Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку действий заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение антивирусного программного обеспечения для нужд МКУ МГО "Образование" (извещение N 0169300035817000393) в присутствии:
- (до перерыва) представителя Администрация Миасского городского округа (далее - уполномоченный орган) Дударевой Ирины Юрьевны, действующего на основании доверенности N 07 от 11.01.2017;
- представителей МКУ МГО "Образование" (далее - заказчик) Семенова Григория Андреевича, Чесноковой Анастасии Андреевны действующих на основании доверенностей NN 2247/13, 2249/1/13 от 20.10.2017.
Представители заявителя о времени и месте заседания Комиссии уведомлены, заявлений, ходатайств не представили.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 23.10.2017 поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "ЯрИнфоТех" (далее - ООО "ЯрИнфоТех", заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение антивирусного программного обеспечения для нужд МКУ МГО "Образование" (извещение N 0169300035817000393) (далее - Аукцион, Закупка). Жалоба возвращена заявителю на основании пункта 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе, проведение внеплановой проверки назначено на 30 октября 2017 года.
Определением от 30.10.2017 объявлен перерыв в заседании Комиссии до 10.30 20.11.2017.
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона на приобретение антивирусного программного обеспечения для нужд МКУ МГО "Образование" (извещение N 0169300035817000393) опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 02.10.2017 в 08:06.
Начальная (максимальная) цена контракта на приобретение антивирусного программного обеспечения для нужд МКУ МГО "Образование" - 151 008,00 рублей.
Муниципальный контракт N 0169300035817000393-0143316-01 заключен заказчиком 31.10.2017 с ООО "Системы Плюс" на сумму 121 000,00 рублей.
Как следует из жалобы ООО "ЯрИнфоТех", установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению не соответствуют функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики программного обеспечения, включенного в реестр Минкомсвязи России.
Представители уполномоченного органа, заказчика с доводами заявителя не согласились и пояснили, что в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных содержатся сведения о программном обеспечении, которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Исходя из положений части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заявителем представлена сводная таблица с указанием наименования программного обеспечения и соответствия его некоторым характеристикам. Исходя из представленной информации следует, что программное обеспечение Dr. Web и Kaspersky Lab, а также NANO Антивирус Pro не соответствуют установленным заказчиком требованиям.
При этом, документы, подтверждающие указанную информацию, заявителем не представлены.
Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что программный продукт обладает всеми необходимыми заказчику характеристиками и предполагает возможность установки на любые платформы различных операционных систем.
Как указали представители заказчика при формировании объекта закупки использовались открытые источники информации, в частности сайты производителей программного обеспечения, которые содержат описание программ, стандартные характеристики которых установлены заказчиком в техническом задании.
Так, по мнению представителей заказчика, антивирусные программные продукты Kaspersky Lab и Dr. Web соответствуют техническим характеристикам, установленным заказчиком в техническом задании (Приложение N 1 к информационной карте документации об аукционе).
В составе заявок участников закупки содержатся предложения к поставке антивирусного программного обеспечения производства как Kaspersky Lab, так и Dr. Web.
При этом, из ответа управляющего директора АО "Лаборатория Касперского", данного на запрос Челябинского УФАС России следует, что программные продукты соответствуют не всем характеристикам антивирусного программного обеспечения. Вместе с тем, какие именно характеристики не позволяют программным продуктам Kaspersky Lab соответствовать требованиям заказчика, из содержания ответа установить не представляется возможным.
Ответ генерального директора ООО "Доктор Веб" указывает на программное обеспечение, соответствующее требованиям заказчика, со ссылкой на номер позиции в Реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Необходимо отметить, что муниципальный контракт N 0169300035817000393-0143316-01 заключен МКУ МГО "Образование" с ООО "Системы Плюс" на поставку антивирусного программного обеспечения 31.10.2017. Согласно спецификации (приложение N 1 к муниципальному контракту) поставляется антивирусное программное обеспечение Dr. Web.
Таким образом, доводы обращения заявителя об отсутствии антивирусного программного обеспечения, соответствующего требованиям заказчика, не находят своего подтверждения, не обоснованы.
2. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены "Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
В нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит пеню за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом; в нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе отсутствует ответственность подрядчика, установленная в пункте 6 Правил, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения.
Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения частей 4, 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 5, 6 Правил.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что контракт заключен.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 ноября 2017 г. N 256-ВП/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2017