подтверждается поступившими коммерческими предложениями: КП N 20-09-17 от 25.09.2017, КП N 37/17 от 28.09.2017, КП N 19-09/2017 от 19.09.2017.
Также в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0371200012817000556 от 13.11.2017 на участие в рассматриваемой закупке подано две заявки, которые допущены аукционной комиссией заказчика до участия в электронном аукционе.
Кроме того, заявителем не доказан факт того, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, явились непреодолимыми для общества как потенциального участника закупки, а также не представлено доказательств невозможности выполнения закупаемых работ на условиях заказчика
Таким образом, исходя из имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы документов и сведений Комиссия не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика при формировании документации об электронном аукционе (описания объекта закупки) нарушений действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТЕХМЕДСЕРВИС" на действия заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая больница", при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту видеогастроскопа Olympus GIF V-70 с заменой запасных частей для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N 0371200012817000556) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 16 ноября 2017 г. N 05-02/333Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2017