Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее - Аукционная комиссия), АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обслуживанию зданий и прилегающих территорий, эксплуатационному, ремонтному сопровождению инженерных систем зданий Россотрудничества (номер извещения 0173100006017000094) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, разместившего 15.11.2017 в единой информационной системе в сфере закупок - zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) ответ на запрос разъяснений N 2 лот 089, который вводит участников закупки в заблуждение.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона, Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика, Уполномоченного органа Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 31.10.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 15 840 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 06.12.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком 15.11.2017 размещен в ЕИС ответ на запрос разъяснений N 2 лот 089, который вводит участников закупки в заблуждение.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса, указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В ответ на запрос разъяснений положений документации об Аукционе, Заказчиком в ЕИС размещены, в том числе, следующие разъяснения (перечень ответов, указанный в данном решении, не является исчерпывающим):
Вопрос: "Прошу разъяснить требования в поз. 51 "Мешки полиэтиленовые мусорные ТИП 2", согласно инструкции, соответствующие соответствуют ГОСТ 10354-82, ГОСТ 32521-2013, а именно: В данной позиции требуется III; IV; VII тип мешка, согласно Таблице А.1 ГОСТ 32521-2013, все эти типы мешков имеют клеевые швы, которые согласно п. 4.1.4. этого же ГОСТ должны иметь прочность при растяжении клеевого шва не менее 4,9 Н/см. Каким образом следует указать значение требуемого показателя "Прочность при растяжении шва не менее 8,8 МПа кгс/см2", если установленное требование само не соответствует ГОСТ 32521-2013 и указано в несуществующих единицах измерения? (МПа - это одна ед. изм., а кгс/см2 - другая, а "МПа кгс/см2" - нет такой единицы измерения".
Ответ: "В соответствии с запросом, в Документацию об аукционе в электронной форме будут внесены изменения".
Согласно доводу, указанному в жалобе Заявителя, Заказчиком на момент подачи жалобы, а именно 17.11.2017 не внесены соответствующие изменения в документацию об Аукционе согласно ответу на запрос N 2 лот 089 от 15.11.2017.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что 16.11.2017 в документацию об Аукционе внесены изменения, согласно которым, в том числе по пункту 51 "Мешки полиэтиленовые мусорные ТИП 2" технического задания документации об Аукционе исключен показатель "Прочность при растяжении шва".
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, Заказчиком 17.11.2017 размещен файл "Изменения N1 лот 089".
При этом Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, в составе жалобы не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Заказчиком 15.11.2017 размещен в ЕИС ответ на запрос разъяснений N 2 лот 089, который вводит участников закупки в заблуждение.
Таким образом, указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В техническом задании документации об Аукционе установлены, следующие требования к товарам, например, такие как:
"Краска для покраски бордюров. Массовая доля нелетучих веществ 47*_57* %. Эластичность пленки при изгибе 1 мм;
Растворитель ТИП 1. Массовая доля воды по Фишеру [Не более 1.0]; [Не более 2.0] %;
Мыло туалетное твердое. Массовая доля хлористого натрия [не более 0.7] %. Массовая доля содопродуктов в пересчете на N a2O [не более 0.22] %. Наличие мыльных точечных крапинок [Не более 15]; [не более 10] %;
Краска для покраски деревьев. Эластичность пленки при изгибе 1 мм;
Полотенца бумажные рулонные двухслойные. Предельные отклонения по длине и ширине рулона, ширине и длине листа [5] %. Разрушающее усилие в среднем по двум направлениям во влажном состоянии [
0.4] Н" и другие.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результаты испытания таких товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемых при оказании услуг, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результатов испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Кроме того, пунктом 66 "Краска для покраски бордюров" технического задания документации об Аукционе, в том числе установлены следующие требования к параметрам товара: "Марка краски ВД-АК 111 р или ВД-АК 111. расход краски на один слой [250-300] г/м2.".
Согласно положениям инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в Аукционе, предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам, в том числе краска для покраски деревьев соответствует ГОСТ 28196-89.
Пунктом 6.2. ГОСТ 28196-89 установлены, в том числе следующие значения по параметрам: "Краски марок ВД-ВА-224, ВД-КЧ-26А, ВД-КЧ-26, ВД-АК-111, ВД-КЧ-183 наносят на поверхность в два слоя, краски марок ВД-АК-111р и ВД-КЧ-577 - в один слой. Расход краски на один слой, г/м2: ВД-ВА-224, ВД-КЧ-26А, ВД-АК-111, ВД-КЧ-183 - 110 - 150; ВД-АК-111р - 250 - 300".
Таким образом, в соответствии с положениями технического задания документации об Аукционе, участник закупки может указать значение по параметру товара расход краски на один слой, которое будет соответствовать техническому заданию, но не соответствовать требованиям ГОСТ 28196-89.
Пунктом 15 "Мыло туалетное твердое" технического задания документации об Аукционе, в том числе установлены следующие требования к параметрам товара: "Качественное число (массы жирных кислот в мыле) [не менее 37]; [не менее 39]; [не менее 74]; [не менее 78]; [не менее 148]; [не менее 156] г. Марка мыла: "Нейтральное"; "Ординарное"; Детское".
Согласно положениям инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в Аукционе, предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам, в том числе краска для покраски деревьев соответствует ГОСТ 28546-2002.
В таблице 2 ГОСТ 28546-2002 установлены, в том числе следующие значения по параметрам: "Качественное число (массы жирных кислот в перерасчете на номинальную массу куска 100 г), г, не менее "Нейтральное" (Н) - 78; "Экстра" (Э) - 78; "Детское" (Д) - 74; "Ординарное" (О) - 74".
Таким образом, в соответствии с положениями технического задания документации об Аукционе, участник закупки может указать значение по параметру качественное число (массы жирных кислот в мыле), которое будет соответствовать техническому заданию, но не соответствовать требованиям ГОСТ 28546-2002.
Пунктом 62 "Краска для покраски деревьев" технического задания документации об Аукционе, в том числе установлены следующие требования к параметрам товара: "Марка краски ВД-КЧ-577.Средний расход краски на один слой для молодого дерева [30-40] г/м2; Средний расход краски на один слой для плодоносящего дерева 150 г/м2".
Согласно положениям инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в Аукционе, предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам, в том числе краска для покраски деревьев соответствует ГОСТ 28196-89.
Пунктом 6.2. ГОСТ 28196-89 установлены, в том числе следующие значения по параметрам: Средний расход краски ВД-КЧ-577 на молодое дерево 30 - 40 г, на плодоносящее - 150 г".
Таким образом, в соответствии с положениями технического задания документации об Аукционе, участник закупки может указать значение по параметрам средний расход краски на один слой для молодого дерева; средний расход краски на один слой для плодоносящего дерева, которые будут соответствовать техническому заданию, но не соответствовать требованиям ГОСТ 28196-89, в связи с тем, что Заказчиком в техническом задании по указанным параметрам установлены единицы измерения, которые не соответствуют ГОСТ 28196-89.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишние, противоречивые требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при оказании услуг, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 23.11.2017 N К-1607/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 ноября 2017 г. N К-1607/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2017