Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
от заявителя индивидуального предпринимателя Шестакова Александра Юрьевича (далее также - ИП Шестаков А.Ю., заявитель): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
от аукционной комиссии заказчика Администрации Табалахского наслега Верхоянского района Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация, заказчик, аукционная комиссия): не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП Шестакова А.Ю. на действия аукционной комиссии заказчика Администрации Табалахского наслега Верхоянского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на приобретение строительных материалов частного сектора тепловых сетей для нужд АМО "Табалахский наслег" Верхоянского района РС(Я) (изв. N 0116300041317000013), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Шестакова А.Ю.
Из текста жалобы заявителя следует, что:
1) Аукционной комиссией неправомерно отказано заявителю в допуске к участию в электронном аукционе. Заказчик установил требования, влекущие за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе, так как прописал в инструкции заведомо невыполнимые условия заполнения заявки. Не может 1 п.м. трубы с одной толщиной стенки весить 4,62 и 5,0 или 5,2 - такая разница возможна при взвешивании одной и той же трубы на 3х разных весах, так как не все весы настроены правильно. В соответствии с ГОСТ 10704-91 и ГОСТ 8731-74 1 п.м. трубы 57х3,5 должен весить 4,62 кг. Заявитель должен быть допущен, так как указан конкретный вес трубы с толщиной стенки 3,5 мм;
2) Заказчик не сопроводил указанный товарный знак (знаки обслуживания, фирменные наименования) словами "или эквивалент" (5 позиция технического задания) и по нескольким позициям указал заведомо неправильные характеристики объекта закупки.
3) Установленный срок поставки товара (20 календарных дней) является не допустимым, так как противоречит принципу обеспечения конкуренции, особенно с учетом труднодоступности места поставки - единственная возможность поставки товара заказчику возможна только в конце декабря, когда откроется зимняя дорога ("Зимник"). Других способов доставки в село Улахан-Кюель в этот период нет. Данные сроки поставки приводят к ограничению количества участников по территориальному признаку.
Из письменных пояснений заказчика следует, что:
1) Если заявитель заполняет заявку по ГОСТам, то он должен был указать ссылку на соответствующий ГОСТ, о чем конкретно указано в инструкции по заполнению заявок. Заявитель заполнил первую часть заявки не по инструкции.
2) В описании объекта закупки заказчиком указано, что все используемые при поставке товары, материалы (комплектующие) должны соответствовать требованиям, изложенным в техническом задании, а также государственным стандартам и техническим условиям, все содержащиеся в техническом задании товарные знаки сопровождаются словами "или эквивалент".
3) Заявитель не учел срок подписания контракта на площадке, которые также длится не менее 10 дней, после чего "Зимник" открывается, установленный срок не является недопустимым для доставки товара в срок.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 25.10.2017 года;
2) 25.10.2017 года внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона, аукционную документацию;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000,00 руб.;
5) на участие в электронном аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в электронном аукционе допущен 1 участник закупки;
7) вторая часть заявки участника закупки, допущенного к участию в электронном аукционе, признана соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу заявителя необоснованной, а доводы в части обжалования положений аукционной документации - не подлежащими рассмотрению на основании следующего.
Довод жалобы в части неправомерного отказа заявителю в допуске к участию в электронном аукционе признан необоснованным в силу следующего.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N от 02.11.2017 года участнику закупки с номером 1 (ИП Шестаков А.Ю.) отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании следующего:
"В характеристиках основных применяемых материалов подрядчика не указаны или указаны не верные показатели:
1. В пункте 6. "Труба", Участником указано: "вес погонного метра, кг, 4,62". Согласно разделу 2. Инструкции по заполнению заявки, Участнику необходимо было указать показатели или "4,62 и 5,0" или "5,2".
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Предметом данной закупки является поставка товара.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Подразделом 1 "Первая часть заявки" раздела 2 "ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВКИ" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации установлено следующее:
"Предложение участника в отношении объекта закупки должно полностью соответствовать требованиям к такому объекту, установленным заказчиком в Описании объекта закупки (Техническом задании). Знаки "/", "|", "\", ";" - следует понимать как "или", то есть следует указать одно из перечисленных значений. Знак "," - следует понимать как "и", то есть следует указать все перечисленные значения. Предложение участника в отношении поставляемых товаров, товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг, не должно сопровождаться словом "допустимый", "не допустимый", "должен", "не должен", "будет", "не будет", "эквивалент", "аналог", "предел", "диапазон", "порядка", "вблизи", "почти", "допуск", "или", "не более", "не менее", "типа", "около", "уже", "менее", "более", "от", "до" и т.п".
Приложением N 1 "Ведомость поставляемых товаров, материалов" к части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации по позиции 6 установлено следующее:
"Труба 57х3,5 мм, наружный диаметр Дн, мм, не менее 57, условный диаметр Ду, мм, не менее 50, толщина стенки S, мм, 3,5, вес погонного метра, кг, 4,62, 5,0 или 5,2, предельное отклонение по толщине должно быть 0,35 мм".
Следовательно, в данном случае применяются вышеуказанные положения инструкции по заполнению заявок.
Для объективного рассмотрения дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) был направлен запрос оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" о предоставлении документов, сведений, представленных в составе первых частей заявок участниками закупки.
Из сведений, представленных оператором электронной площадки, следует, что в составе первой части заявки участника закупки с номером заявки 1 (ИП Шестаков А.Ю.) указано следующее по позиции 6:
6. |
Труба 57х3,5 мм, наружный диаметр Дн, мм, 57, условный диаметр Ду, мм, 50, толщина стенки S, мм, 3,5, вес погонного метра, кг, 4,62, отклонение по толщине - -0,35 мм / Россия |
Следовательно, заявителем указаны не все перечисленные через запятую значения показателя "вес погонного метра", следовательно, сведения о характеристиках товара указаны не в соответствии с инструкцией по заполнению заявки.
Комиссия отмечает, что аукционная комиссия действует независимо от заказчика и принимает самостоятельные решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции положениями Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Следовательно, аукционной комиссией правомерно принято решение об отказе заявителю в допуске к участию в электронном аукционе.
Доводы жалобы в части обжалования положений аукционной документации признаны не подлежащим рассмотрению в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Извещением о проведении электронного аукциона установлена дата окончания срока подачи заявок - 01.11.2017 года.
Между тем, жалоба заявителя поступила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 03.11.2017 года.
Следовательно, доводы заявителя в части обжалования положений аукционной документации не подлежат рассмотрению, поскольку жалоба подана по истечении срока, предусмотренного статьей 105 Закона о контрактной системе.
Жалоба заявителя подлежит признанию необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
1. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N от 02.11.2017 года участник закупки с номером 2 допущен к участию в электронном аукционе.
Из сведений, представленных оператором электронной площадки, следует, что в составе первой части заявки участника закупки с номером заявки 2 указано следующее по позиции 6:
"Труба 57х3,5 мм, наружный диаметр Дн 57 мм, условный диаметр Ду 50 мм, толщина стенки 3,5 мм, вес погонного метра метра 4,62 кг, 5,0 или 5,2, предельное отклонение по толщине 0,35 мм".
Между тем, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N от года участнику закупки с номером 1 (ИП Шестаков А.Ю.) отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании следующего:
"В характеристиках основных применяемых материалов подрядчика не указаны или указаны не верные показатели:
1. В пункте 6. "Труба", Участником указано: "вес погонного метра, кг, 4,62". Согласно разделу 2. Инструкции по заполнению заявки, Участнику необходимо было указать показатели или "4,62 и 5,0" или "5,2".
Приложением N 1 "Ведомость поставляемых товаров, материалов" к части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации по позиции 6 установлено следующее:
"Труба 57х3,5 мм, наружный диаметр Дн, мм, не менее 57, условный диаметр Ду, мм, не менее 50, толщина стенки S, мм, 3,5, вес погонного метра, кг, 4,62, 5,0 или 5,2, предельное отклонение по толщине должно быть 0,35 мм".
Подразделом 1 "Первая часть заявки" раздела 2 "ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВКИ" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации установлено следующее:
"Предложение участника в отношении объекта закупки должно полностью соответствовать требованиям к такому объекту, установленным заказчиком в Описании объекта закупки (Техническом задании). Знаки "/", "|", "\", ";" - следует понимать как "или", то есть следует указать одно из перечисленных значений. Знак "," - следует понимать как "и", то есть следует указать все перечисленные значения. Предложение участника в отношении поставляемых товаров, товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг, не должно сопровождаться словом "допустимый", "не допустимый", "должен", "не должен", "будет", "не будет", "эквивалент", "аналог", "предел", "диапазон", "порядка", "вблизи", "почти", "допуск", "или", "не более", "не менее", "типа", "около", "уже", "менее", "более", "от", "до" и т.п".
Следовательно, участником закупки с номером 2 сведения о характеристиках товара указаны не в соответствии с инструкцией по заполнению заявки.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Данному участнику закупки надлежало отказать в допуске к участию в электронном аукционе.
Между тем, аукционной комиссией неправомерно допущен данный участник закупки к участию в электронном аукционе.
Из письменных пояснений заказчика следует, что обоим участникам закупки должно быть отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Таким образом, аукционной комиссией нарушен пункт 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона.
Пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 000 000,00 руб.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 25.10.2017 года
25.10.2017 года внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона, аукционную документацию
Извещением о проведении электронного аукциона установлены дата и время окончания подачи заявок - 01.11.2017 10:00.
Также пунктом 15 "Срок подачи заявок на участие в электронном аукционе" раздела 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации установлено следующее: 01.11.2017 10:00.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Между тем, установленный в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе приходится на седьмой день, следовательно, извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Таким образом, заказчиком нарушены пункт 6 статьи 42, часть 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Приложением N 1 "Ведомость поставляемых товаров, материалов" к части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации по позиции 6 установлено следующее:
"Труба 57х3,5 мм, наружный диаметр Дн, мм, не менее 57, условный диаметр Ду, мм, не менее 50, толщина стенки S, мм, 3,5, вес погонного метра, кг, 4,62, 5,0 или 5,2, предельное отклонение по толщине должно быть 0,35 мм".
Из письменных пояснений заказчика следует, что вес погонного метра указан неверно, в государственном стандарте отсутствуют конкретные показатели 5,0 и 5,2.
Следовательно, описание объекта закупки носит необъективный характер.
Заказчиком нарушены пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 7 части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены требования к гарантийным обязательствам:
"12 месяцев с момента приемки выполненных работ Подрядчик несет ответственность за полноту и качество выполненных работ".
Между тем, исходя из положений аукционной документации, в том числе проекта контракта, извещения о проведении электронного аукциона предметом закупки является поставка товара, а не выполнение работ.
Из письменных пояснений заказчика следует, что в описании объекта закупки гарантийные обязательства указаны неверно и относятся к поставляемому товару.
Следовательно, описание объекта закупки носит необъективный характер.
Заказчиком нарушены пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП Шестакова А.Ю. необоснованной. Доводы в части обжалования положений аукционной документации признаны не подлежащими рассмотрению.
2. Признать аукционную комиссию заказчика Администрации Табалахского наслега Верхоянского района Республики Саха (Якутия) нарушившей пункт 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать заказчика Администрацию Табалахского наслега Верхоянского района Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 6 статьи 42, часть 2 статьи 63, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 ноября 2017 г. N 06-1230/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2017