Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Луковцевой С.В. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
от заявителя Некоммерческого партнерства "Ассоциация анестезиологов и реаниматологов Республики Саха (Якутия)" (далее также - Некоммерческое партнерство, заявитель): Мостовой И.А. (представитель по доверенности), Петров Н.Д. (президент);
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская городская клиническая больница" (далее также - ГБУ РС(Я) "ЯГКБ", заказчик): Куркутов В.С., Олесова З.Т. (представители по доверенностям);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия): Игнатьева А.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу Некоммерческого партнерства "Ассоциация анестезиологов и реаниматологов Республики Саха (Якутия)" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "Якутская городская клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для проведения стандартной процедуры реинфузии крови (изв. N 0116200007917009382), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба Некоммерческого партнерства "Ассоциация анестезиологов и реаниматологов Республики Саха (Якутия)".
В ходе рассмотрения дела представителем заявителя приведены следующие доводы.
Заказчик неправомерно отказался от заключения контракта с заявителем по тому основанию, что заявителем представлены недостоверные сведения относительно своего соответствия требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Между тем, заявитель соответствует требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что заявителем представлены недостоверные сведения об отсутствии конфликта интересов между заказчиком и заявителем. Между тем, Петров Н.Д., один из учредителей и президент Некоммерческого партнерства "Ассоциация анестезиологов и реаниматологов Республики Саха (Якутия)", одновременно является заведующим отделения анестезиологии-реанимации ГБУ РС(Я) "ЯГКБ", что не соответствует требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и пункта 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции).
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа пояснила, что в составе второй части заявки заявитель продекларировал свое соответствие требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при этом у аукционной комиссии отсутствовала возможность проверить достоверность таких сведений.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 28.09.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 166 550,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки;
6) в ходе проведения электронного аукциона поданы предложения о цене контракта от 2 участников закупки;
7) вторые части заявок участников закупки, подавших предложение о цене контракта, признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу заявителя обоснованной на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно протоколу отказа от заключения контракта от 30.10.2017 года N 0116200007917009382-4 заказчик отказался от заключения контракта с победителем закупки Некоммерческим партнерством "Ассоциация анестезиологов и реаниматологов Республики Саха (Якутия)" по тому основанию, что заявитель во второй части заявок предоставил недостоверные данные по п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно о том, что между участником закупки и заказчиком нет конфликта интересов. Согласно выписке ЕГРЮЛ президентом Некоммерческого партнерства является Петров Николай Дмитриевич, который 18.01.2016 года принят на работу в ГБУ РС (Я) "ЯГКБ" заведующим отделения анестезиологии-реанимации, что является нарушением п.4 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно участие работников заказчика в торгах запрещается.
На официальном сайте ЕИС вместе с протоколом отказа от заключения контракта N N 0116200007917009382-4 от 30.10.2017 года размещен приказ о приеме Петрова Н.Д. на работу в отделение анестезиологии-реанимации на должность заведующего отделением - врача анестезиолога-реаниматолога.
В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
В пункте 35 "Требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5, 7-10 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ" части 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" аукционной документации указано следующее: "Установлено".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Для объективного рассмотрения дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) был направлен запрос оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" о предоставлении документов, сведений, представленных в составе вторых частей заявок участниками закупки.
Из сведений, представленных оператором электронной площадки, следует, что в составе второй части своей заявки на участие в электронном аукционе заявитель представил декларацию, в том числе о своем соответствии требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 05.10.2017 года о Некоммерческом партнерстве "Ассоциация анестезиологов и реаниматологов Республики Саха (Якутия)", сформированной с использованием сервиса "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа", размещенного на официальном сайте ФНС России в сети Интернет по адресу: https://service.nalog.ru/vyp, и представленной в составе второй части заявки заявителя, Петров Н.Д. является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (президент), и учредителем (участником) юридического лица.
Между тем, вышеуказанное обстоятельство не подпадает под случаи, установленные пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, следовательно, не может свидетельствовать о том, что заявитель не соответствует требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 38 Закона о контрактной системе заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).
В соответствии с частью 2 статьи 38 Закона о контрактной системе в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).
Согласно части 1 статьи 39 Закона о контрактной системе для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее в настоящей статье - комиссия).
В соответствии с частью 6 статьи 39 Закона о контрактной системе членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.
Между тем, в ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что Петров Н.Д. не является сотрудником контрактной службы, ответственным за осуществление закупок должностным лицом/контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок. При этом заказчиком не представлено доказательств наличия обстоятельств, перечисленных в части 6 статьи 39 Закона о контрактной системе.
Относительно указания заказчика на несоответствие заявителя требованиям пункта 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе не предусматривает требования к участникам закупки о соответствии их требованиям Закона о защите конкуренции.
Следовательно, заказчик неправомерно отказался от заключения контракта, что нарушает пункт 9 части 1 статьи 31, часть 1 статьи 70 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что не располагает сведениями, что Петров Н.Д. имеет отношение к проводимой закупке (в том числе к составлению технического задания и т.п.), при этом Петров Н.Д. не является членом комиссии.
Доказательств того, что в его должностные обязанности входит проведение закупки, также не представлено.
Жалоба заявителя подлежит признанию обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 8.7 проекта контракта установлено следующее:
"Обеспечительный платеж возвращается Поставщику в полном объёме либо в части, оставшейся после удовлетворения требований Заказчика о выплате неустойки, а также в случае замены обеспечения исполнения Контракта в течение _____ (_____) рабочих дней с момента подписания Сторонами документов, подтверждающих надлежащее исполнение Поставщиком своих обязательств по Контракту".
Между тем, в проекте контракта не указан срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Заказчиком нарушена часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу Некоммерческого партнерства "Ассоциация анестезиологов и реаниматологов Республики Саха (Якутия)" обоснованной.
2. Признать заказчика Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Якутская городская клиническая больница" нарушившим пункт 9 части 1 статьи 31, часть 27 статьи 34, часть 1 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Якутская городская клиническая больница" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: Я.Д. Осипова
Члены комиссии: С.В. Луковцева
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 ноября 2017 г. N 06-1231/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2017