Резолютивная часть решения оглашена 21.11.2017
В полном объеме решение изготовлено 23.11.2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Галлямова В.С. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Эверест", в присутствии:
- представителя Администрации Покровского сельского поселения Лебедева С.М., действующего на основании Решения N 4 от 28.01.2016,
- представителя Управления по имущественной политике и координации деятельности в сфере государственных и муниципальных услуг администрации Варненского муниципального района Петровой Л.С., действующего на основании Распоряжения N 604-р от 11.08.2018,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 13.11.2017 поступила жалоба ООО "Эверест" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на текущий ремонт участка основного водоснабжения в поселке Новопокровка (474-м) (извещение N 0369300207117000160) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 07.11.2017 Управление по имущественной политике и координации деятельности в сфере государственных и муниципальных услуг администрации Варненского муниципального района объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступила Администрация Покровского сельского поселения.
Начальная (максимальная) цена контракта - 801 783,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 15.11.2017 в 09:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Эверест" контракт не заключен.
В жалобе ООО "Эверест" указано, что по ряду позиций материалов определены характеристики материалов, показатели которых возможно определить только в ходе лабораторных испытаний, что свидетельствует о необъективности описания предмета закупки и неправомерности установления требований к составу первой части заявки о конкретизации указанных показателей.
Кроме того, заявитель указал, что инструкция по заполнению заявки устанавливает требования к оформлению заявки, а также не отражает специфику объекта закупки.
Заказчик представил письменные пояснения и на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласился, указав, что характеристики материалов установлены в соответствии с положениями государственных стандартов, при этом инструкция по заполнению заявки содержит развернутые требования к порядку заполнения первой части заявки.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При этом, из совокупного толкования указанных требований следует, что при осуществлении закупки на выполнение подрядных работ заказчик должен потребовать в составе первой части заявки исключительно предоставление конкретных показателей товаров, используемых для производства работ.
Таким образом, в документации об аукционе заказчику требуется определить такие качественные свойства товаров, которые характеризуют товар, как индивидуально-определенную вещь и являются необходимыми для получения результатов работ, удовлетворяющих потребности заказчика, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В Приложении N 2 к информационной карте документации об электронном аукционе указаны показатели товаров, используемых при выполнении работ, в том числе:
- по позициям N2,3 - "задвижка тип 1", "задвижка тип 2";
- по позиции N1 "трубы стальные водогазопроводные" - масса трубы - до 212 кг.;
- по позиции N 6 "трубы напорные из полиэтилена" - расчетная масса трубы - до 20 кг.
Как следует из пункта 23 информационной карты документации о закупке все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: п. 1 ГОСТ 3262-75, п. 4 ГОСТ Р 53961-2010, п. 5 ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 31424-2010, п. 6 ГОСТ 18599-2001, п. 7 ГОСТ 3634-99, п. 8 ГОСТ 9466-75.
Согласно пункту 1.2 ГОСТа 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия" по длине трубы изготовляют от 4 до 12 м.
При этом в таблице N 1 ГОСТа 3262-75 указаны требования к массе трубы за 1 м, которая зависит от условного прохода, наружного диаметра трубы и типа трубы.
В Приложении N 2 к документации о закупке по позиции 1 определен наружный диаметр трубы - 165 мм, условный проход - 150 мм, тип трубы - обыкновенная.
Аналогичные требования к трубе по массе за 1 м установлены в Приложении "б" ГОСТа 18599-2001 "Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия".
Таким образом, фактическая масса трубы является производной характеристикой от показателей трубы, указанных в государственном стандарте и документации о закупке, что свидетельствует об отсутствии объективной потребности заказчика в установлении данного показателя в документации о закупке, что нарушает часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Доводы заявителя, согласно которым в документации о закупке указаны развернутые характеристики к задвижке тип 1 и задвижке тип 2 являются несостоятельными, так как в жалобе не отражены конкретные показатели указанного материала, которые не соответствуют требованиям нормативно-технической документации, а также в жалобе не указано какие именно характеристики задвижек являются избыточными.
Доводы жалобы, согласно которым инструкция по заполнению заявки по позициям N 4 "гидрантов пожарных подземных", N 5 "песок" устанавливает требования к порядку оформления заявки участника закупки также являются несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно пункту 23 информационной карты документации о закупке в случае если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая" - участнику закупки необходимо выбрать одно из значений или диапазонов значений, непосредственно разделенных символом "точка с запятой" и предоставить значения, перечисленные через символ "запятая", символ "запятая" имеет приоритет перед символом "точка с запятой".
Кроме того, в инструкции по заполнению заявки указано, что в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный (-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения. В случае если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра. При этом не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком * (звездочка).
Таким образом, инструкция по заполнению заявки разъясняет порядок заполнения первой части заявки в части указания конкретных показателей материалов, при этом, инструкция не содержит требования к оформлению показателей товара, что соответствует пункту 2 части 1 статьи, части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 1042) предусмотрены штрафные санкции за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.
В пункте 6 Постановления N 1042 предусмотрены штрафные санкции за неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств).
При этом, в пунктах 5.3.2-5.3.3, 4.2 и других положениях проекта контракта содержатся обязательства подрядчика, не имеющие стоимостного выражения.
В нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 5,6 Постановления N 1042 в проекте контракта не установлены штрафные санкции на подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение нестоимостных обязательств, а также в случае заключения контракта с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.
В нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не установлена пеня, взыскиваемая с заказчика, за просрочку исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Эверест" на действия заказчика обоснованными в части описания объекта закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии В.С. Галлямов
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 ноября 2017 г. N 824-ж/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2017