Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Тавр-Сервис" (далее - Заявитель) на действия ГКУ Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" (далее - Заказчик), Комитета по конкурентной политике Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) при проведении единой комиссией Заказчика (далее - Единая комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом запроса предложений на право заключения контракта на строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь - Красноперекопск - Армянск - граница с Украиной (км 108+000 - км 111+000) (номер извещения 0175200000417000546) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя, содержащая информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В извещении о проведении запроса предложений, документации о Запросе предложений не установлены надлежащим образом требования к участнику закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
2. В документации о Запросе предложений в качестве документов, подтверждающих опыт выполнение работ неправомерно не установлено требование о предоставлении копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
3. Указание в документации о Запросе предложений стоимости видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
4. Заказчиком в документации о Запросе предложений установлены излишние требования об указании в составе заявки, в том числе химического состава, результатов испытаний.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика в письменных возражениях на жалобу не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Уполномоченный орган, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Комиссией в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, объявлен перерыв до 21.11.2017.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений, извещении о проведении Запроса предложений, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) - 09.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 884 610 921,07 рубль;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений - 15.11.2017;
5) на участие в запросе предложений подано 2 заявки от участников закупки.
6) в соответствии с частью 18 статьи 83 Закона о контрактной системе Запрос предложений признан несостоявшимся.
1. По мнению Заявителя, в извещении о проведении запроса предложений, документации о Запросе предложений не установлены надлежащим образом требования к участнику закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе установлено, что документация о проведении запроса предложений, должна содержать информацию, указанную, в том числе в извещении о проведении запроса предложений, в том числе требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
В извещении о проведении Запроса предложений, документации о Запросе предложений установлено следующее требование к участникам закупки, а именно: "участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; - СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; - совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Все перечисленные выше требования не распространяются: - на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее (такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ); - на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным участием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ; Перечень документов: действующая выписка из реестра членов СРО, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Данная выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки на участие в запросе предложений".
В отношении не установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99, их письменных возражений Заказчика следует, что указанные требования предъявляются к участникам закупки исключительно при проведении закупи путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, в то время как настоящая закупка проводится путем проведения Запроса предложений, и, следовательно, в указанном случае дополнительные требования не предъявляются к участникам закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения извещения о проведении Запроса предложений, документации о Запросе, не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств в составе жалобы, свидетельствующих об обоснованности довода.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, в документации о Запросе предложений в качестве документов, подтверждающих опыт выполнение работ неправомерно не установлено требование о предоставлении копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Согласно пункту 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок (предложений) на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок (предложений).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В извещении о проведении Запроса предложений установлен, в том числе критерий: "Квалификация участника запроса предложений" содержащего показатель "Наличие у участника запроса предложений опыта выполнения работ (оказания услуг) сопоставимых по характеру и объему с объектом закупки (С1i)" (далее - Показатель), значимость - 100%, коэффициент значимости - 1.
По Показателю установлены, в том числе следующие положения: "Предмет оценки - исполнение (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в запросе предложений (далее - Контракт). При этом стоимость такого исполненного Контракта составляет не менее 300 000 000 (Триста миллионов) рублей 00 копеек. Баллы присваиваются только за документально подтвержденное исполнение Контракта. Документами, подтверждающими исполнение Контракта, являются:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Как следует из жалобы Заявителя, в документации о Запросе предложений в качестве документов, подтверждающих опыт выполнение работ неправомерно не установлено требование о предоставлении копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Вместе с тем, согласно письменным возражениям на жалобу, указанные требования к документам, подтверждающими опыт выполнения работ, установлены в документации о Запросе предложений для целей оценки заявок на участие в Запросе предложений.
Учитывая изложенное, а также, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, указание в документации о Запросе предложений стоимости видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Согласно извещению о проведении Запроса предложений объектом закупки является строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь - Красноперекопск - Армянск - граница с Украиной (км 108+000 - км 111+000).
В пункте 9 раздела "Условия контракта" документации о Запросе предложений предусмотрены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам с указанием стоимости указанных видов и объемов работ.
Как следует из жалобы Заявителя, указание в документации о Запросе предложений стоимости видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно письменным возражениям на жалобу, положения документации о Запросе предложений, предусматривающие, в том числе стоимость видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, и подлежит уменьшению в случае снижения сметной стоимости на коэффициент соответствующего снижения.
Учитывая изложенное, а также, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
4. По мнению Заявителя, заказчиком в документации о Запросе предложений установлены излишние требования об указании в составе заявки, в том числе химического состава, результатов испытаний.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как следует из письменных возражений Заказчика объект закупки описан в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 33 Закона о контрактной системе с учетом особенностей предмета закупки, при этом в документации о Запросе предложений указаны существенные условия исполнения обязательства, на основании которых возможно сформировать заявку на участие в Запросе предложений.
Вместе с тем, Заявитель не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о том, что Заказчиком в документации о Запросе предложений установлены излишние требования об указании в составе заявки химического состава, результатов испытаний.
Также, из письменных возражений Заказчика неправомерно указания товарного знака без сопровождения словами "или эквивалент" по позиции "Переходная зона ПУГМК по типу "BJ BAUM", следует, что согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Запросе предложений указано правило, в том числе, что "по всем позициям товаров (материалов), в которых имеется указание на товарные знаки, следует считать "или эквивалент".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно части 5 статьи 106 Закона о контрактной системе заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированная организация, комиссия по осуществлению закупок, ее члены, должностные лица контрактной службы, контрактный управляющий, оператор электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседание Комиссии, не представил в полном объеме документов, предусмотренных статьей 106 Закона о контрактной системе, что является нарушением части 5 статьи 106 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тавр-Сервис" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 5 статьи 106 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела от 21.11.2017 N К-1596/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2017 г. N К-1596/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2017