Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Байгачева <_> (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ "Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт кровли учебно-жилого корпуса литер "А" (извещение N 0318100068017000027) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе заявитель указывает, что в описании объекта закупки установлены характеристики товаров, определяемые по результатам испытаний (позиции "Проволока (катанка)", "Антисептик-антипирен для древесины Пирилакс 3000 или эквивалент", "Гвозди строительные", "Конек прямоугольный", "Планка для карниза", "Оконный блок", "Раствор цементно-известковый").
Представителями Заказчика представлена документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласны и считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБОУ "Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков" проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт кровли учебно-жилого корпуса литер "А" (извещение N 0318100068017000027).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 567 183,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Приложении N 1 к Разделу 13 "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (Техническое задание)" установлены следующие требования к характеристикам товаров (материалов), в частности:
N п/п |
Наименование товара |
Показатель, ед. измерения |
Значения показателей |
5 |
Проволока (катанка) |
Диаметр, мм: |
6,3 и 6,5 |
Овальность катанки, % суммы предельных отклонений по диаметру |
Не должна превышать 50 |
||
Точность прокатки |
Обычная\повышенная |
||
Масса окалины на поверхности катанки, кг/т |
Подвергнутой одностадийному охлаждению с прокатного нагрева, не должна превышать 18; подвергнутой двухстадийному охлаждению с прокатного нагрева - не должна превышать 10; масса окалины для катанки, охлажденной на воздухе, не регламентируется |
||
Требования к внешнему виду |
На поверхности катанки не должно быть раскатанных трещин, прокатных плен, закатов, усов и раскатанных загрязнений. Не допускаются отпечатки, рябизна, раскатанные пузыри и риски, отдельные мелкие плены, выводящие размеры катанки за предельные отклонения по диаметру. В катанке не допускаются остатки усадочной раковины. Катанка должна выдерживать в холодном состоянии изгиб на 180° вокруг оправки диаметром, равным диаметру испытываемой катанки. В микроструктуре катанки подкалка (мартенситные и троостомартенситные участки) не допускается. |
||
Относительное сужение поперечного сечения после разрыва |
Не менее 58 |
||
Временное сопротивление |
Не более 540 (55) |
Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (Раздел 11 аукционной документации) определено, что в случае, если диапазон значений показателя сопровождается словами "от", "не менее", "не более", "менее", "более", "уже", "шире", "не уже", "не шире", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "свыше", "максимальное значение", "минимальное значение", "min", "max", "как минимум", символом "-", "_" участник должен указать одно точное значение параметра товара, при этом значения не должны сопровождаться словами "от", "не менее", "не более", "менее", "более", "уже", "шире", "не уже", "не шире", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "свыше", "максимальное значение", "минимальное значение", "min", "max", "как минимум", символом "-", "_".
Согласно п. 6.5 ГОСТ 30136-95 (ИСО 8457-1-89) "Катанка из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия" (далее - ГОСТ 30136-95) массу окалины на поверхности катанки определяют по методике, приведенной в приложении А.
В соответствии с п. А.1 Приложения А (обязательное) "Методика экспрессного определения количества окалины на катанке, подвергнутой одно- и двухстадийному регулируемому охлаждению" (далее - Приложение А) методика основана на удалении окалины путем растворения ее в травильном растворе с защитой основного металла ингибиторами.
Пунктом А.2 Приложения А определены аппаратура, реактивы, растворы
Весы аналитические.
Кислота соляная по ГОСТ 3118, раствор с массовой концентрацией 0,15 г/см3.
Ингибитор ТДА (толуилендиамин).
Примечание - Допускается применение других ингибиторов, замедляющих кислотную коррозию металла.
Пунктом А.3 Приложения А установлено проведение анализа
Соляную кислоту наливают в высокий стеклянный стакан емкостью 500 см3, подогревают до температуры не выше 50 °С и прибавляют ингибитор ТДА из расчета 0,5 г/дм3. В подогретый раствор помещают 3-5 шт. (одновременно) образцов катанки длиной 90-100 мм, предварительно вместе взвешенных. При взвешивании образцов до травления учитывают окалину, отделившуюся при резке.
В процессе удаления окалины ведут наблюдение за травлением каждого образца, качество поверхности образца после снятия окалины определяют визуально.
Протравленный образец извлекают из раствора, промывают, удаляют излишки влаги фильтровальной бумагой, высушивают в потоке теплого воздуха, охлаждают и взвешивают. Результаты взвешивания образцов в граммах записывают с точностью до третьего десятичного знака.
Согласно п. 6.6 ГОСТ 30136-95 временное сопротивление и относительное сужение поперечного сечения после разрыва определяют по ГОСТ 1497.
+15
-10
ГОСТ 1497-84 (ИСО 6892-84, СТ СЭВ 471-88) "Металлы. Методы испытаний на растяжение (с Изменениями N 1, 2, 3)" устанавливает методы статических испытаний на растяжение черных и цветных металлов и изделий из них номинальным диаметром или наименьшим размером в поперечном сечении 3,0 мм и более для определения при температуре (20 ) °C характеристик механических свойств:
предела пропорциональности;
модуля упругости;
предела текучести физического;
предела текучести условного;
временного сопротивления;
относительного равномерного удлинения;
относительного удлинения после разрыва;
относительного сужения поперечного сечения после разрыва.
Согласно п. 6.7 ГОСТ 30136-95 испытание на изгиб в холодном состоянии проводят по ГОСТ 14019.
ГОСТ 14019-2003 (ИСО 7438:1985) "Материалы металлические. Метод испытания на изгиб" устанавливает метод определения способности металлических материалов выдерживать пластическую деформацию при изгибе.
В соответствии с п. 4.1.7 ГОСТ 30136-95 относительное сужение катанки из всех марок стали и временное сопротивление катанки из стали марки Ст0 с массовой долей углерода до 0,12% должны соответствовать нормам, приведенным в таблице 1.
По требованию потребителя катанка из стали марок Ст1, Ст2 и СтЗ всех степеней раскисления поставляется с нормированным временным сопротивлением, приведенным в таблице 1.
Таблица 1
Марка стали |
Временное сопротивление,?В, Н/мм2 (кгс/мм2), не более |
Относительное сужение поперечного сечения после разрыва, |
||
УО1, ВО |
УО2 |
УО1, ВО |
УО2 |
|
Ст0 с массовой долей углерода до 0,12% |
420(43) |
470(48) |
68 |
66 |
Ст0 с массовой долей углерода свыше 0,12% |
- |
- |
60 |
58 |
Ст1кп, Ст1пс, Ст1сп |
420(43) |
470(48) |
68 |
66 |
Ст2кп, Ст2пс, Ст2сп |
420(43) |
470(48) |
60 |
60 |
СтЗкп, СтЗпс, СтЗсп |
490(50) |
540(55) |
60 |
60 |
Таким образом, установленные Заказчиком требования к товарам затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров и проведения соответствующих испытаний.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, с обязанностью участников закупки предоставлять в заявках конкретные числовые значения, свидетельствует о нарушении п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Аналогичные требования к характеристикам, определяемым по результатам проведенных испытаний, а также требования, несоответствующие ГОСТ, установлены заказчиком также по ряду иных позиций Приложения N 1 к РАЗДЕЛУ 13. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (Техническое задание) (например, по позициям "Антисептик-антипирен для древесины Пирилакс 3000 или эквивалент" (расход: 280-600), "Гвозди строительные" (Отклонение от соосности головки относительно стержня, мм, Отклонения от круглости головок, мм), "Оконный блок" (Приведенное сопротивление теплопередаче, мС/Вт., Воздухопроницаемость, м
/(ч м2), Звукоизоляция, дБА., Снеговая нагрузка, кг/м2, Внутреннее стекло - Флоат-стекло с низкоэмиссионным покрытием Low-E - толщиной), "Раствор цементно-известковый" (Содержание щелочей в цементных вяжущих, предназначенных для приготовления раствора, Известковое молоко, входящее в состав раствора должно иметь плотность и содержать извести, Известковое вяжущее, Содержание вредных примесей в заполнителях, Температура растворных смесей в момент использования должна быть при минимальной температуре наружного воздуха, °С, Средняя плотность, D, затвердевших растворов в проектном возрасте должна быть, кг/м3, При подогреве заполнителей их температура в зависимости от применяемого вяжущего должна быть не выше, °С, при применении, Наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть, мм)).
Кроме того, по п.16 "Конек прямоугольный", п.17 "Планка для карниза" заказчиком в нарушение ст.33 Закона о контрактной системе установлены требования к процессу выполнения работ "Конек прямоугольный должен выполнять функцию соединения участков стыковки двух противоположных скатов на коньке. Конек должен выполнять также и декоративную функцию. Во время монтажа под коньковую планку непременно должен подкладываться особый уплотнитель", "Карнизная планка должна предназначаться для защиты лобовой доски от попадания на нее и под нее влаги. Вода, которая стекает с кровли, благодаря карнизной планке, должна попадать в водосточную систему. Монтируется перед покрытием кровли".
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Байгачева <_> обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБОУ "Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков" нарушение п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - ФГБОУ "Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков" (единой комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе повторно предписание не выдавать.
4. Повторно материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 ноября 2017 г. N ЭА-3881/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2017