Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС Росси, заместителя председателя Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Платоновой Э.Ю. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ТПК "Русская Ёлка" (далее также - ООО "ТПК "Русская Ёлка", Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Муниципального бюджетного учреждения "Служба эксплуатации городского хозяйства муниципального образования "Город Нюрба" (далее также - МБУ "СЭГХ МО "Город Нюрба", заказчик): не явились, представили письменные пояснения,
рассмотрев жалобу ООО "ТПК "Русская Ёлка" на действия заказчика МБУ "СЭГХ МО "Город Нюрба" при проведении электронного аукциона на поставку уличной искусственной елки и аксессуаров украшения новогодней елки (изв. N 0316300183117000042), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ТПК "Русская Ёлка" на действия заказчика МБУ "СЭГХ МО "Город Нюрба" при проведении электронного аукциона на поставку уличной искусственной елки и аксессуаров украшения новогодней елки (изв. N 0316300183117000042).
Из текста жалобы ООО "ТПК "Русская Ёлка" следует, что в проекте контракта не установлен надлежащий срок поставки товара, а именно установленный заказчиком срок поставки товара не соответствует сроку, указанному в аукционной документации, что вводит участников закупки в заблуждение и нарушает требования Закона о контрактной системе.
Из письменных пояснений заказчика следует, что с доводами жалобы не согласны по следующим основаниям.
Согласно части 9 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона. По данной закупке дата проведения электронного аукциона - 10.11.2017 г., планируемая дата заключения контракта - 20.11.2017 г., срок поставки товара, согласно проекту контракта, составляет 10 дней с даны заключения контракта - 30.11.2017 г., что не противоречит положениям аукционной документации.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия антимонопольного органа, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на сайте оператора электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ", а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 20.10.2017 года;
2) в извещение об осуществлении закупки внесены изменения - 27.10.2017 г.
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 1 200 000,00 рублей;
5) на участие в электронном аукционе подано 4 заявки от участников закупки, к участию в закупке допущены все участники закупки;
6) предложения о цене контракта подали 4 участника закупки;
7) заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации;
8) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "ТПК "Русская Ёлка" обоснованной на основании следующего.
Заявитель указывает, что установленный в проекте контракта срока поставки товара не соответствует сроку, установленному в аукционной документации, что вводит участников закупки в заблуждение.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Также согласно части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Кроме того, частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Из совокупного смысла указанных норм следует, что информация, указанная в проекте контракта, должна соответствовать информации, указанной в извещении о проведении закупки и аукционной документации.
Частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что извещении о проведении электронного аукциона должно содержать информацию, указанную в статье 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Материалами дела установлено следующее.
В извещении N 0316300183117000042 об осуществлении закупки установлен срок поставки товара - до 30 ноября 2017 года.
Аналогичные условия указаны в пункте 6 раздела 1 "Информационная карта" аукционной документации и разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации.
В пункте 3.11.1. проекта контракта установлен следующий срок поставки товара - в течение 10 дней с даты заключения контракта.
Согласно письменным пояснениям заказчика планируемая дата заключения контракта - 20.11.2017 г., срок поставки товара, согласно проекту контракта, составляет 10 дней с даты заключения контракта, то есть 30 ноября 2017 года.
Частью 9 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Согласно сведениям с официального сайта ЕИС, протокол подведения итогов электронного аукциона размещен заказчиком 14.11.2017 г., следовательно, в соответствии с положениями вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе, контракт на поставку уличной искусственной елки и аксессуаров украшения новогодней елки может быть заключен не ранее 25.11.2017 г.
Учитывая положения пункта 3.11.1. проекта контракта, в случае, если контракт на поставку уличной искусственной елки и аксессуаров украшения новогодней елки будет заключен 25.11.2017 г., поставщику надлежит поставить товар в течение 10 дней с даты заключения контракта, то есть до 05.12.2017 г. включительно.
Кроме того, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в силу частей 4, 5 статьи 70 Закона о контрактной системе участник закупки, признанный победителем электронного аукциона, в течение 13 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, вправе разместить в единой информационной системе протокол разногласий, который заказчик обязан рассмотреть в течение 3 рабочих дней.
Таким образом, срок поставки товара, указанный в проекте контракта, не соответствует сроку поставки товара, установленному извещением о проведении закупки, аукционной документации, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, заказчик, не установивший в проекте контракта надлежащий срок поставки товара, признается нарушившим часть 1 статьи 34, часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "ТПК "Русская Ёлка" признана обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г. (далее - Перечень), включающий, в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 5 Перечня).
Согласно материалам дела пунктом 10 раздела 1 "Информационная карта" аукционной документации в рамках данной закупки установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее также - Постановление N 1457).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", Постановление N 1457 утратило силу с 10.06.2017 года.
Извещение N 0316300183117000042 о проведении электронного аукциона на поставку уличной искусственной елки и аксессуаров украшения новогодней ёлки с внесенными изменениями опубликовано заказчиком на официальном сайте ЕИС 27.10.2017 г., следовательно, запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в рамках данной закупки установлен неправомерно.
Таким образом, заказчиком нарушено требование части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию о преимуществах, предоставляемых заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона, следовательно, информация, указанная в извещении о проведении закупки и аукционной документации не должна допускать разночтений
Согласно извещению N 0316300183117000042 о проведении электронного аукциона в рамках данной закупки ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации не установлено, что также подтверждается информацией указанной в плане-графике закупки, а также письменными пояснениями заказчика (исх. N 216 от 14.11.2017 г., вх. N 583 ф от 14.11.2017 г.), согласно которым ограничение, предусмотренное частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, установлено в разделе 1 "Информационная карта" аукционной документации ошибочно.
Между тем, в пунктах 20, 21 раздела 1 "Информационная карта" аукционной документации заказчиком установлено преимущество, предоставляемое субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, в связи с чем, в соответствии с требованиями части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также в силу инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (раздел 8 "Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации) участники закупки обязаны продекларировать свое соответствие установленному ограничению.
Частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, заказчиком, допустившим наличие разночтений в информации указанной в извещении о проведении закупки и аукционной документации, в части установления ограничения участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в связи с чем, участники закупки обязаны были продекларировать свое соответствие установленному ограничению, нарушены требования части 1 статьи 64, части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки.
В силу Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 28.12.2016 N 489-ФЗ) часть 1 статьи 31 дополнена пунктом 7.1 следующего содержания:
"7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Данные изменения вступили в силу 09.01.2017 года, учитывая, что извещение о проведении электронного аукциона с внесенными изменениями было опубликовано на официальном сайте ЕИС 27.10.2017 года, внесенные в часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе изменения в данном случае подлежат применению.
Согласно материалам дела, единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены заказчиком в пункте 37 раздела 1 "Информационная карта" аукционной документации, который содержит следующую информацию: "Требования к участникам электронного аукциона в соответствии с пунктами 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ - Установлены. Подтверждается декларированием о соответствии установленным требованиям".
Комиссией антимонопольного органа установлено, что данные требования установлены заказчиком без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ, а именно отсутствует требование о соответствии участников закупки положениям пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что не соответствует положениям действующего законодательства.
Таким образом, действия заказчика, не установившего надлежащие единые требования к участникам закупки, нарушают требования пункта 7.1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно материалам дела в пункте 31 раздела 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено, что датой начала предоставления разъяснений положений аукционной документации является 27.11.2017 г.
При этом, в извещении о проведении закупки, а также в аукционной документации установлено, что сроком окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе на поставку уличной искусственной елки и аксессуаров украшения новогодней елки (изв. N 0316300183117000042) является 07.11.2017 г.
Таким образом, действия заказчика, не установившего в аукционной документации надлежащую дату начала предоставления разъяснений положений аукционной документации, нарушают требования пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ТПК "Русская Ёлка" на действия заказчика МБУ "СЭГХ МО "Город Нюрба" при проведении электронного аукциона на поставку уличной искусственной елки и аксессуаров украшения новогодней елки (изв. N 0316300183117000042) обоснованной.
2. Признать заказчика МБУ "СЭГХ МО "Город Нюрба" нарушившим пункт 7.1 части 1 статьи 31, часть 6 статьи 31, часть 1 статьи 34, пункт 11 части 1 статьи 64, части 1, 3, 4 статьи 64, часть 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику МБУ "СЭГХ МО "Город Нюрба" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Н.Н. Яцкова
Э.Ю. Платонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 ноября 2017 г. N 06-1232/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2017