Резолютивная часть решения оглашена "23" ноября 2017 года. В полном объеме решение изготовлено "28" ноября 2017 года.
в присутствии: представителя уполномоченного органа - Министерства конкурентной политики Калужской области /___./ (паспорт, доверенность), в отсутствии надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы представителей заказчика - ГБУЗ Калужской области "Детская городская больница", ООО "НИК", рассмотрев жалобу N269-03з/2017 ООО "НИК" по существу, установила: |
17.11.2017 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "НИК" на положения аукционной документации заказчика - ГБУЗ Калужской области "Детская городская больница" при проведении аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте N0137200001217004446), предметом которого является Оказание услуг по стирке, чистке и глажению белья.
ООО "НИК" полагает, что заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в части установления в аукционной документации требований, влекущих за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Заказчиком - ГБУЗ Калужской области "Детская городская больница" представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "НИК", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а аукционная документация основана на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 15.11.2017 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N0137200001217004446 о проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является Оказание услуг по стирке, чистке и глажению белья (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 2 724 011,00 рублей.
Заказчиком по указанному аукциону выступало - ГБУЗ Калужской области "Детская городская больница".
Срок окончания приема заявок на участие в аукционе согласно извещению о проведении аукциона - 23.11.2017 11:00.
2. В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы ООО "НИК", заказчиком в аукционной документации по пункту 4.1. Раздела II Документации об электронном аукционе установлено следующее требование к приему и выдаче белья: "Исполнитель забирает белье на обработку и доставляет в будние и праздничные дни в 9.30 и доставлять чистое белье в 14.30 этого же дня на склад, где его принимает сестра-хозяйка в согласованное время с Заказчиком и в установленном месте, выполнить стирку сданного белья в соответствии с установленными нормами по качеству". Данные требования, по мнению Заявителя, излишни и в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ влекут за собой ограничение количества участников закупки, так как технологический процесс оказания услуг по стирке, чистке и глаженью белья, соответствующий по качеству требованиям Заказчика, не может составлять менее 4 часов.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно письменным пояснениям заказчика, в техническом задании указан график оказания услуг с 09-30 до 14-30, который удобен для больницы. В связи с большим потоком больных услуги по стирке и глаженью должны предоставляться ежедневно, учитывая и праздничные дни, если выпадает более 2-х праздничных дней, забор белья осуществляется в сроки, согласованные с больницей. Непрерывное ежедневное оказание услуг стирки и глажки обусловлено отсутствием отдельного помещения для хранения и складирования грязного белья, а также отсутствием возможности для покупки нового белья.
Комиссия Калужского УФАС России отмечает тот факт, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе вправе в необходимой степени детализировать требования к услуге с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к услуге, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к закупаемой услуге.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Также, уполномоченным органом - Министерством конкурентной политики Калужской области, в материалы дела предоставлена распечатка с личного кабинета электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ", из которой видно, что по состоянию на 23.11.2017 г. на участие в электронном аукционе было подано 4 заявки, что свидетельствует об отсутствии ограничения участников для участия в закупке.
Кроме того, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание заявителя жалобы на нижеследующее.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия Калужского УФАС России отмечает тот факт, что заявителем жалобы в подтверждение своих доводов не представлено каких-либо документальных подтверждений о нарушении Заказчиком Законодательства о закупках. Документов, подтверждающих доводы жалобы об ограничении количества участников закупки обжалуемым требованием, а также соответствующие ссылки на нормы права, Заявителем жалобы в материалы дела не представлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что в действиях заказчика - ГБУЗ Калужской области "Детская городская больница" отсутствуют нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "НИК" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
___________________ |
/___./ |
Члены комиссии: |
___________________ |
/___./ |
|
___________________ |
/___./ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 23 ноября 2017 г. N 269-03з/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2017