Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ИП Черняка Г.Е. (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее - Аукционная комиссия), АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обслуживанию зданий и прилегающих территорий, эксплуатационному, ремонтному сопровождению инженерных систем зданий Россотрудничества (номер извещения 0173100006017000094) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в техническом задании документации об Аукционе показатели технических характеристик товаров, не соответствующих ГОСТам, а именно в пунктах 15 "Мыло туалетное твердое", 62 "Краска для покраски деревьев", 66 "Краска для покраски бордюров".
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона, Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика, Уполномоченного органа Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 31.10.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 15 840 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 06.12.2017.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены показатели технических характеристик товаров, не соответствующих ГОСТам, а именно в пунктах 15 "Мыло туалетное твердое", 62 "Краска для покраски деревьев", 66 "Краска для покраски бордюров".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 66 "Краска для покраски бордюров" технического задания документации об Аукционе, в том числе установлены следующие требования к параметрам товара: "Марка краски ВД-АК 111 р или ВД-АК 111. Расход краски на один слой [250-300] г/м2.".
Вместе с тем, пунктом 62 "Краска для покраски деревьев" технического задания документации об Аукционе, в том числе установлены следующие требования к параметрам товара: "Средний расход краски на один слой для молодого дерева [30-40] г/м2; Средний расход краски на один слой для плодоносящего дерева 150 г/м2".
Согласно положениям инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в Аукционе, предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам, в том числе краска для покраски деревьев, краска для покраски бордюров соответствует ГОСТ 28196-89.
Пунктом 6.2. ГОСТ 28196-89 установлены, в том числе следующие значения по параметрам: "Краски марок ВД-ВА-224, ВД-КЧ-26А, ВД-КЧ-26, ВД-АК-111, ВД-КЧ-183 наносят на поверхность в два слоя, краски марок ВД-АК-111р и ВД-КЧ-577 - в один слой. Расход краски на один слой, г/м2: ВД-ВА-224, ВД-КЧ-26А, ВД-АК-111, ВД-КЧ-183 - 110 - 150; ВД-АК-111р - 250 - 300. Средний расход краски ВД-КЧ-577 на молодое дерево 30 - 40 г, на плодоносящее - 150 г".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в отношении параметров "средний расход краски ВД-КЧ-577 на молодое дерево 30 - 40 г, на плодоносящее - 150 г, марка краски ВД-АК 111 р или ВД-АК 111. расход краски на один слой [250-300] г/м2" допущена техническая ошибка, в следствие чего Заказчиком 23.11.2017 внесены изменения в документацию об Аукционе, а именно размещен файл "Изменения N 2 лот 089" согласно которому исключен ГОСТ 28196-89 для покраски деревьев.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии также пояснил, что в отношении товара "краска для покраски бордюров" Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе, а именно, установлены, в том числе следующие характеристики товара по параметру "расход краски на один слой для марок красок ВД-АК 111 р или ВД-АК 111": [110-150]; [250-300] г/м2, что соответствует установленному ГОСТ 28196-89.
Пунктом 15 "Мыло туалетное твердое" технического задания документации об Аукционе, в том числе установлены следующие требования к параметрам товара: "Качественное число (массы жирных кислот в мыле) [не менее 37]; [не менее 39]; [не менее 74]; [не менее 78]; [не менее 148]; [не менее 156] г. Марка мыла: "Нейтральное"; "Ординарное"; Детское".
Согласно положениям инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в Аукционе, предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам, в том числе мыло туалетное твердое соответствует ГОСТ 28546-2002.
В таблице 2 ГОСТ 28546-2002 установлены, в том числе следующие значения по параметрам: "Качественное число (массы жирных кислот в перерасчете на номинальную массу куска 100 г), г, не менее "Нейтральное" (Н) - 78; "Экстра" (Э) - 78; "Детское" (Д) - 74; "Ординарное" (О) - 74".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком допущена техническая ошибка, в следствие чего, Заказчиком в файле "Изменения N 2 лот 089" по пункту 15 "Мыло туалетное твердое" технического задания документации об Аукционе установлен параметра масса куска мыла 50; 100; 200 г.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии также пояснил, что для куска мыла массой 50 г. необходимо установить качественное число (массы жирных кислот в мыле) - [не менее 37]; [не менее 39] г., для 100 г. - [не менее 74]; [не менее 78] г., для 200 г. - [не менее 148]; [не менее 156].
При этом, согласно положениям ГОСТ 28546-2002 параметр масса жирных кислот установлен для куска мыла весом 100г. Для куска мыла весом 50, 200 г. указанный параметр в ГОСТ 28546-2002 отсутствует.
Таким образом, в соответствии с положениями технического задания документации об Аукционе, участник закупки может указать значение по параметру "качественное число (массы жирных кислот в мыле)", которое будет соответствовать техническому заданию документации об Аукционе, но не соответствовать требованиям ГОСТ 28546-2002, что вводит участников закупки в заблуждение.
Кроме того, в техническом задании документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам, например, такие как:
"Краска для покраски бордюров. Массовая доля нелетучих веществ 47*_57* %. Эластичность пленки при изгибе 1 мм;
Растворитель ТИП 1. Массовая доля воды по Фишеру [Не более 1.0]; [Не более 2.0] %;
Мыло туалетное твердое. Массовая доля хлористого натрия [не более 0.7] %. Массовая доля содопродуктов в пересчете на N a2O [не более 0.22] %. Наличие мыльных точечных крапинок [Не более 15]; [не более 10] %;
Краска для покраски деревьев. Эластичность пленки при изгибе 1 мм;
Полотенца бумажные рулонные двухслойные. Предельные отклонения по длине и ширине рулона, ширине и длине листа [5] %. Разрушающее усилие в среднем по двум направлениям во влажном состоянии [
0.4] Н" и другие.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результаты испытания таких товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемых при оказании услуг, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результатов испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишние, противоречивые требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при оказании услуг, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняка Г.Е. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленному нарушению выдано на основании решения по делу 23.11.2017 N К-1607/17, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения по делу от 23.11.2017 N К-1607/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 ноября 2017 г. N К-1613/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2017