Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя СПб ГБУЗ "Родильный дом N 10" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Крона" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 27700-ЭП/17 от 22.11.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту лестничных пролетов (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 27.10.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200006317000098. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 998 247,82 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе в части отказа в допуске к участию в аукционе первой части его заявки.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.11.2017 N 0372200006317000098-1 первой части заявки Заявителя (порядковый номер 3) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ
(Заявка N 3 отклонена в соответствии с п.2 ч.4 ст. 67 Закона о контрактной системе - несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66, требованиям документации об аукционе: Участник размещения заказа не предоставил сведения о конкретных показателях товаров, соответствующие Техническому заданию заказчика. В соответствии с пп. "б" п. 9 Инструкции (Пункт 7.4. Части III Документации) при установлении заказчиком максимального значения показателя с использованием обозначения "не более" предельное значение показателя в допустимое значение не входит: - в позиции 7 "Герметик": по показателю 3 "Время образования пленки при температуре 23 °С / 50% относительной влажности" в заявке указано "15 минут", в то время как показатели технического задания были "Не более 15 минут". Аналогичные нарушения были допущены в позиции 8 "Герметик" по показателю 9 "Давление при расширении, Н/см2"; в 10 позиции "Клей" по показателю 10 "Фракция заполнителя".).".
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к конкретным показателям товаров на основании пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию.
Например, согласно п. 7 "Герметик" Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Время образования пленки при температуре 23 °С/50% относительной влажности, минут, не более 15.".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлена Заказчиком в п. 7.4 Части III документации о закупке.
Согласно инструкции Заказчиком установлен следующий порядок заполнения: "Способы установления заказчиком максимальных и (или) минимальных значений показателей:
9. Способы установления заказчиком максимальных и (или) минимальных значений показателей:
б) максимальное значение показателя. При установлении заказчиком максимального значения показателя используются обозначения: "не более"; "менее"; символы ">", ">>" или "<", "<<"; "не длиннее"; "ниже"; "не позднее"; "не тяжелее"; "не должно превышать"; "не должно быть более". При этом предельное значение показателя в допустимое значение показателя не входит. Участники закупки в заявках на участие в электронном аукционе указывают конкретное значение показателя не превышающее предельное, чем установлено заказчиком в документации об электронном аукционе;".
Таким образом, согласно инструкции требования к значениям показателей, установленные Заказчиком с использованием слов "не более", установлены в виде значений, которые не включают крайние значения.
Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе по п. 7 "Герметик" Приложения N 2 к Техническому заданию представлено значение показателя времени образования пленки при температуре 23 °С/50% относительной влажности - 15 минут.
Таким образом, Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе указано крайнее значение показателя, что не соответствует требованиям инструкции по заполнению первой части заявки.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контактной системе исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, заключение контракта с участником закупки, первая часть заявки которого не соответствует требованиям документации о закупке (в том числе, инструкции по заполнению заявки) не позволяет осуществить приемку выполненной работы, оказанной услуги, поставленного товара в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Аукционная комиссия Заказчика устанавливает соответствие первой части заявки участника закупки требованиям документации о закупке. В случае, если первая часть заявки на участие в аукционе не соответствует документации о закупке, аукционная комиссия Заказчика не вправе допустить к участию в аукционе такую заявку.
Таким образом, у аукционной комиссии Заказчика имелись правовые основания для отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки Заявителя.
Следовательно, жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно инструкции Заказчиком установлен следующий порядок заполнения: "Способы установления заказчиком максимальных и (или) минимальных значений показателей:
9. Способы установления заказчиком максимальных и (или) минимальных значений показателей:
б) максимальное значение показателя. При установлении заказчиком максимального значения показателя используются обозначения: "не более"; "менее"; символы ">", ">>" или "<", "<<"; "не длиннее"; "ниже"; "не позднее"; "не тяжелее"; "не должно превышать"; "не должно быть более". При этом предельное значение показателя в допустимое значение показателя не входит. Участники закупки в заявках на участие в электронном аукционе указывают конкретное значение показателя не превышающее предельное, чем установлено заказчиком в документации об электронном аукционе;".
Таким образом, согласно инструкции требования к значениям показателей, установленные Заказчиком с использованием слов "не более", установлены в виде значений, которые не включают крайние значения.
При этом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что семантический анализ словосочетания "не более" свидетельствует о том, что требования установлены в виде значений, которые включают крайние значение.
Например, согласно п. 7 "Герметик" Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Время образования пленки при температуре 23 °С/50% относительной влажности, минут, не более 15.".
Согласно инструкции участники в первой части заявки на участие в аукционе должны указать значение показателя, которое менее значения, установленного Заказчиком.
В инструкции Заказчик подменяет порядок заполнения для показателей, установленных с использованием слов "не более", на порядок заполнения, соответствующий требования к показателям с использованием слова "менее".
На основании изложенного, Заказчиком в документации о закупке установлена инструкция по заполнению первой части заявки, которая противоречит фактическому требованию к конкретным показателям товаров.
Кроме того, инструкция также содержит противоречивый порядок заполнения, согласно которому Заказчиком установлено, что при установлении требований к показателям с использованием слов "не более", предельные значения не включены. При этом далее в инструкции указано, что участник должен представить значение показателя не превышающее предельное, то есть предельное значение допустимо для указания.
В действиях Заказчика установлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части установления инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, которая не позволяет заполнить первую часть заявки надлежащим образом.
В соответствии с ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу. В случае, если вследствие приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.
Согласно официальному сайту единой информационной системы сведения о назначении жалобы к рассмотрению опубликованы 24.11.2017 в 18:56. Приостановлено определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по жалобе 24.11.2017 в 18:57. Согласно журналу событий рассмотрения жалобы личного кабинета единой информационной 24.11.2017 в 18:58 на электронную площадку 201700114959010377 успешно передана информация о жалобе N 0372200006317000098 по объекту: Выполнение работ по ремонту лестничных пролетов.
Согласно сведениям, опубликованным на официальном сайте оператора электронной площадки контракт заключен 26.11.2017 в 00:07.
Таким образом, Заказчиком заключен государственный контракт до рассмотрения жалобы по существу при наличии приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с заключением государственного контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Крона" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 ноября 2017 г. N 44-4673/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2017