Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская клиническая больница N 31" (далее - Заказчик): по доверенности;
ОАО "БЗУ" (далее - Заявитель): по доверенности;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 27543-ЭП/17 от 21.11.2017) на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг общественного питания больных, находящихся на стационарном лечении в 2018 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 15.11.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200000917000239. Начальная (максимальная) цена контракта - 23 282 980,00 рублей.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке, по его мнению, критериев оценки заявок не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, документацией о закупке по критерию "Качественные характеристики объекта закупки" не предусмотрена значимость критерий и формула расчета количества баллов.
Согласно п. 11.5.1. Части II документации о закупке Заказчиком установлено следующее:
"Порядок оценки заявок по критерию "Качественные характеристики объекта закупки".
Качественные характеристики объекта закупки 20%/ 0,20.
По критерию "Качественные характеристики объекта закупки" оценивается представление в составе заявки следующих сведений:
технологические карты приготовления блюд (до 45 баллов),
протоколы испытаний независимой лабораторией по лабораторному контролю за качеством выпускаемой продукции (до 45 баллов),
копия действующего сертификата соответствия ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005) (до 10 баллов).
"Качественные характеристики объекта закупки" по каждому показателю.
1) Присваивается до 45 баллов заявкам участников конкурса, представившим технологические карты приготовления блюд, входящих в состав Семидневного меню на приготовление питания для больных, находящихся на стационарном лечении в СПб ГБУЗ "Городская клиническая больница N 31", представленного Заказчиком в техническом задании.
Максимальное количество баллов присваивается заявке участника конкурса, представившему наиболее полный комплект технологических карт приготовления блюд, входящих в состав Семидневного меню на приготовление питания для больных, находящихся на стационарном лечении в СПб ГУЗ "Городская клиническая больница N 31", представленного Заказчиком в техническом задании. Количество баллов по остальным заявкам по данному показателю присваивается пропорционально количеству представленных технологических карт приготовления блюд.
2) Присваивается до 45 баллов заявкам участников конкурса, представившим копии протоколов испытаний независимой лабораторией по лабораторному контролю за качеством готовых блюд за последние 3 (три) года до даты подачи заявки.
Максимальное количество баллов присваивается заявке участника конкурса, представившему наибольшее количество копий протоколов испытаний независимой лабораторией по лабораторному контролю за качеством готовых блюд. Количество баллов по остальным заявкам по данному показателю присваивается пропорционально количеству представленных копий протоколов испытаний независимой лабораторией по лабораторному контролю за качеством готовых блюд.
3) Присваивается 10 баллов заявкам участников конкурса, имеющим в наличии систему управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов ХАССП и представившим копию действующего сертификата соответствия ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005)".
Как установлено в ходе заседания Комиссии УФАС, Заказчиком установлена значимость критерия, в соответствии с которым будет производиться оценка. Так же, в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком в документации о закупке не процитирована формула расчета количества баллов, однако представлен порядок расчета количества баллов, в словесном обозначении дублирующий соответствующую формулу расчета количества баллов в соответствии с Правилами
Следовательно, в действиях Заказчика не установлено нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50, ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
2. Согласно п. 11 Правил, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Заказчиком, в п. 11.5.2.3. Части II документации о закупке установлена следующая формула по критерию ""Квалификация участников закупки (деловая репутация), выраженная в наличии положительных отзывов за надлежащее исполнение контрактов, договоров на оказание услуг по организации общественного питания в социальных учреждениях за последние 5 (пять) лет до даты подачи заявки":
,
Согласно пояснениям представителей Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС, данная формула является результатом преобразования формулы, предусмотренной п. 23 Правил:
"В случае, если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки".
Как установлено в ходе заседания Комиссии УФАС, Заказчиком применено несколько коэффициентов значимости:
" = 0,83 - коэффициент значимости для информации о положительных отзывах за надлежащее исполнение контрактов, договоров на оказание услуг по организации лечебного питания пациентов, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях, за последние 5 (пять) лет до даты подачи заявки;
= 0,17; коэффициент значимости для информации о положительных отзывах за надлежащее исполнение контрактов, договоров на оказание услуг по организации общественного (не лечебного) питания за последние 5 (пять) лет до даты подачи заявки" в совокупности образующих значение "1". Данное преобразования формулы не противоречит п. 23 Правил, однако расчетные требования и не предусмотрены п. 23 Правил и Правилами в целом.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 11 Правил, ч. 8 ст. 32 и п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, выраженное в установлении формулы расчета количества баллов, не предусмотренное соответствующим законодательством.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БЗУ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 9 ч. 1 ст. 50, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе и п. 11 Правил.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику, конкурсной комиссии.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 ноября 2017 г. N 44-4646/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2017