Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Рысевой Е.Г. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ветровой Т.А. |
- |
начальника отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
|
Ясиненко Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Энергосберегающие Технологии - Светодиодное Освещение" на действия МП "Магнитогорский городской транспорт" при проведении открытого конкурса для заключения энергосервисного контракта (извещение N 0569600006317000250) (далее - Конкурс) , в присутствии:
- представителей Муниципального предприятия "Магнитогорский городской транспорт" Худанова О.А. по доверенности от 14.11.2017 N 128, Котышевой Н.И. по доверенности от 14.11.2017 N 127;
- в присутствии представителей ООО "Энергосберегающие технологии светодиодное освещение" Прохоренко М.И. по доверенности от 13.11.2017, Смирновой Т.В. от 13.1.2017,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 08.11.2017 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении рассматриваемого конкурса, объявленного путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 26.10.2017 извещения о проведении открытого конкурса и конкурсной документации.
Начальная (максимальная) цена контракта -136 401 358,50 рублей.
Контракт по итогам закупки не заключен.
Согласно доводам жалобы, заявитель полагает следующее.
1. Заказчиком нарушен срок на дачу разъяснений положений конкурсной документации;
2. Заказчиком в нарушении пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системы не описан объект закупки, а именно не определено место установки каждого типа светильников, конкурсная документация содержит только общее количество светильников по типам;
3. В нарушении пункта 12 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системы в конкурсной документации отсутствует информация о контрактной службе;
4. Заказчик необоснованно в конкурсной документации ограничил число участников закупки, установив срок гарантийных обязательств на светодиодные светильники более 10 лет, поскольку большинство хозяйствующих субъектов предоставляют гарантию на меньший срок (3-5 лет);
5. Заказчик установил показатель "деловая репутация" в качестве оценки нестоимостного критерия, при этом оценка данного показателя производится по количеству заключенных энергосервисных контрактов с 2013 по 2017 год. По мнению заявителя, Заказчик в нарушении пункта 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системы не установил какими документами подтверждается деловая репутация участника;
6. В Приложение N 5 к проекту энергосервисного контракта указана таблица "Расчетные периоды достижения и размеры планируемой экономии", в нарушении Закона о контрактной системы, Заказчик не заполнил указанную таблицу, в связи с чем контрактом не определены периоды и размеры экономии;
7. Согласно доводам жалобы, проект контракта составлен с нарушением частей 6-9 статьи 34 Закона о контрактной системы, поскольку контрактом не предусмотрена ответственность сторон в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа_.";
8. Пунктом 4.8 проекта энергосервисного контракта предусмотрена помимо демонтажа старых и установки новых светильников, установка кронштейн для ламп в случае их отсутствия или несоответствия. При этом, согласно конкурсной документации и Приложения N 2 к проекту контракта исполнителю необходимо выполнить только демонтаж старых и установку новых светильников, что является нарушением описания объекта закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системы.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласны с доводами жалобы, представили письменные возражения.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Как полагает ООО "Энергосберегающие технологии - светодиодное освещение", заказчиком с нарушением установленного законом срока в единой информационной системе размещен ответ на запрос участника о предоставлении разъяснений положений аукционной документации от 01.11.2017.
В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Как установлено материалами дела, ООО "Энергосберегающие технологии - светодиодное освещение" направило заказчику 01.11.2017 запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.
03.11.2017 Заказчиком направлен в адрес участника ответ на запрос о разъяснении конкурсной документации с соблюдением срока, установленного частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системы.
07.11.2017 Заказчиком размещен на в единой информационной системе ответ на запрос о разъяснении конкурсной документации, что не противоречит части 8 статьи 50 Закона о контрактной системы.
Таким образом, довод ООО "Энергосберегающие технологии - светодиодное освещение" о нарушении заказчиком срока размещения в единой информационной системе разъяснений положений конкурсной документации не находит своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системы заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 5 Информационной карты объектом закупки является выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения на территории города Магнитогорска Челябинской области.
Согласно Приложению N 2 к энергосервисному контракту в перечень работ включается:
- демонтаж устаревших неэффективных уличных светильников на территории города Магнитогорска Челябинской области;
- приобретение и установка энергосберегающих светильников наружного освещения на территории города Магнитогорска Челябинской области.
В разделе II "Описание объекта закупки (техническая часть конкурсной документации)" отсутствуют сведения о типах светильников, из указанных типов в таблице N 1 "Обязательные требования к количеству, потребляемой мощности и световому потоку светильников при выполнении энергосберегающих мероприятий", на какую улицу и в каком количестве необходимо монтировать. В конкурсной документации имеется лишь общее количество светильников 4777 шт., разбитое по типам N1 - 1542 шт., N2 - 3047 шт., N3 - 188 шт., без привязки к месту установки каждого светильника.
В таблице 3 "Адресный перечень выполнения мероприятия по замене светильников" части 2 раздела II "Описание объекта закупки (техническая часть конкурсной документации)" указаны лишь сведения о светильниках и лампах, установленных в настоящий момент без привязки к типам светильников, которые необходимо установить в рамках энергосберегающих мероприятий.
Кроме того, вывод о том, какие светильники и куда ставить, потенциальные участники закупки могли бы сделать, основываясь на положениях СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение", если бы заказчик определил категорию дорог, но информация об этом в конкурсной документации также отсутствует.
Учитывая, что в объект закупки входит монтаж светильников, затраты на монтаж которых отличаются в зависимости от типа светильников, неуказание типа светильников без привязки к месту установки является необъективным описанием объекта закупки, что является нарушением части 1 статьи 33 Закона о контрактной системы, довод заявителя в указанной части является обоснованным.
3. Согласно пункту 12 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системы конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта.
Вместе с тем, в нарушении пункта 12 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системы Заказчик в конкурсной документации не указал необходимую информацию. В связи с чем, довод заявителя в данной части является обоснованным.
4. В пункте 5 раздела I "Информационная карта", пункте 2.13 подраздела 3 "Технические требования к светильникам наружного освещения" раздела II "Описание объекта закупки" Заказчиком установлено, что гарантийный срок эксплуатации светильника должен быть не менее, чем до 30.04.2027. То есть, гарантийный срок эксплуатации составляет почти 10 лет.
Согласно доводу заявителя, средний срок гарантийных обязательств на светодиодные светильники составляет 5 лет.
По мнению заявителя, Заказчик необоснованно указав длительный срок гарантийных обязательств на светодиодные светильники, а именно - почти 10 лет, тем самым ограничил конкуренцию, что приведет к ограничению числа участников закупки.
Заказчик на заседании Комиссии Челябинского УФАС России представил письмо поставщика светодиодных светильников ООО "Зеленая лампа", согласно которому срок гарантии составляет до 10 лет.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из анализа частей 1,9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Вместе с тем, заявителем не представлены документы, подтверждающие довод жалобы о том, что срок гарантии, установленный Заказчиком ограничивает конкуренцию.
Таким образом, заявитель не предоставил документального и нормативного подтверждения довода жалобы, которые бы позволяли сделать вывод об ограничении числа участников закупки.
В связи с чем, довод Заявителя об установлении срока гарантии, ограничивающего число участников является необоснованным в силу недоказанности.
5. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Аналогичные критерии указаны в Постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Таким образом, перечень критериев для оценки заявок на участие в конкурсе является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В пункте 27 Правил указано, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "квалификация участника закупки") могут быть:
- квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
- опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
- обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
- обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
- деловая репутация участника закупки.
Таким образом, перечень показателей критерия "квалификации участника закупки" не является исчерпывающим, в связи, с чем заказчик вправе установить иные показатели, характеризующие квалификацию участника закупки.
В пункте 33 информационной карты конкурсной документации в качестве показателя критерия квалификация участника закупки определено количество заключенных энергосервисных контрактов в период с 2013 по 2017 г.
При этом, заключенные контракты характеризуют квалификацию участника закупки, в том числе деловую репутацию участника, что не противоречит пункту 9 части 1 статьи 50, пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, пункту 27 Правил.
Кроме того, доводы заявителя, согласно которым количество заключенных энергосервисных контрактов не характеризует деловую репутацию, является несостоятельным, так как из конкурсной документации не следует, что заказчик поименовал данный показатель как деловая репутация.
При этом, Комиссия Челябинского УФАС Росси соглашается с доводом Заказчика о том, что количество заключенных контрактов может являться показателем деловой репутации, в то время как количество исполненных договоров свидетельствуют только об опыте оказании услуг участником.
С учетом изложенного, нестоимостные критерии оценки заявок участника закупки, установленные в конкурсной документации, не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе и довод заявителя в указанной части является необоснованным.
6. В приложении N 5 к проекту энергосервисного контракта указана таблица "Расчетные периоды достижения и размеры планируемой экономии". Данная таблица приведена пустой, со стороны Заказчика в ней не указаны отчетные периоды и расчетные даты достижения экономии, при этом, размер планируемой экономии должен быть предоставлен потенциальным участником конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 11 постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)" проект контракта должен содержать указание начального и конечного срока достижения предусмотренного контрактом размера экономии, а также периодов достижения долей размера экономии, продолжительность которых не может быть менее одного месяца и более одного года.
В конкурсной документации отсутствует форма заявки для заполнения таблицы "Расчетные периоды достижения и размеры планируемой экономии" (приложение N5 к проекту энергосервисного контракта).
Таким образом, Заказчиком не определены сроки достижения предусмотренного контрактом размера экономии, что противоречит пункту 11 постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)".
Довод заявителя в указанной части является обоснованным.
7. Согласно доводу жалобы, в разделе 6 "Ответственность сторон" проекта энергосервисного контракта не прописан порядок определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств Заказчиком, Исполнителем, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, установленного Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063.
Вместе с тем, учитывая, что предметом закупки является заключение энергосервисного контракта, проект контракта имеет ряд особенностей обусловленных спецификой закупки.
Так, ответственность сторон энергосервисного контракта устанавливается постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)".
Общие нормы, закрепленные постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения_" не распространяются в данном случае при определении ответственности сторон энергосервисного контракта.
Довод заявителя в указанной части является необоснованным.
8. Пунктом 4.8 проекта энергосервисного контракта предусмотрена помимо демонтажа старых и установки новых светильников, установка кронштейн для ламп в случае их отсутствия или несоответствия.
При этом, согласно конкурсной документации и Приложения N 2 к проекту контракта исполнителю необходимо выполнить только демонтаж старых и установку новых светильников.
Таким образом, включение в проект контракта условия об установке кронштейн для лампа без указания данного условия в конкурсной документации является нарушением описания объекта закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системы и довод заявителя в указанной части является обоснованным.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Энергосберегающие технологии - светодиодное освещение" на действия заказчика частично обоснованными, доводы ООО "Энергосберегающие технологии - светодиодное освещение":
-Заказчиком нарушен срок на дачу разъяснений положений конкурсной документации;
- Заказчик необоснованно в конкурсной документации ограничил число участников закупки, установив срок гарантийных обязательств на светодиодные светильники более 10 лет, поскольку большинство хозяйствующих субъектов предоставляют гарантию на меньший срок (3-5 лет);
- проект контракта составлен с нарушением частей 6-9 статьи 34 Закона о контрактной системы, поскольку контрактом не предусмотрена ответственность сторон в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа_.";
-Заказчик установил показатель "деловая репутация" в качестве оценки нестоимостного критерия, при этом оценка данного показателя производится по количеству заключенных энергосервисных контрактов с 2013 по 2017 год. По мнению заявителя, Заказчик в нарушении пункта 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системы не установил какими документами подтверждается деловая репутация участника - необоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 12 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системы, пункта 11 постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)".
3. Выдать заказчику, конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.Г. Рысева
Члены комиссии Т.А. Ветрова
Е.В. Ясиненко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 ноября 2017 г. N 35-03-44/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2017