Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Стандарт Безопасности" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Конкурсная комиссия), Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Заказчик) при проведении Конкурсной комиссией, Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по формированию функциональной архитектуры комплексной информационно-аналитической системы контроля транспортных средств с использованием навигационных технологий ГЛОНАСС при осуществлении контроля за безопасностью перевозок пассажиров в режиме реального времени (КИАСК-ТС-РВ) (номер извещения 0173100005017000042) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении Конкурсной комиссией, Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Конкурсной комиссии:
1. Конкурсной комиссией неправомерно присвоена низкая оценка заявке Заявителя по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 2) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1).
2. Конкурсной комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" (далее - Показатель N 1) Критерия N 1, поскольку Конкурсной комиссией в качестве документов, удовлетворяющих требованиям оценки заявок по Показателю N 1 Критерия N 1 Конкурсной документации, приняты все 44 комплекта документов, представленных в составе заявки Заявителя.
3. Заказчиком в Конкурсной документации надлежащим образом не установлен порядок оценки заявок по нестоимостному Критерию N 1.
4. Наличие между участником закупки ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" (далее - Победитель) и Заказчиком конфликта интересов приведет или может привести к неправильному применению оценки заявки при проведении Конкурса.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 12.10.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 89 697 700 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) победителем Конкурса признан Победитель с минимальным предложением о цене контракта 80 697 700 рублей.
1. По мнению Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно присвоена низкая оценка заявки Заявителя по Показателю N 2 Критерия N 1, поскольку из 90 копий государственных контрактов (договоров) с приложением Технического задания и копий актов приемки выполненных работ (оказанных услуг), представленных в составе заявки, Конкурсной комиссией принято 6 таких контрактов.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
- Критерий "Цена контракта": значимость критерия - 40 %;
- Критерий N 1: значимость критерия - 60%.
В рамках оценки Критерия N 1 установлены следующие показатели:
- Показатель N 1: величина значимости показателя - 90%;
- Показатель N 2: величина значимости показателя - 10%.
В рамках Показателя N 2 Критерия N 1, в том числе установлено: "При оценке по данному показателю анализируется информация участника конкурса о наличие у него успешного опыта выполнения работ (оказания услуг) за период 2013-2017 годы по созданию и(или) развитию или сопровождению прикладного программного обеспечения.
Для подтверждения опыта участник конкурса прилагает копии государственных контрактов (договоров) с приложением Технического задания и копии актов приемки выполненных работ (оказанных услуг).
Оценка опыта участника конкурса осуществляется по количеству успешно выполненных контрактов в период 2013-2017 годов в интересах Федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и структурных подразделений территориальных органов, организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и государственных корпораций по созданию и(или) развитию и/или сопровождению прикладного программного обеспечения.
Единицей измерения является контракт (договор) и акты сдачи-приемки к нему, который ОДНОВРЕМЕННО удовлетворяет ДВУМ условиям (документально подтвержденным):
1. Подтверждает опыт выполнения работ (оказания услуг) (подтверждается копией всех страниц государственного контракта (договора) с приложенной копией технического задания);
2. Подтверждает успешное выполнение работ (оказание услуг) (подтверждается копией всех страниц всех актов приёмки выполненных работ (оказанных услуг) по каждому контракту (договору)".
В ходе рассмотрения жалобы представители Заказчика пояснили, что из представленных в составе заявки Заявителя 90 копий государственных контрактов (договоров) с приложением Технического задания и копий актов приемки выполненных работ (оказанных услуг), оценке подлежали 6 таких контрактов, поскольку остальные контракты (договоры) Конкурсной комиссией не оценивались в связи с тем, что выполнение таких контрактов осуществлялось не в интересах Федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и структурных подразделений территориальных органов, организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и государственных корпораций.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил доказательств, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Конкурсной комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок по Показателю N 1 Критерия N 1, поскольку Конкурсной комиссией в качестве документов, удовлетворяющих требованиям оценки заявок по Показателю N 1 Критерия N 1 Конкурсной документации, приняты все 44 комплекта документов, представленных в составе заявки Заявителя.
В рамках Показателя N 1 Критерия N 1, в том числе установлено: "При оценке по данному показателю анализируется информация участника конкурса о квалификации руководителей и ключевых специалистов участника конкурса, предлагаемых для оказания услуги, а именно: наличие (в штате участника конкурса или привлекаемых участником конкурса по договорам гражданско-правового характера) специалистов в области информационных технологий, эксплуатации системного программного обеспечения, разработке прикладного программного обеспечения или информационной безопасности.
Для подтверждения квалификации трудовых ресурсов участник конкурса прилагает документы, подтверждающие наличие привлекаемых к исполнению контракта сотрудников в штате юридического лица или договорных отношений с привлекаемыми к исполнению контракта сотрудниками (копии трудовых книжек/трудовых договоров или гражданско-правовых договоров), документы об образовании в области информационных технологий, эксплуатации системного программного обеспечения, разработке прикладного программного обеспечения или информационной безопасности (копии дипломов/свидетельств), копии сертификатов.
Единицей измерения является специалист, который ОДНОВРЕМЕННО удовлетворяет трем условиям (документально подтвержденным):
1. Находится в штате участника конкурса (подтверждается копией трудовой книжки/трудового договора) или привлекается по договору гражданско-правового характера (подтверждается копией соответствующего договора);
2. Имеет высшее образование в области информационных технологий, эксплуатации системного программного обеспечения, разработке прикладного программного обеспечения или информационной безопасности (подтверждается копиями дипломов об образовании/свидетельств) по одной из специальностей (направлений):Информатика и вычислительная техника; Прикладная математика и информатика; Компьютерные и информационные науки; Информационная безопасность; Системы управления движением и навигация; Математическое обеспечение и администрирование информационных систем;
3. Имеет сертификат от правообладателя программного обеспечения, внесенного в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/), с использованием которого будут проводиться работы по исполнению государственного контракта".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что Конкурсной комиссией в качестве документов, удовлетворяющих требованиям оценки заявок по Показателю N 1 Критерия N 1 Конкурсной документации, приняты все 44 комплекта документов, представленных в составе заявки Заявителя.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу, что действия Конкурсной комиссии, принявшей все 44 комплекта документов, удовлетворяющих требованиям оценки заявок по Показателю N 1 Критерия N 1 Конкурсной документации, представленных в составе заявки Заявителя, противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в силу части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссией не осуществляется рассмотрение жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3, 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации надлежащим образом не установлен порядок оценки заявок по нестоимостному Критерию N 1.
В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса дата окончания срока подачи заявок - 07.11.2017. Вместе с тем, жалоба Заявителя на положения документации о закупке подана в ФАС России 16.11.2017 (вх. от 26.11.2017 N 175299/17).
На основании изложенного, в соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе довод жалобы Заявителя на положения документации о закупке Комиссией не рассматривается.
4. По мнению Заявителя, Победитель и Заказчик являются подведомственными организациями Министерства транспорта Российской Федераций, что является конфликтом интересов и может привести к неправильному применению порядка оценки заявки при проведении Конкурса.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей статьи 31 Закона о контрактной системе понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что между Победителем и Заказчиком отсутствует конфликт интересов поскольку пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен закрытый перечень случаев, при которых между участником закупки и Заказчиком возникает конфликт интересов, в связи с чем такие требования не подлежат расширенному толкованию.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих наличие между Победителем и Заказчиком конфликта интересов, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стандарт Безопасности" необоснованной.
2. На основании части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе не рассматривать довод жалобы на положения Конкурсной документации.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2017 г. N К-1593/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2017