Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу
ООО "СтандартСтрой" (далее - Заявитель) на действия ГКУ Калужской области "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик), Министерства конкурентной политики Калужской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении аукционной комиссией ГКУ Калужской области "Управление капитального строительства" (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом, ЗАО "СБЕРБАНК-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству спортивного комплекса "Дворец спорта" в г. Калуге (номер извещения 0137200001217004233) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом не указан в документации об Аукционе объем финансирования, предоставляемого из каждого источника финансирования;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление Правительства N 99);
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку указанная инструкция не позволяет определить порядок указания значений показателя "Цветовая палитра" товара "Фасадные панели".
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) - 05.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 731 501 965 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
5) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом не указан в документации об Аукционе объем финансирования, предоставляемого каждым источником финансирования.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе В извещении о проведении электронного аукциона
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении аукциона заказчик, в том числе, указывает информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 13 Информационной карты документации об Аукционе установлено: "Источник финансирования: - Средства областного и федерального бюджетов".
Пунктом 4.1.2 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Оплата выполненных работ осуществляется путем проведения промежуточных платежей и окончательного расчета.
Проведение промежуточных платежей осуществляется Государственным заказчиком после выполнения Генеральным подрядчиком объема работ равного 10% от цены контракта ежемесячно к 15 числу текущего месяца, за выполненные в предыдущем месяце работы в сумме 70% от стоимости выполненных работ, указанной в подписанной сторонами справке о стоимости выполненных работ формы КС-3 за отчетный период (месяц). Сумма аванса подлежит зачету в полном объеме в стоимость выполненных работ, указанной в справке о стоимости выполненных работ формы КС-3 за отчетный период выполнения объема работ равного 10% от цены контракта.
Окончательный расчет производится не позднее 30 (тридцати) дней после подписания акта приемки законченного строительством объекта формы КС-11".
Кроме того, Приложением N 3 к проекту контракта документации об Аукционе ("Квартальное задание") и Приложением N 4 к проекту контракта документации об Аукционе ("График оплаты выполненных работ") установлены объем и периодичность финансирования выполняемых работ.
При этом положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика указывать порядок финансирования по годам и по видам бюджета.
Кроме того, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта в соответствии с Постановлением Правительства N 99.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства
N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (примечание) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, такое дополнительное требование предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектом закупки являются работы строительные, которые относятся к таким группам работ, как работы по возведению зданий, строительные работы в области гражданского строительства и работы строительные специализированные.
Пунктом 22.1 Информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе следующее требование к участникам закупки: "соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ: - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. <*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства".
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что дополнительные требования к участникам закупки, содержащиеся в документации об Аукционе, установлены в соответствии с Законом о контрактной системе и Постановлением Правительства N 99.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку указанная инструкция не позволяет определить порядок указания значений показателя "Цветовая палитра" товара "Фасадные панели", а именно: в ЕИС не размещен чертеж с шифром 21276-АР, в соответствии с которым необходимо указать значения показателя, а также отсутствует порядок указания значений показателя "лист 2-8", сопровождающегося символом "-".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 21.2.1 "Требования к первым частям заявки на участие в электронном аукционе" Информационной карты документации об Аукционе установлено: "согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (Раздел II Приложение N2 - характеристики материалов), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Пунктом 16 Приложения N 2 к документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товару "Фасадные панели": "Цветовая палитра панелей - в соответствии с чертежами шифр 21276-АР, лист 2-8".
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что положение "лист 2-8", указанное в требованиях к товару "Фасадные панели", не подлежит указанию в заявках на участие в Аукционе и носит информационный характер.
Вместе с тем, представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии представил чертеж "шифр 21276-АР" ("Наружная отделка и цветовое решение фасадов") (далее - Чертеж) и сообщил, что в связи с технической ошибкой Чертеж не размещен в составе проектной документации в ЕИС.
На заседании Комиссии установлено, что Чертеж содержит, в том числе следующее:
|
Отделываемые элементы фасадов |
Вид отделки |
Эталон колера |
N колера |
Примечание |
1 |
Стены |
Композитные навесные панели |
|
Хамелеон SL 007 |
RAL 9003 RAL 5017 Голубой металлик |
2 |
Цоколь |
Гранит |
|
Красный гранит |
|
3 |
Кровля |
ПВХ-мембрана |
|
Серый белый |
Горизонтальные участки |
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлены требования к показателю "Цветовая палитра панелей" товара "Фасадные панели", а именно: в документации об Аукционе не установлены требования, позволяющие определить в отношении каких именно показателей установлены максимальные и (или) минимальные значения, значения показателя, которые не могут изменяться и порядок их указания участниками закупки в своих заявках, а также в составе документации об Аукционе не размещен чертеж с шифром 21276-АР, в соответствии с которым необходимо указать значения показателя, что не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. При проведении внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что проектная документация размещена в ЕИС не в полном объеме.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не разместивших в ЕИС проектную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтандартСтрой" обоснованной в части установления ненадлежащим образом требований к содержанию состава заявки.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Аукционной комиссии, Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системы.
4. Передать материалы дела от 24.11.2017 по делу N К-1618/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 ноября 2017 г. N К-1618/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2017