Резолютивная часть объявлена 17 ноября 2017 г.
Изготовлено в полном объеме 22 ноября 2017 г. г. Курск
Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
... |
председатель Комиссии |
... |
член Комиссии |
|
... |
член Комиссии |
|
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Профит-Плюс" (далее - ООО "Профит-Плюс", Общество, заявитель) |
|
ФИО присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом |
|
Заказчик |
Рыльский авиационный технический колледж-филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный технический университет гражданской авиации" (МГТУ ГА) (далее - Рыльский АТК - филиал МГТУ ГА, заказчик) |
|
ФИО присутствующих на заседании представителей заказчика |
... (по доверенности), личность удостоверена |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0344100006717000027 |
|
Объект закупки |
ремонт кухонных помещений, столовая |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
3 878 827 руб. 00 коп. |
Доводы жалобы:
По мнению заявителя, аукционная документация заказчика противоречит требованиям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), а именно:
1. Заказчиком не размещены надлежащим образом изменения аукционной документации, внесенные заказчиком 26.10.2017 г.
2. В аукционной документации отсутствуют требования заказчика к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ, что нарушает требования п.1 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_".
3. Положения проекта контракта аукционной документации не содержат информацию о сроке приемки выполненных работ, что нарушает требования ч.13 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_".
4. В нарушение требований ч.ч.4, 5, 8 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства Российской Федерации N1042 от 30.08.2017 г. "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063" (далее - постановление Правительства РФ N1042 от 30.08.2017 г.) в разделе 7 "Ответственность сторон" проекта контракта аукционной документации заказчиком неверно установлены размеры штрафов.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) N0344100006717000027, размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет:
- 26.10.2017 г. - дата размещения изменения извещения о проведении электронного аукциона;
- 11.11.2017 г. - дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе;
- согласно протоколу N68/2017 рассмотрения заявок от 13.11.2017 г., на участие в электронном аукционе было подано 12 заявок, которые были допущены аукционной комиссией заказчика к участию в электронном аукционе;
- в соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 16.11.2017 г., в процедуре торгов приняли участие участники закупки с порядковыми номерами заявок 7, 11, 4, 6, 9, 12, 13, участник закупки с порядковым номером заявки 7 предложил наименьшую цену контракта - 2 487 953, 76 рублей.
На дату рассмотрения настоящего дела контракт с победителем электронного аукциона не заключен.
1. Согласно ч.6 ст.63 ФЗ "О контрактной системе_" заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Как подтверждается сведениями официального сайта ЕИС, заказчиком 26.10.2017 г. размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона: прикреплен файл аукционной документации с наименованием "Документация аукцион ремонт кухонных помещ столовая 2". При таких обстоятельствах, довод жалобы заявителя необоснован.
2. Пунктом 1 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_", должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Руководствуясь указанными нормами ФЗ "О контрактной системе...", заказчик в п.6 "Ведомость ресурсов" раздела 3 "Техническое задание" аукционной документации описал объект закупки и установил характеристики и показатели товаров, используемых при выполнении работ. Таким образом, довод жалобы Общества необоснован.
3. В соответствии с ч.1 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_" контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу ч.13 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_" в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В нарушение ч.13 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_" раздел 4 "Порядок сдачи и приемки выполненных Работ" проекта контракта заказчика не содержит срок приемки заказчиком выполненной работы. Довод жалобы Общества обоснован.
4. В соответствии с ч.4 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_", в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.5 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_", в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 8 ст.34 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С 09.09.2017 г. порядок определения размеров указанных штрафов, пеней определен постановлением Правительства РФ N1042 от 30.08.2017 г. "Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
Согласно ч.3 Правил, постановление Правительства РФ N1042 от 30.08.2017 г. применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления.
Изменения извещения о проведении электронного аукциона N0344100006717000027 размещены заказчиком на официальном сайте ЕИС 26.10.2017 г.
Вместе с тем, порядок определения размеров штрафов, установленный заказчиком в п.7.3 раздела 7 "Ответственность сторон" проекта контракта, размещенного заказчиком в составе аукционной документации, не соответствует требованиям постановления Правительства РФ N1042 от 30.08.2017 г. При таких обстоятельствах, заказчиком допущено нарушение требований ч.8 ст.34 ФЗ "О контрактной системе...".
Довод жалобы ООО "Профит-Плюс" является обоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией также установлено:
1. Согласно ч.3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе..." информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу требований п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...", документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч.3 - 6 ст.66 ФЗ "О контрактной системе..." и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Как установлено Комиссией и подтверждается материалами дела, аукционная документация заказчика не содержит инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Не установив в аукционной документации инструкцию по заполнению заявок, заказчик затрудняет возможность участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые заказчику показатели товаров (материалов).
Отсутствие в аукционной документации надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупки ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Вместе с тем, нарушение заказчиком требований п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_" не повлияло на порядок отбора участников закупки, так как согласно протоколу N68/2017 рассмотрения заявок от 13.11.2017 г., аукционная комиссия заказчика допустила все 12 заявок участников закупки к участию в электронном аукционе, не отклонив ни одной заявки. Кроме того, за разъяснениями положений аукционной документации в адрес заказчика потенциальные участники закупки не обращались.
Не установив в аукционной документации инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, заказчик нарушил требования п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...".
2. В силу ч.3 ст.30 ФЗ "О контрактной системе_" при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч.1 ст.30 ФЗ "О контрактной системе_", в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В разделе "Ограничения и запреты" изменения извещения о проведении электронного аукциона заказчиком указано: "1 Закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций
К участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации".
В то же время, в разделе "Преимущества" изменения извещения о проведении электронного аукциона заказчиком указано: "Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (в соответствии со статьей 28 Федерального закона N 44-ФЗ) - 15.0%".
Также в п.6 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации заказчиком указано: "Преимущества участникам, являющимся субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, согласно ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ: установлены".
В то же время, в данном пункте содержится информация об установлении заказчиком преимуществ участникам, являющимся субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями: "Преимущества участникам, являющимся учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы согласно ст. 28 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ: установлены".
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что установленные в изменениях извещения о проведении электронного аукциона, п.6 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации преимущества участникам, являющимся учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы согласно ст.28 ФЗ "О контрактной системе_", являются следствием технической ошибки.
При таких обстоятельствах, указанными действиями заказчик нарушил положения ст.28 ФЗ "О контрактной системе_".
3. Как установлено п.6 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе...", извещение о проведении электронного аукциона должно содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 ч.1, ч.ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ "О контрактной системе...".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе..." при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В изменениях извещения о проведении электронного аукциона для закупки N0344100006717000027 заказчиком установлено: "1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) Установлено".
Также в п.11 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в закупке должна содержать, в том числе, "документы, подтверждающие соответствие Участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки".
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что документов, подтверждающих соответствие участника закупки положениям п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", не требовалось.
При этом, в изменениях извещения о проведении электронного аукциона, а также в п.5, п.11 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации фактически не указано, каким именно требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, должен соответствовать участник закупки и какие документы требуются (либо не требуются) для подтверждения соответствия участника закупки данным требованиям, что противоречит п.6 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе...".
Учитывая изложенное, на основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Профит-Плюс" на действия заказчика - Рыльского авиационного технического колледжа-филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный технический университет гражданской авиации" (МГТУ ГА) обоснованной в части нарушения заказчиком требований ч.8, ч.13 ст.34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N44-ФЗ.
2. Признать заказчика - Рыльский авиационный технический колледж-филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный технический университет гражданской авиации" (МГТУ ГА) нарушившим требования ч.3 ст.7, ст.28, ч.8, ч.13 ст.34, п.6 ч.5 ст.63, п.2 ч.1 ст.64 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N44-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации N1042 от 30.08.2017 г. "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063".
3. Выдать заказчику - Рыльскому авиационному техническому колледжу-филиалу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный технический университет гражданской авиации" (МГТУ ГА) предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе.
4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии - ...
5. Передать материалы дела N290/2017 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_
|
Члены Комиссии |
_ |
|
_ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 17 ноября 2017 г. N 290/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2017