Резолютивная часть решения оглашена 20 ноября 2017 года
В полном объеме решение изготовлено 23 ноября 2017 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Центр поставок Профит" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку изделий текстильных готовых прочих, не включенных в другие группировки (изв. N 0369200009817000008) в присутствии представителей ГБУКЧО "ЗГДТ "Омнибус" (далее - заказчик) Сафоновой Т.А., Липовой Ю.Ю., Файзулиной Л.В., действующих на основании доверенностей N 2 от 17.11.2017, N 1 от 17.11.2017, N 3 от 17.11.2017,
в отсутствие представителей ООО "Центр поставок Профит" (далее - Общество, заявитель),
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 13.11.2017 поступила жалоба ООО "Центр поставок Профит" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку изделий текстильных готовых прочих, не включенных в другие группировки (изв. N0369200009817000008) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, 27.10.2017 заказчик объявил о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 064 702, 67 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 11.11.2017 в 15:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Центр поставок Профит" контракт не заключен.
Доводы жалобы ООО "Центр поставок Профит" заключаются в следующем.
1. Заказчиком сокращен срок подачи заявок на участие в аукционе, что является нарушением законодательства о контрактной системе.
2. В документации о закупке по ряду позиций материалов указаны характеристики материалов, показатели которых возможно определить только в ходе лабораторных испытаний, что свидетельствует о необъективности описания предмета закупки и неправомерности установления требований к составу первой части заявки о конкретизации указанных показателей.
3. Заказчиком в техническом задании аукционной документации в отношении закупаемых текстильных материалов не указан цвет, что свидетельствует о необъективности описания объекта закупки и нарушении законодательства о контрактной системе.
4. В извещении о проведении аукциона, проекте контракта заказчиком указана противоречивая информация об идентификационном коде закупки.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
1. Дата окончания срока подачи заявок исчислялась заказчиком с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона.
2. Техническое задание сформировано заказчиком в соответствии с законодательством о контрактной системе, а также с учетом потребности учреждения.
3. При формировании проекта контракта заказчиком допущена техническая ошибка в части указания идентификационного кода закупки.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В извещении о проведении электронного аукциона указано, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 064 702, 67 рублей.
Исходя из информации, содержащейся в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком 27.10.2017 в 11:50.
Дата окончания срока подачи заявок - 11.11.2017 в 15:00.
С учетом положений части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, статьи 191 Гражданского кодекса РФ, окончание подачи заявок на участие в аукционе должно наступить не ранее 12.11.2017.
Однако, определив дату окончания срока подачи заявок 11.11.2017 в 15:00, заказчик тем самым сократил срок подачи заявок и нарушил требования части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, выявленное нарушение не повлияло на результаты аукциона. Так, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 14.11.2017 на участие в настоящей закупке подано пять заявок.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Исходя из содержания части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В разделе III аукционной документации "Техническое задание" содержится наименование и описание объекта закупки. Так, например, в пунктах 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10 технического задания в отношении генерального занавеса, арлекина, падуги перед выносным софитом, штор на входную группу и входную группу из 2-х полотен с подхватами указаны следующие показатели:
- основная ткань: ткань с высокой степенью теплоизоляции, воздухопроницаемости (состав 100% волокно Тревира, плотностью не менее 500 г/м2, износостойкость не менее 45000 циклов, высота ворса 1 мм). Направление ворса вверх. Подборт из основной ткани, шириной 1000 мм. Цвет по согласованию с Заказчиком. Водоупорность: высокий показатель сопротивления к прониканию воды. Гигроскопичность: высокий показатель поглощения и удерживания водяных паров из воздуха. Капиллярность: высокая способность ткани впитывать воду. Воздухопроницаемость: высокая способность ткани пропускать воздух. Паропроницаемость: высокая способность ткани пропускать водяные пары. Электризуемость: высокая способность материала накапливать на своей поверхности статическое электричество и обработка ткани препаратами, устраняющими статическое электричество при их изготовлении. Мерсеризация: обработка ткани концентрированным раствором едкого натра с последующей промывкой её горячей и холодной водой, предотвращающая выцветание ткани, сохраняющая первоначальный тон, гигроскопичность и прочность, придающая материалу шелковистый блеск. Цвет по согласованию с Заказчиком (ориентировочно бордовый);
- подкладочная ткань: состав 100% хлопок, пропитка ОП, ОУ евро класс EN 13501-1 / Российский сертификат, плотность 250 г/м2, гигроскопичность в диапазоне* 6-8%, выносливость на многократный изгиб не менее 49,9 тысяч двойных изгибов, 3 класс сминаемости с показателем несминаемости не менее 28,8%, с высокой драпируемостью, разрывная нагрузка по основе 350Н, по утку 550Н) - негорючая, плотная полульняная аппретированная ткань с усиленным сатиновым переплетением нитей основы и утка полотняного переплетения в качестве внутренней прокладки, придающей устойчивость форме.
При этом, заказчиком не пояснено, какими государственными стандартами предусмотрены данные требования к текстильным изделиям.
Как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, указанные значения характеристик отсутствуют в государственных стандартах, регламентирующих общие требования к текстильным изделиям. Так, например, ГОСТом 3816-81, ГОСТом 29104.11-91, ГОСТом 29104.4-91 предусмотрены методы и порядок проведения испытаний при определении капиллярности, разрывной нагрузки, гигроскопических, водоотталкивающих свойств ткани.
Фактически такие характеристики как гигроскопичность, сминаемость, капиллярность ткани и т. д. возможно проверить только при наличии соответствующих документов (экспертного заключения, протокола испытаний и т. д.), оформленных по результатам лабораторных исследований и содержащих объективную информацию о значениях данных параметров. Доказательств обратного заказчиком в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, как указано в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
С учетом изложенного, указание в документации о закупке показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является избыточным и необоснованным требованием, в том числе с точки зрения требований к составу первой части заявки, кроме того, заказчик не обосновал необходимость их конкретизации в составе первой части заявки.
Таким образом, заказчиком в документации об аукционе в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлены избыточные требования к изделиям, отражающие их физико-химические свойства, значения которых возможно определить только при проведении лабораторных испытаний, осуществляемых в ходе исполнения контракта.
Указанные в техническом задании характеристики изделий "высокий показатель сопротивления к прониканию воды", "высокая способность ткани пропускать воздух", "высокая способность ткани пропускать водяные пары" и т. д. являются субъективными и не позволяют определить потребность заказчика в закупаемом товаре, а также условия исполнения контракта.
Также не представляется возможным определить значение символа "*", указанного в техническом задании в отношении диапазонного показателя гигроскопичности подкладочной ткани. В аукционной документации отсутствует описание данного символа. Более того, документация о закупке не содержит какой-либо информации о наличии или отсутствии необходимости указания участниками в заявке знака "*". Данное обстоятельство свидетельствует о необъективности описания объекта закупки, что, в свою очередь, может ввести участников аукциона в заблуждение и не позволит надлежащим образом оформить заявки на участие в закупке.
Содержащийся в техническом задании показатель "Цвет по согласованию с заказчиком (ориентировочно бордовый)" не позволяет определить потребность заказчика в закупаемом товаре и условия контракта. Кроме того, в аукционной документации отсутствует информация о порядке и сроках такого согласования, что, в свою очередь, может привести к невозможности надлежащего исполнения контракта, а также к нарушению прав и законных интересов сторон.
Следует отметить, что в техническом задании предусмотрено согласование эскизов, с предоставлением на художественный совет заказчика нескольких вариантов сочетания материалов, образцы не менее 150х150 мм и всех составляющих.
Однако, в аукционной документации отсутствует информация о порядке и сроках согласования таких эскизов, что не позволяет определить условия контракта и может привести к невозможности его исполнения.
Аналогичная информация содержится в пункте 3 технического задания. Так, в данном пункте технического задания указано, что количество вязок соответствует количеству кареток дороги АРЗ, по согласованию с заказчиком.
Как пояснено представителями ГБУКЧО "ЗГДТ "Омнибус", согласованию подлежит порядок завязки и монтажа кареток дороги антрактно-раздвижного занавеса.
Вместе с тем, указанная информация не отражена в документации о закупке. Более того, аукционная документация не содержит сведений о порядке и сроках такого согласования, что свидетельствует о неопределенности условий контракта и может привести к невозможности его исполнения.
В техническом задании установлено, что качество ткани подтверждается сертификатами Ростеста и ВНИИ Пожарной охраны МЧС, ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ РФ.
Однако, исходя из указанной информации, не представляется возможным определить, какие именно сертификаты должен представить заказчик в подтверждение качества поставляемой ткани. Данное обстоятельство свидетельствует о необъективности описания объекта закупки и, как следствие, о неопределенности условий контракта.
С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных данным Законом.
В силу пункта 3 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено данным Законом, в том числе информация об идентификационном коде закупки.
Исходя из содержания части 5 статьи 63, частей 1, 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, указанная информация должна быть отражена в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе, проекте контракта.
В извещении о проведении аукциона, размещенном заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, указан следующий идентификационный код рассматриваемой закупки: 172740402083074040100100100011392000.
Тогда как, в проекте контракта указан иной идентификационный код настоящей закупки: 172740402083074040100100060011399244.
Фактически в извещении об осуществлении закупки, проекте контракта содержится противоречивая информация об идентификационном коде закупки. Указанное обстоятельство не соответствует части 1 статьи 23, пункту 3 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пунктах 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10 технического задания аукционной документации в отношении закупаемых текстильных изделий указано, что гигроскопичность подкладочной ткани должна составлять в диапазоне* 6-8%.
Как пояснено представителями ГБУКЧО "ЗГДТ "Омнибус", гигроскопичность подкладочной ткани является диапазонной характеристикой и указывается участниками в качестве интервала значений, установленных техническим заданием аукционной документации (6-8%).
Вместе с тем, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки, содержащейся в пункте 19 информационной карты аукциона, все диапазонные значения должны быть указаны как точные.
Фактически инструкция по заполнению заявки составлена без учета потребности заказчика в наличии диапазонности значений показателя, предусмотренных техническим заданием аукционной документации. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также может привести к необоснованному допуску участников к участию в аукционе.
Так, на участие в закупке подано пять заявок. Участниками с порядковыми номерами 1, 2, 3 показатель гигроскопичности подкладочной ткани указан в виде диапазона значений (6-8%). В заявках участников с порядковыми номерами 4, 5 содержатся конкретные значения данного показателя (7%). В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 14.11.2017 участники с порядковыми номерами 1, 2, 4, 5 допущены аукционной комиссией к участию в торгах.
Вместе с тем, с учетом положений инструкции по заполнению заявки участникам с порядковыми номерами 1, 2, не конкретизировавшим диапазонные значения показателя гигроскопичности ткани, должно быть отказано в допуске к участию в аукционе.
2. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
При составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования и т.д., касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Из совокупного толкования указанных норм следует, что при осуществлении закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заказчик в аукционной документации должен прописывать только те требования, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации.
Как установлено материалами дела, предметом закупки является поставка изделий текстильных готовых прочих, не включенных в другие группировки.
Исходя из содержания пункта 15 технического задания аукционной документации, поставщику необходимо также выполнить монтажные и пуско-наладочные работы. Так, к монтажным работам допускаются три специалиста, следующих квалификаций: инженер-электрик с допуском по электробезопасности V группы; техник-монтажник, имеющий удостоверение "монтажника-высотника" для производства работ на высоте и в ограниченном пространстве, с соответствующим допуском. Работы выполняются строго с соблюдением "Правила по охране труда при работе на высоте (приказ Минтруда России N155н от 28.03.2014 "Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте" от 6 мая 2015 года), с присутствием машиниста сцены третьего разряда, подтвержденного удостоверением для производства пуско-наладочных работ монтируемого комплекта одежды сцены.
Вместе с тем, представителями заказчика не пояснено, какими нормами действующего законодательства Российской Федерации предусмотрена необходимость наличия при проведении монтажных работ инженера-электрика с допуском по электробезопасности V группы; техника-монтажника, имеющего удостоверение "монтажника-высотника" для производства работ на высоте и в ограниченном пространстве, с соответствующим допуском, и машиниста сцены третьего разряда с удостоверением для производства пуско-наладочных работ монтируемого комплекта одежды сцены.
Более того, как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, в рамках проведения работ по монтажу поставленного товара действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено наличие инженера-электрика с допуском по электробезопасности V группы; техника-монтажника, имеющего удостоверение "монтажника-высотника" для производства работ на высоте и в ограниченном пространстве, с соответствующим допуском, и машиниста сцены третьего разряда с удостоверением для производства пуско-наладочных работ монтируемого комплекта одежды сцены.
С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком в нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено требование к наличию у участника закупки трудовых ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом контракта.
3. В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 N 791 утвержден Перечень товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и услуг по прокату таких товаров, осуществление закупки которых для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд не допускается (далее - Перечень).
Закупаемые заказчиком в рамках настоящего аукциона изделия текстильные готовые включены в указанный Перечень.
Заказчиком в соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63, частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлен запрет, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 N 791.
Вместе с тем, в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе отсутствует обязательное дополнительное требование к участникам закупки товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, предусмотренных приложением N 2 к Постановлению Правительства РФ от 11.08.2014 N 791, об использовании при производстве товаров и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является государство- член Евразийского экономического союза. Указанное обстоятельство не соответствует пункту 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком в документации об аукционе не указаны документы, которые необходимо представить участнику в составе второй части заявки в качестве подтверждения соответствия поставляемого товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Согласно части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 утверждены "Методические рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 2.1. Методических рекомендаций обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана ("скриншот"), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ.
В составе документации о закупке приложено обоснование НМЦК, согласно которому заказчик в качестве способа определения НМЦК использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом таблица расчета НМЦК не содержит реквизиты документов, на основании которых выполнен расчет.
Таким образом, заказчиком при обосновании НМЦК не учтены положения Методических рекомендаций.
6. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной сиетеме, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 1 статьи 34, частям 2, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
В пункте 1.1 проекта контракта указано, что исполнитель принимает на себя обязанности по поставке одежды сцены, наименование, описание и характеристики, количество, цена, которые указаны в Описании объекта закупки (Приложение N 1, Приложение N3 к настоящему Контракту), являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Вместе с тем, заказчиком в приложение N 1 к контракту не включены наименования товаров и технических параметров из технического задания, а также значения неизменяемых показателей оборудования. С учетом того, что неизменные показатели товара изменяться при заключении договора не могут, на данные условия участник дает свое согласие поставить товар в соответствии с требованиями документации об аукционе. Отсутствие в приложении N 1 неизменяемых показателей товара свидетельствует о неопределенности условий контракта и может привести к нарушению порядка заключения контракта, предусмотренного частью 1 статьи 34, частями 1, 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, либо к заключению контракта не на условиях документации о закупке. Указанные выводы подтверждаются решением Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-8976/2014.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части не определения в приложении N 1 к проекту контракта предмета контракта в соответствии с документацией об электронном аукционе.
7. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, при заключении контракта на поставку товара, должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно частям 1, 3 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Как следует из материалов дела, на участие в закупке подано пять заявок.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 14.11.2017 участнику с порядковым номером заявки 3 отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе. Участником не указаны особые условия, содержащиеся в техническом задании: выезд специалиста на замеры в течение трех дней с момента заключения договора, выезд дизайнера для разработки эскизов, подбора тканей..., все товары должны быть новыми (не бывшими в употреблении)...и т. д.
В пункте 19 информационной карты аукционной документации указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), если они отсутствуют указать - "отсутствуют", наименование страны происхождения товара.
В техническом задании аукционной документации содержатся наименования и характеристики закупаемых заказчиком товаров, в том числе указаны особые условия при изготовлении и поставке товара участником, например, выезд специалиста на замеры в течение трех дней с момента заключения договора; выезд дизайнера для разработки эскизов, подбора тканей, фурнитуры, цветовой гаммы согласно авторскому дизайн-проекту в течение трех дней с момента заключения договора; все Товары должны быть новыми (не бывшими в употреблении) и т. д.
В заявке с порядковым номером 3 участником указаны все значения параметров, предусмотренных техническим заданием аукционной документации. Вместе с тем, заявка участника не содержит информации об особых условиях при изготовлении и поставке товара.
Фактически указанные участником в заявке параметры изделий соответствуют значениям, установленным документацией об аукционе, что не оспаривается представителями заказчика. Следовательно, заявка участника соответствует требованиям аукционной документации.
Доводы представителей заказчика о необходимости указания в заявке сведений об особых условиях при изготовлении и поставке товара не может быть принят во внимание Комиссией Челябинского УФАС России, поскольку указанные условия не являются показателями товара, а относятся к условиям исполнения контракта.
Подавая заявку на участие в аукционе, участник с порядковым номером 3 согласился со всеми условиями аукционной документации, в том числе с условиями при изготовлении и поставке товара, о чем свидетельствует содержание его заявки.
В данном случае, предметом рассматриваемого аукциона является поставка товаров, которые в силу части 3 статьи 455 Гражданского кодекса РФ определяются двумя параметрами: наименованием и количеством. Участники закупки, подавая заявки на участие в аукционе, указывая параметры товаров не должны были указывать особые условия при изготовлении и поставке товара, так как они уже утверждены документацией об аукционе, являются безусловной потребностью заказчика и условиями исполнения контракта.
С учетом изложенного, аукционная комиссия неправомерно отказала участнику с порядковым номером 3 в допуске к участию в аукционе, тем самым нарушив требования частей 1, 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России принимает во внимание тот факт, что действия аукционной комиссии обусловлены неправомерными действиями заказчика по включению в описание объекта закупки условий исполнения контракта, которые, в свою очередь, не являются показателями товара и не отражают его физических и функциональных свойств.
8. В нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в описание объекта закупки включены условия исполнения контракта, которые, в свою очередь, не являются характеристиками товара и не отражают его физических и функциональных свойств.
Более того, исходя из содержания технического задания, не представляется возможным определить, какие показатели товара являются неизменяемыми и должны указываться участником в точном соответствии со значениями, установленными аукционной документацией. Данное обстоятельство также не соответствует пункту 1 части 1, части 2 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Центр поставок Профит" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку изделий текстильных готовых прочих, не включенных в другие группировки (изв. N 0369200009817000008) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушения части 1 статьи 23, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 3 статьи 42, части 3 статьи 63, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1, части 3 статьи 33, пункта 7 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. По результатам внеплановой проверки признать в действиях аукционной комиссии нарушения частей 1, 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
5. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
6. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Е.В. Кулезнева
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 ноября 2017 г. N 817-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2017