Резолютивная часть объявлена 17 ноября 2017 г.
Изготовлено в полном объеме 22 ноября 2017 г. г. Курск
Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
... |
председатель Комиссии |
... |
член Комиссии |
|
... |
член Комиссии |
|
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", Общество, заявитель) |
|
ФИО присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом |
|
Заказчик |
Рыльский авиационный технический колледж-филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный технический университет гражданской авиации" (МГТУ ГА) (далее - Рыльский АТК - филиал МГТУ ГА, заказчик) |
|
ФИО присутствующих на заседании представителей заказчика |
... (по доверенности), личность удостоверена |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0344100006717000028 |
|
Объект закупки |
ремонт 2,4,5 го этажа, общежитие N1 |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
8 372 942 руб. 00 коп. |
Доводы жалобы:
По мнению заявителя, аукционная документация заказчика противоречит требованиям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), а именно:
1. В извещении, аукционной документации заказчиком ненадлежащим образом установлена дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - указанная дата приходится на выходной день, что ограничивает, по мнению заявителя, круг потенциальных участников закупки ввиду сокращения срока подготовки заявки на участие в закупке.
2. Как считает заявитель, информационная карта аукционной документации заказчика содержит требования к участникам закупки о представлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки положениям п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_".
2. Положения проекта контракта аукционной документации не содержат информацию о сроке приемки выполненных работ, что нарушает требования ч.13 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_".
3. В нарушение требований п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_" аукционная документация заказчика не содержит инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) N0344100006717000028, размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет:
- 26.10.2017 г. - дата размещения изменения извещения о проведении электронного аукциона;
- 11.11.2017 г. - дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе;
- согласно протоколу N67/2017 рассмотрения заявок от 13.11.2017 г., на участие в электронном аукционе было подано 14 заявок, заявки с порядковыми номерами 8, 11 были не допущены аукционной комиссией заказчика к участию в закупке, заявки с порядковыми номерами 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 14, 15 были допущены аукционной комиссией заказчика к участию в электронном аукционе;
- в соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 16.11.2017 г., в процедуре торгов приняли участие участники закупки с порядковыми номерами заявок 10, 4, 7, 2, 13, 3, 9, участник закупки с порядковым номером заявки 10 предложил наименьшую цену контракта - 6 656 488, 89 рублей.
На дату рассмотрения настоящего дела контракт с победителем электронного аукциона не заключен.
1. Как установлено ч.1 ст.65 ФЗ "О контрактной системе_", в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в ч.ч.2 и 3 ст.63 ФЗ "О контрактной системе_", одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с ч.3 ст.63 ФЗ "О контрактной системе_" в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Изменения извещения о проведении электронного аукциона и аукционная документация размещены заказчиком на официальном сайте ЕИС 26.10.2017 г.
На заседании Комиссии установлено, что дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе установлена в соответствии с требованиями ч.3 ст.63 ФЗ "О контрактной системе_" (не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок), а именно на шестнадцатый день - 11.11.2017 г., но приходиться на день недели - суббота, который в силу ст.111 Трудового кодекса Российской Федерации является общим выходным днем.
ФЗ "О контрактной системе_" не предусмотрена возможность изменить установленные сроки в зависимости от того, приходится ли их окончание на выходной или нерабочий праздничный день.
Субъекты предпринимательской деятельности, планирующие принять участие в электронном аукционе, могут подать заявку на участие в электроном аукционе как в выходные, так и нерабочие праздничные дни, поскольку эти действия не связаны с работой лиц, оказывающих услуги по доставке и/или приему корреспонденции, так как заявка подается через оператора электронной площадки.
Доступ к электронной площадке обеспечивается в любое удобное для участников закупки время в непрерывном режиме (круглосуточно, в течение семи дней в неделю), за исключением времени проведения плановых профилактических работ и внеплановых технических перерывов.
Кроме того, из системного анализа ФЗ "О контрактной системе_" следует, что при необходимости исчисления сроков в рабочих днях в ФЗ "О контрактной системе_" указано "рабочие дни".
Учитывая, что ч.3 ст.63 ФЗ "О контрактной системе_" срок размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона указан в календарных днях, заказчик, разместив изменения извещения 26.10.2017 г. и определив дату окончания подачи заявок 11.11.2017 г., не допустил нарушения требования ч.3 ст.63 ФЗ "О контрактной системе_".
При таких обстоятельствах, довод жалобы заявителя необоснован.
2. В соответствии с ч.1 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_" контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу ч.13 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_" в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В нарушение ч.13 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_" раздел 4 "Порядок сдачи и приемки выполненных Работ" проекта контракта заказчика не содержит срок приемки заказчиком выполненной работы. Довод жалобы Общества обоснован.
3. Согласно ч.3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе..." информация, предусмотренная ФЗ "О контрактной системе_" и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу требований п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...", документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч.3 - 6 ст.66 ФЗ "О контрактной системе..." и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Как установлено Комиссией и подтверждается материалами дела, аукционная документация заказчика не содержит инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Не установив в аукционной документации инструкцию по заполнению заявок, заказчик затрудняет возможность участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые заказчику показатели товаров (материалов).
Отсутствие в аукционной документации надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупки ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Вместе с тем, нарушение заказчиком требований п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_" не повлияло на порядок отбора участников закупки, так как согласно протоколу N67/2017 рассмотрения заявок от 13.11.2017 г., аукционная комиссия заказчика допустила 12 заявок участников закупки к участию в электронном аукционе, отклонив при этом две заявки по причине отсутствия в них наименования страны происхождения товара. Кроме того, как следует из содержания поступившего 26.10.2017 г. запроса в адрес заказчика на разъяснения положений аукционной документации, потенциальный участник закупки просил разъяснить нахождение в аукционной документации установленных заказчиком требований к характеристикам материалов для заполнения надлежащим образом первой части заявки. Заказчиком были даны разъяснения, в соответствии с которыми заказчик указал: "Требования к качественным характеристикам товаров содержатся в тех. задании в ведомости ресурсов".
Не установив в аукционной документации инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, заказчик нарушил требования п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...". Довод жалобы ООО "Перспектива" обоснован.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией также установлено:
1. В соответствии с ч.4 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_", в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.5 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_", в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 8 ст.34 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С 09.09.2017 г. порядок определения размеров указанных штрафов, пеней определен постановлением Правительства Российской Федерации N1042 от 30.08.2017 г. "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063" (далее - постановление Правительства РФ N1042 от 30.08.2017 г.)
Постановлением Правительства РФ N1042 от 30.08.2017 г. установлены "Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
Согласно ч.3 Правил, постановление Правительства РФ N1042 от 30.08.2017 г. применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления.
Изменения извещения о проведении электронного аукциона N0344100006717000028 размещены заказчиком на официальном сайте ЕИС 26.10.2017 г.
Вместе с тем, порядок определения размеров штрафов, установленный заказчиком в п.7.3 раздела 7 "Ответственность сторон" проекта контракта, размещенного заказчиком в составе аукционной документации, не соответствует требованиям постановления Правительства РФ N1042 от 30.08.2017 г. При таких обстоятельствах, заказчиком допущено нарушение требований ч.8 ст.34 ФЗ "О контрактной системе...".
2. В силу ч.13.1 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_" срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч.7 ст.94 ФЗ "О контрактной системе_", за исключением случая, указанного в ч.8 ст.30 ФЗ "О контрактной системе_", а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии с ч.8 ст.30 ФЗ "О контрактной системе_" в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с ч.3 ст.30 ФЗ "О контрактной системе_", в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч.7 ст.94 ФЗ "О контрактной системе_".
В разделе "Ограничения и запреты" изменения извещения о проведении электронного аукциона заказчиком указано: "Не установлены".
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что ограничений в соответствии с ч.3 ст.30 ФЗ "О контрактной системе_" заказчик в изменениях извещения о проведении электронного аукциона, аукционной документации не устанавливал.
Вместе с тем, в п.2.5 проекта контракта заказчиком указано: "Оплата фактически выполненных Работ в 2018 году осуществляется Заказчиком (согласно Приложению N 3 (График выполнения работ) за счет внебюджетных целевых средств в срок не более 30 (тридцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документов о приемке Услуг и после представления Подрядчиком следующих документов".
При таких обстоятельствах, требования п.2.5 проекта контракта об установлении заказчиком срока оплаты выполненных работ в "рабочих" днях нарушает требования ч.13.1 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_".
3. Как установлено п.6 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе...", извещение о проведении электронного аукциона должно содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 ч.1, ч.ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ "О контрактной системе...".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе..." при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В изменениях извещения о проведении электронного аукциона для закупки N0344100006717000028 заказчиком установлено: "Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) Установлено".
Также в п.11 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в закупке должна содержать, в том числе, "документы, подтверждающие соответствие Участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки".
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что документов, подтверждающих соответствие участника закупки положениям п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", не требовалось.
При этом, в изменениях извещения о проведении электронного аукциона, а также в п.5, п.11 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации фактически не указано, каким именно требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, должен соответствовать участник закупки и какие документы требуются (либо не требуются) для подтверждения соответствия участника закупки данным требованиям, что противоречит п.6 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе...".
Учитывая изложенное, на основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на действия заказчика - Рыльского авиационного технического колледжа-филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный технический университет гражданской авиации" (МГТУ ГА) обоснованной в части нарушения заказчиком требований ч.13 ст.34, п.2 ч.1 ст.64 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N44-ФЗ.
2. Признать заказчика - Рыльский авиационный технический колледж-филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный технический университет гражданской авиации" (МГТУ ГА) нарушившим требования ч.3 ст.7, ч.8, ч.13, ч.13.1 ст.34, п.6 ч.5 ст.63, п.2 ч.1 ст.64 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N44-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации N1042 от 30.08.2017 г. "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063".
3. Учитывая, что предписание об устранении нарушений, допущенных заказчиком при проведении электронного аукциона N0344100006717000028, выдано по результатам рассмотрения дела N291/2017, повторно предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе заказчику - Рыльскому авиационному техническому колледжу-филиалу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный технический университет гражданской авиации" (МГТУ ГА) не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_
|
Члены Комиссии |
_ |
|
_ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 17 ноября 2017 г. N 292/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2017