Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Вертикаль МС" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГКОУ СО КК специальная (коррекционная) школа-интернат станицы Медведовской при проведении запроса котировок: "Капитальный ремонт спальных комнат ГКОУ КК школа-интернат ст-цы Медведовской (устройство подстилающих полов и стяжки)" (извещение N 0318200022417000013) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что извещение запроса котировок составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком установлены требования к материалам, которые не предусмотрены локальным сметным расчетом, размещенным в составе аукционной документации.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Извещение о проведении запроса котировок соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГКОУ СО КК специальная (коррекционная) школа-интернат станицы Медведовской проводился запроса котировок: "Капитальный ремонт спальных комнат ГКОУ КК школа-интернат ст-цы Медведовской (устройство подстилающих полов и стяжки)" (извещение N 0318200022417000013).
Начальная (максимальная) цена контракта - 490 694,00 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:
- информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу п.2) ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
- краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Заказчиком в техническом задании установлены требования к товарам (материалам), не предусмотренным в ведомости объемов работ, локальном сметном расчете (например, маты прошивные из минеральной ваты, гравий).
В соответствии с ведомостью объемов работ "Гравий для строительных работ марка Др.8, фракция 20-40 мм" заменен на "Смесь песчано-гравийная природная"; "Маты прошивные из минеральной ваты без обкладок М125 (ГОСТ 21880-86), толщина 40 мм" заменены на "плиты пенополистирольные М50".
Кроме того, заказчиком установлены требования к товарам как предусмотренным сметным расчетом, так и не предусмотренным локальным сметным расчетом:
N п/п |
Наименование товара |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
|
Показатель, ед.изм |
Значение показателя, ед.изм. |
||
1 |
2 |
4 |
5 |
2 |
Маты прошивные из минеральной ваты |
Сжимаемость, %, не более |
не менее 20 |
Толщина,мм |
не менее 40 |
||
Марка |
не менее 125 |
||
Влажность, % по массе, не более |
1 |
||
Содержание органических веществ, % по массе, не более |
2 |
||
Плотность, кг/м ГОСТ 21880-2011 \ |
Св. 100 до 125 |
||
Вид обкладки |
Обкладка отсутствует |
||
Предельная температура применения матов, °С |
не менее 700 |
||
Разрывная нагрузка, Н, не менее |
120 |
||
7 |
Гравий |
Описание |
требуется гравий для строительных работ, марка по Др. 8 фракция необходима 20-40 мм |
10 |
Плиты пенополистирольные |
Марка предельного значения плотности |
50 |
Плотность, кг/м3 от_ до |
От 35 до 50,0 |
||
Прочность на сжатие при 10 % линейной деформации, МПа, не менее |
0,16 |
||
Предел прочности при изгибе, МПа, не менее |
0,3 |
||
Категория качества |
высшая или первая |
||
11 |
Смесь песчано-гравийная природная |
Описание |
Строительный материал, должен представлять собой смесь песка и гравия. Содержание зерен гравия должно быть не менее 10% и не более 90% по массе. Наибольшая крупность зерен гравия смеси должна быть не менее 10 мм и не более 70 мм. Песчано-гравийные смеси не должны содержать засоряющих включений. |
должен соответствовать |
Таким образом, размещенное заказчиком описание объекта закупки носит необъективный характер, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией были выявлены нарушения.
На основании п.1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заказчиком установлены требования к плитам пенополистирольным, которые определяются по результатам проведенных испытаний определенной партии товара после производства. При этом, установленные заказчиком показатели характеризуются марками плит.
10 |
Плиты пенополистирольные |
Марка предельного значения плотности |
50 |
Плотность, кг/м3 от_ до |
От 35 до 50,0 |
||
Прочность на сжатие при 10 % линейной деформации, МПа, не менее |
0,16 |
||
Предел прочности при изгибе, МПа, не менее |
0,3 |
||
Категория качества |
высшая или первая |
В соответствии с ГОСТ 15588-2014 "Плиты пенополистирольные теплоизоляционные. Технические условия" "3.1 В зависимости от предельного значения плотности плиты подразделяют на марки: ППС10, ППС12, ППС13, ППС14, ППС15, ППС15Ф, ППС16Ф, ППС17, ППС20, ППС 20Ф, ППС23, ППС25, ППС30, ППС35, ППС40, ППС45.
Примечание - Плиты марок ППС15Ф, ППС16Ф, ППС20Ф предназначены для теплоизоляции в фасадных теплоизоляционных композиционных системах с наружными штукатурными слоями.
3.2 В зависимости от технологии изготовления плиты подразделяют на типы:
- Р - резаные из крупногабаритных блоков;
- РГ - резаные графитосодержащие из крупногабаритных блоков;
- Т - термоформованные.
3.3 В зависимости от формы плиты изготовляют двух видов (см. приложение Б):
- А - плиты с прямоугольной боковой кромкой;
- Б - плиты с выбранной или формованной в "четверть" боковой кромкой.
Показатели физико-механических свойств плит типа Р должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 2, плит типа РГ - в таблице 3, плит типа Т - в таблице 4.
Таблица 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование показателя |
Значение показателя для плит марки |
||||||||||
|
ППС10 |
ППС12 |
ППС13 |
ППС14 |
ППС16Ф |
ППС17 |
ППС20 |
ППС23 |
ППС25 |
ППС30 |
ППС35 |
Плотность, кг/м3, не менее |
10 |
12 |
13 |
14 |
16 |
17 |
20 |
23 |
25 |
30 |
35 |
Прочность на сжатие при 10 %-ной линейной деформации, кПа, не менее |
40 |
60 |
70 |
80 |
100 |
100 |
120 |
140 |
160 |
200 |
250 |
Предел прочности при изгибе, кПа, не менее |
60 |
100 |
120 |
150 |
180 |
160 |
200 |
220 |
250 |
300 |
350 |
Предел прочности при растяжении в направлении, перпендикулярном поверхности, кПа, не менее |
* |
* |
* |
* |
100 |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
Теплопроводность плит в сухом состоянии при температуре (101) °С (283 К), Вт/(м·К), не более |
0,041 |
0,040 |
0,039 |
0,038 |
0,036 |
0,037 |
0,036 |
0,035 |
0,034 |
0,035 |
0,036 |
Теплопроводность плит в сухом состоянии при температуре (255) °С (298 К), Вт/(м·К), не более |
0,044 |
0,042 |
0,041 |
0,040 |
0,038 |
0,039 |
0,038 |
0,037 |
0,036 |
0,037 |
0,038 |
Влажность, % по массе, не более |
5,0 |
5,0 |
3,0 |
3,0 |
2,0 |
3,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Водопоглощение за 24 ч, % по объему, не более |
4,0 |
4,0 |
3,0 |
3,0 |
1,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Время самостоятельного горения, с, не более |
4 |
4 |
4 |
4 |
1 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
* Показатель не нормируется. |
Таблица З
|
|
|
Наименование показателя |
Значение показателя для плит марки |
|
|
ППС15Ф |
ППС20Ф |
Плотность, кг/м3, не менее |
15 |
20 |
Прочность на сжатие при 10 %-ной линейной деформации, кПа, не менее |
70 |
100 |
Предел прочности при изгибе, кПа, не менее |
140 |
250 |
Предел прочности при растяжении в направлении, перпендикулярном поверхности, кПа, не менее |
100 |
150 |
Теплопроводность плит в сухом состоянии при температуре (101)°С (283 К), Вт/(м·К), не более |
0,032 |
0,031 |
Теплопроводность плит в сухом состоянии при температуре (255)°С (298 К), Вт/(м·К), не более |
0,034 |
0,033 |
Влажность, % по массе, не более |
2 |
2 |
Водопоглощение за 24 ч, % по объему, не более |
4 |
3 |
Время самостоятельного горения, с, не более |
1 |
1 |
Таблица 4
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование показателя |
Значение показателя для плит марки |
||||||
|
ППС 15 |
ППС 20 |
ППС 25 |
ППС 30 |
ППС 35 |
ППС 40 |
ППС 45 |
Плотность, кг/м3, не менее |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
Прочность на сжатие при 10 %-ной линейной деформации, кПа, не менее |
100 |
150 |
180 |
200 |
250 |
300 |
350 |
Предел прочности при изгибе, кПа, не менее |
180 |
200 |
250 |
400 |
450 |
500 |
550 |
Теплопроводность плит в сухом состоянии при температуре (101)°С (283 К), Вт/(м·К), не более |
0,037 |
0,036 |
0,036 |
0,035 |
0,036 |
0,036 |
0,036 |
Теплопроводность плит в сухом состоянии при температуре (255)°С (298 К), Вт/(м·К), не более |
0,039 |
0,038 |
0,038 |
0,037 |
0,038 |
0,038 |
0,038 |
Влажность, % по массе, не более |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Водопоглощение за 24 ч, % по объему, не более |
1,5 |
1,5 |
1,0 |
1,0 |
0,5 |
0,3 |
0,2 |
Время самостоятельного горения, с, не более |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Таким образом, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вертикаль МС" обоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика - ГКОУ СО КК специальная (коррекционная) школа-интернат станицы Медведовской нарушение п.1), п. 2) ч. 1 ст. 33, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГКОУ СО КК специальная (коррекционная) школа-интернат станицы Медведовской (котировочной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 ноября 2017 г. N ЗК-69/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2017