Комиссия Белгородского УФАС России по контролю сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 15.11.2017 N 429 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалоб ООО "ЭнергияМаш", ООО "СеверСтрой", ООО "Кем-Логистик" и ООО "Перспектива" (далее - Комиссия), , при участии представителей заказчика - МКУ "Отдел капитального строительства администрации Белгородского района", уполномоченного органа - администрации Белгородского района Белгородской области, в отсутствие представителей заявителей - ООО "ЭнергияМаш", ООО "СеверСтрой", ООО "Кем-Логистик" и ООО "Перспектива" (о времени и месте рассмотрения жалоб надлежаще уведомлены), рассмотрев материалы дела N 458-17-Т по жалобам ООО "ЭнергияМаш", ООО "СеверСтрой", ООО "Кем-Логистик" и ООО "Перспектива" на положения документации при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, п.Северный (дополнительные работы)" (закупка N 0126300029117001220) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступили жалобы ООО "ЭнергияМаш", ООО "СеверСтрой", ООО "Кем-Логистик" и ООО "Перспектива" на положения документации при проведении Электронного аукциона.
I. Из жалобы ООО "ЭнергияМаш" следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1) документация об Электронном аукционе включает в себя Локальный сметный расчет 02-01-11д и 02-01-11 на пожарную сигнализацию, Локальный сметный расчет 02-01-15 на автоматизацию противопожарной зажиты и Локальный сметный расчет 09-05-17 на пусконаладочные работы пожарной сигнализации, что включает в себя работы по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности. Данные виды работ являются лицензируемым видом деятельности. В Разделе 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе не установлено требование к содержанию второй части заявки в отношении действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
2) в документации об Электронном аукционе установлено требование об указании участником закупки в заявке на участие в Электронном аукционе конкретных показателей характеристик используемых материалов по пунктам 1, 2, 16 таблицы "2.1 Требования к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям заказчика" Приложения N 1 "Описание объекта закупки", которые можно узнать только при испытании определенной партии товара после его производства, что обязывает участника закупки иметь в наличии используемый материал на момент подачи заявки на участие в аукционе, вследствие чего, описание объекта закупки является необъективным, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки;
3) в документации установлены завышенные и излишние требования, вследствие чего, описание объекта закупки является необъективным, а именно: в п.5 таблицы "2.1 Требования к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям заказчика" Приложения N 1 "Описание объекта закупки" установлены следующие значения: "Ширина полки должна быть, мм, не менее 115", "Толщина стенки не должна быть, мм, менее 8,0", "Толщина полки не должна быть, мм, менее 13,5". Однако, согласно ГОСТ 8240-97 такие показатели как "Ширина полки", "Толщина стенки", "Толщина полки" имеют одно конкретно значение для определенного номера швеллера. ООО " ЭнергияМаш" считает, что при конкретном указании товара - швеллер N40 заказчик не вправе применять максимальные и минимальные значения в отношении показателей "Ширина полки", "Толщина стенки", "Толщина полки", в связи с тем, что ГОСТ регламентирует конкретные значения для данного номера.
II. Из жалобы ООО "СеверСтрой" следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1) в проекте контракта документации об Электронном аукционе не указан срок оплаты подрядчиком выполненной работы субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) имеет место нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в проекте контракта условия о том, что в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
III. Из жалобы ООО "Кем-Логистик" следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1) в проекте контракта не установлены меры ответственности за неисполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, что противоречит части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе и Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 года N 1042;
2) в проекте контракта не установлен срок действия контракта, в связи с чем при выборе участником закупки способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии данному участнику не предоставляется возможным установить срок ее действия, что, по мнению ООО "Кем-Логистик", является нарушением пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе
IV. Из жалобы ООО "Перспектива" следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1) в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки отсутствует указание на требования к участникам закупки во исполнение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также отсутствует перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, в частности в извещении не установлено требование о наличии у участников закупки опыта выполнения соответствующих строительных работ;
2) в проекте контракта не установлены меры ответственности за неисполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, что противоречит части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе и Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 года N 1042;
3) в проекте контракта не предусмотрено условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций с указанием на то, что данное условие не применяется в случае, если контракт заключается с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), являющемся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, что является нарушением частей 5, 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа признали жалобу ООО "ЭнергияМаш" необоснованной; первый довод жалобы ООО "СеверСтрой" признали обоснованным, второй довод - необоснованным; первый довод жалобы ООО "Кем-Логистик" признали обоснованным, второй довод - необоснованным; первый и второй доводы жалобы ООО "Перспектива" признали обоснованными, третий довод - необоснованным.
Комиссия, рассмотрев жалобы ООО "ЭнергияМаш", ООО "СеверСтрой", ООО "Кем-Логистик" и ООО "Перспектива", письменные пояснения заказчика и уполномоченного органа, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 26.10.2017 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, п.Северный (дополнительные работы)".
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 344 532,0 рублей.
Из Протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе 0126300029117001220 от 16.11.2017 следует, что на участие в Электронном аукционе подана одна заявка от ООО "Стройбелго", признанная Единой комиссией соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об Электронном аукционе.
На момент рассмотрения жалоб ООО "ЭнергияМаш", ООО "СеверСтрой", ООО "Кем-Логистик" и ООО "Перспектива" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
I. Доводы жалобы ООО "ЭнергияМаш" Комиссия считает необоснованными по следующим основаниям.
1. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 названной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать среди прочего документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) названного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 названного Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В документации об Электронном аукционе предусмотрены, в том числе работы по монтажу обеспечения пожарной безопасности.
В извещении и части 22 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе установлены требования к участникам закупки, в том числе: Членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением лиц, перечисленных в ч. 2.1, 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в соответствии с Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ; Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, а также совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Согласно пункту 2.2 части 27 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе во второй части заявки участник аукциона должен представить выписку из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 февраля 2017 года N 58 (срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи).
В силу пункта 1 статьи 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
В связи с тем, что в документации об Электронном аукционе субподряд разрешен, подрядчик имеет право привлечь к выполнению работ по монтажу обеспечения пожарной безопасности субподрядчика, который обязан соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе иметь соответствующие лицензии на осуществляемые виды деятельности, если такие требования установлены Законом о лицензировании.
Из документации об Электронном аукционе следует, что работы по монтажу обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав строительных работ, в связи с чем установление требования к участнику закупки о наличии лицензии на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений при осуществлении закупки строительных работ, является неправомерным.
Из вышеизложенного следует, что первый довод жалобы ООО"ЭнергияМаш" является необоснованным.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу части 2 статьи 33 Закона контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе следует, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В пункте 1 части 27 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронного аукциона установлено требование к содержанию и составу заявки, согласно которому первая часть заявки на участие в злектронном аукционе должна содержать следующую информацию: согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемых материалов, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение)(при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование ( при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения материалов, предлагаемых для использования. (технические характеристики материалов (товаров) в соответствии с Приложением N1 "Описание объекта закупки).
При этом сведения о материалах, содержащиеся в предоставляемой участником аукциона заявке на участие в аукционе, должны быть полными, то есть должны в обязательном порядке включать в себя: конкретное наименование материалов, описание функциональных характеристик материалов (потребительских свойств) и технических характеристик, а также товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения материалов (Приложение N 4 к документации об электронном аукционе "Рекомендуемая форма первой части заявки на участие в электронном аукционе").
Приложение N 4 "Рекомендуемая форма первой части заявки на участие в электронном аукционе" (далее - Приложение N 4) к документации об Электронном аукционе включает в себя Инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе (с учетом положений, изложенных в части 8 раздела 1 "Общие положения"), из которой следует, что Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели товара, за исключением следующих случаев:
- в соответствии с настоящей инструкцией показатели товаров, относятся к показателям, значения которых не может изменяться;
- указаны температурные показатели;
- невозможность указания конкретного показателя из-за отсутствия товара у участника закупки в наличии.
Ввиду того, что технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, не могут в полной мере охватить все необходимые заказчику функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, в том числе товара, используемого при выполнении работ и оказании услуг, документация содержит, в том числе иные показатели, требования, условные обозначения и терминологию.
В таблице "2.1 Требования к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям заказчика" Приложения N 1 "Описание объекта закупки" к документации об Электронном аукционе содержатся, кроме прочего, требования к техническим характеристикам материалов (24 позиций), которые должны быть использованы при выполнении работ, являющихся предметом закупки.
Указанные требования к техническим характеристикам материалов содержат наименование материалов, конструкций, изделий, оборудования по 24 позициям с указанием ГОСТов и технические характеристики этих материалов, конструкций, изделий, оборудования, соответствующие таким ГОСТам.
На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа пояснили, что участники закупки в первой части заявки имеют возможность указать необходимые показатели, требуемые документацией об Электронном аукционе, руководствуясь инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, изложенной в Приложении N 4 к документации об Электронном аукционе, в том числе в случае отсутствия в наличии материалов, требуемых для выполнения работ, являющихся предметом закупки.
Кроме того, пояснили, что при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. В документации заказчик вправе указать параметры, соответствующие определенному ГОСТу.
Комиссией установлено, что при осуществлении закупки за разъяснениями документации об Электронном аукционе на основании части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе участники закупки не обращались.
ООО "ЭнергияМаш" не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность второго довода жалобы.
При указанных обстоятельствах второй довод ООО "ЭнергияМаш" является необоснованным.
3. В пункте 5 "Швеллеры" таблицы "2.1 Требования к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям заказчика" Приложения N 1 "Описание объекта закупки" к документации об Электронном аукционе установлены следующие значения: "Металлическое изделие П-образного сечения N 40. Сталь марки: Ст0. Ширина полки должна быть, мм, не менее 115. Толщина стенки не должна быть, мм, менее 8,0. Толщина полки не должна быть, мм, менее 13,5. Радиус внутреннего закругления должен быть, мм, не более 15,0. Радиус закругления полки должен быть, мм, не более 9,0. Товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 8240-97".
Комиссией установлено, что указанные значения "Швеллеров" не противоречат требованиям ГОСТа 8240-97.
При осуществлении закупки за разъяснениями документации об Электронном аукционе на основании части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе участники закупки не обращались.
Заявитель на заседание Комиссии не явился, и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода.
При указанных обстоятельствах третий довод ООО "ЭнергияМаш" является необоснованным.
4. В ходе рассмотрения дела поступило ходатайство ООО "ЭнергияМаш" от 17.11.2017 N 120 об уточнении требований, указанных в ранее поданной жалобе, поступившей в Белгородское УФАС России 13.11.2017 года.
Довод, указанный в ходатайство ООО "ЭнергияМаш" от 17.11.2017 N 120 не может быть рассмотрен по существу в рамках рассмотрения жалобы ООО "ЭнергияМаш", поступившей в Белгородское УФАС России 13.11.2017, по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из извещения о проведении электронного аукциона от 26.10.2017, размещенного на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, следует, что датой и временем окончания подачи заявок является 13.11.2017 09-00.
Ходатайство ООО "ЭнергияМаш" от 17.11.2017 N 120 поступило на электронную почту Белгородского УФАС России 17.11.2017, то есть после окончания срока подачи заявок, из чего следует, что заявителем не соблюден срок, указанный в части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей.
Указанные в ходатайстве ООО "ЭнергияМаш" от 17.11.2017 N 120 доводы рассмотрены Комиссией при проведении в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки документов по организации и проведению Электронного аукциона.
II. Доводы жалобы ООО "СеверСтрой" Комиссия считает частично обоснованными по следующим основаниям.
1. Из части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе следует, что Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" подрядчик, исполнитель должен оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Пунктом 4.15 проекта контракта предусмотрено условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15% (по усмотрению Генерального подрядчика и в большем объеме) от цены Контракта, за исключением случаев, когда Генеральный подрядчик является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
При этом в проекте контракта документации об Электронном аукционе не указан срок оплаты подрядчиком выполненной работы субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, что является нарушением части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах первый довод жалобы ООО "СеверСтрой" является обоснованным.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что допущенное нарушение части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения подрядчика.
При рассмотрении второй части единственной заявки ООО "Стройбелго" Комиссией установлено, что общество является субъектом малого предпринимательства в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ".
2. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Из части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, п.Северный (дополнительные работы)".
В извещении и части 22 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе установлены требования к участникам закупки, в том числе: Членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением лиц, перечисленных в ч. 2.1, 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в соответствии с Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ; Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, а также совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).
Таким образом, учитывая требования Градостроительного кодекса Российской Федерации и документации об Электронном аукционе, исключается возможность участия в данном аукционе физических лиц.
При указанных обстоятельствах второй довод жалобы ООО "СеверСтрой" является необоснованным.
III. Доводы жалобы ООО "Кем-Логистик" Комиссия считает частично обоснованными по следующим основаниям.
1. В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно подпункту "в" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 года N 1042 установлено, что за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
Согласно пункта 4.2 проекта контракта документации об Электронном аукционе для выполнения работ по настоящему Контракту Генеральный подрядчик обязуется качественно выполнить своими и/или привлеченными силами и средствами все работы в соответствии с техническими регламентами и утвержденной проектно-сметной документацией, в объеме и сроки, предусмотренные в настоящем Контракте и приложениях к нему, и совместно с Заказчиком предъявить объект в полной строительной готовности с комплектом исполнительно-технической документации приемочной комиссии.
При этом, Генеральный подрядчик обязуется качественно выполнить своими силами виды и объемы строительно-монтажных работ, определенные в приложении N5 к настоящему Контракту, в объеме не менее 15 (Пятнадцати) % от цены настоящего Контракта, определенной в п. 2.1.
Генеральный подрядчик обязуется в течении 3 (Трех) рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе окончательного протокола определения Генерального подрядчика, направить Заказчику сведения о конкретных видах и объемах строительно-монтажных работ, выполняемых им самостоятельно, для составления Приложения N5 к настоящему Контракту.
Комиссией установлено, что в проекте контракта не установлены меры ответственности, за неисполнение Генеральным подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, что является нарушением части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах первый довод жалобы ООО "Кем-Логистик" является обоснованным.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что допущенное нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения подрядчика.
2. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Электронном аукционе должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В подпункте 5 пункта 9.3 проекта контракта содержится требование, согласно которому срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Согласно пункту 13.1 проекта контракта Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами обязательств.
Из пункта 3.1 проекта контракта следует, что сроки выполнения работ по Контракту: начало выполнения работ:не позднее 10 дней с даты заключения Контракта, окончание выполнения работ - до 01 мая 2018 г.
В пункте 6.22 проекта контракта указано, что Заказчик создает Рабочую комиссию для приемки выполненных работ на Объекте и подписываетокончательныйакт приемки выполненных работ (по установленной форме (КС-2и справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС N3) в течении 10 (Десяти) календарных дней с момента получения письменного извещения Генерального подрядчика о полном завершении Работ и готовности Объекта к сдаче в соответствии с п. 6.20, 6.21 настоящего Контракта.
В силу пункта 7.3 проекта контракта оплата за фактически выполненные объемы работ производится платежным поручением Заказчика в течение30календарныхдней с момента оформления и подписания Сторонами актов формы N КС-3, КС-2 в пределах их стоимости, в соответствии с п. 6.20 настоящего Контракта. Акты формы КС-3, КС-2 представляются Генеральным подрядчиком до 22 числа отчетного месяца в пределах годового лимита финансирования.
Из пункта 7.4 проекта контракта следует, что окончательный расчет за выполненные работы (100%) производится Заказчиком после надлежащего выполнения всех работ, передачи Заказчику документов, окончательных справки КС-3 и актов форм КС-2подписания указанных актов Заказчиком в соответствии с п. 6.22 настоящего Контракта, в течении 30 календарных дней.
Таким образом, в проекте контракта документации об Электронном аукционе установлен срок обеспечения исполнения контракта, не противоречащий положениям Закона о контрактной системе, который возможно определить на основании вышеуказанных положений проекта контракта.
При осуществлении закупки за разъяснениями документации об Электронном аукционе на основании части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе участники закупки не обращались.
При указанных обстоятельствах второй довод жалобы ООО "Кем-Логистик" является необоснованным.
IV. Доводы жалобы ООО "Перспектива" Комиссия считает частично обоснованными по следующим основаниям.
1. Из части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Постановлением Правительства от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчика, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, пунктом 2 Приложения N 1 к которому определено, что участник должен обладать наличием опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В части 24 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ч.2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
- на основании п. 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчика, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"
участник должен обладать наличием опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Комиссией установлено, что в извещении о проведении Электронного аукциона не установлено требование о наличии у участников закупки опыта выполнения соответствующих строительных работ, что является нарушением пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах первый довод жалобы ООО "Перспектива" является обоснованным.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что допущенное нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения подрядчика.
2. В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно подпункту "в" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 года N 1042 установлено, что за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
Согласно пункта 4.2 проекта контракта документации об Электронном аукционе для выполнения работ по настоящему Контракту Генеральный подрядчик обязуется качественно выполнить своими и/или привлеченными силами и средствами все работы в соответствии с техническими регламентами и утвержденной проектно-сметной документацией, в объеме и сроки, предусмотренные в настоящем Контракте и приложениях к нему, и совместно с Заказчиком предъявить объект в полной строительной готовности с комплектом исполнительно-технической документации приемочной комиссии.
При этом, Генеральный подрядчик обязуется качественно выполнить своими силами виды и объемы строительно-монтажных работ, определенные в приложении N5 к настоящему Контракту, в объеме не менее 15 (Пятнадцати) % от цены настоящего Контракта, определенной в п. 2.1.
Генеральный подрядчик обязуется в течении 3 (Трех) рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе окончательного протокола определения Генерального подрядчика, направить Заказчику сведения о конкретных видах и объемах строительно-монтажных работ, выполняемых им самостоятельно, для составления Приложения N5 к настоящему Контракту.
При этом в проекте контракта не установлены меры ответственности, за неисполнение Генеральным подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, что является нарушением части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах второй довод жалобы ООО "Перспектива" является обоснованным.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что допущенное нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения подрядчика.
3. Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Из части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе следует, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Пунктом 4.15 проекта контракта установлено, что для выполнения работ по настоящему Контракту Генеральный подрядчик обязуется привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15% (по усмотрению Генерального подрядчика и в большем объеме) от цены Контракта, за исключением случаев, когда Генеральный подрядчик является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
Комиссией установлено, что пункт 4.15 проекта контракта документации об Электронном аукционе согласуется с требованиями частей 5 и 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, в связи с чем третий довод жалоба ООО "Перспектива" является необоснованный.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭнергияМаш" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "СеверСтрой" обоснованной в части не указания в проекте контракта документации об Электронном аукционе срока оплаты подрядчиком выполненной работы субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, установленного положениями части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе.
3. Признать жалобу ООО "Кем-Логистик" обоснованной в части не установления в проекте контракта меры ответственности за неисполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно.
4. Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной в части:
- не установление в извещении о проведении Электронного аукциона требования о наличии у участников закупки опыта выполнения соответствующих строительных работ;
- не установления в проекте контракта меры ответственности за неисполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно.
5. Признать в действиях заказчика - МКУ "Отдел капитального строительства администрации Белгородского района" нарушения части 7 статьи 30, части 4 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
6. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
7. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 107
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
Дата выдачи: 20 ноября 2017 года Место выдачи: Белгородское УФАС России,
г. Белгород, ул. Преображенская, 82
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от от 15.11.2017 N 429 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалоб ООО "ЭнергияМаш", ООО "СеверСтрой", ООО "Кем-Логистик" и ООО "Перспектива" (далее - Комиссия), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании решения по делу N 458-17-Т, принятого 20.11.2017 по итогам рассмотрения жалоб ООО "ЭнергияМаш", ООО "СеверСтрой", ООО "Кем-Логистик" и ООО "Перспектива" на положения документации при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, п.Северный (дополнительные работы)" (закупка N 0126300029117001220) (далее - Электронный аукцион), проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
С целью устранения нарушений части 7 статьи 30, части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, допущенных при проведении Электронного аукциона, заказчику - МКУ "Отдел капитального строительства администрации Белгородского района" при направлении проекта контракта ООО "Стройбелго" для его подписания включить в проект контракта документации об Электронном аукционе:
- условие о сроке оплаты подрядчиком выполненной работы субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренный частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе (пункт 5 Постановления Правительства от 23.12.2016 N 1466);
- меру ответственности, за неисполнение Генеральным подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, предусмотренную частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе (пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 года N 1042).
Настоящее предписание подлежит исполнению в течение десяти рабочих дней с момента получения копии настоящего предписания.
Об исполнении настоящего предписания незамедлительно уведомить Белгородское УФАС России по факсу (4722) 32-16-92 или электронной почте to31@fas.gov.ru с направлением подтверждающих документов в письменной форме.
Примечание: В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения в установленный срок настоящего предписания Белгородское УФАС России вправе обратиться в суд с иском о понуждении к исполнению предписания.
Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 20 ноября 2017 г. N 4324/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2017