Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУК "Музей-институт семьи Рерихов" (далее - Заказчик): по доверенности:
ООО "Реставрационная Мастерская "Наследие" (далее - Заявитель): по доверенности;
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 27715/17 от 22.11.2017) на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на проведение работ по реставрации и ремонту камина в помещении N 207 в здании по адресу: 18-я линия В.О., д. 1, лит. А, (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 23.10.2017 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200180317000009. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 940 875,00 руб.
Заявитель обжалует действия конкурсной комиссии и должностного лица Заказчика в рамках доводов, изложенных в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 16.11.2017 NПРО 1, заявке Заявителя по критерию "Качественные характеристики объекта закупки, выраженные в предложениях в предложениях по повышению безопасности работ при выполнении работ, являющихся предметом конкурса" начислено 0 баллов по причине:
"Отсутствует копия удостоверения ответственного за пожарную безопасность.
Предложения по мероприятиям по повышению безопасности при эксплуатации указанного в заявке оборудования (принтер, плоттер, сканер) и персонал, их эксплуатирующий (архитектор, инженер-конструктор, инженер-технолог), не соответствуют требованиям конкурсной документации".
Заказчиком, в пп. 4.3.2 Раздела 11 Части II документации о закупке установлен критерий "Качественные характеристики объекта закупки, выраженные в предложениях по повышению безопасности работ при выполнении работ, являющихся предметом конкурса", представлен следующим образом:
"100 баллов - участником конкурса представлены предложения по всем мероприятиям по повышению эффективности охраны труда, указанным в предмете оценки;
75 баллов - участником конкурса представлены предложения по трем любым мероприятиям по повышению эффективности охраны труда, указанным в предмете оценки;
50 баллов - участником конкурса представлены предложения по двум любым мероприятиям по повышению эффективности охраны труда, указанным в предмете оценки;
25 баллов - участником конкурса представлены предложения по одному любому мероприятию по повышению эффективности охраны труда, указанным в предмете оценки;
0 баллов - участником конкурса представлено не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации и (или) Санкт-Петербурга, и (или) требованиям конкурсной документации предложения по одному и более любым мероприятиям по повышению эффективности охраны труда, указанным в предмете оценки, и (или) участником конкурса вообще не представлены предложения по мероприятиям по повышению эффективности охраны труда, указанным в предмете оценки.
Под мероприятиями по повышению безопасности при выполнении работ, являющихся предметом конкурса, для целей предмета оценки понимается описание мероприятий:
1) по повышению пожарной безопасности;
2) по повышению безопасности при складировании материалов и конструкций;
3) по повышению безопасности при эксплуатации производственного оборудования, средств механизации, приспособлений и инструмента;
4) по обеспечению безопасности для человека от вредного влияния объектов производственного контроля путем организации производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - все мероприятия по повышению безопасности)".
Показатель "Мероприятия по повышению пожарной безопасности" критерия "Качественные характеристики объекта закупки, выраженные в предложениях по повышению безопасности работ при выполнении работ, являющихся предметом конкурса" представлен в составе документации следующим образом:
"Мероприятия по повышению пожарной безопасности должны быть описаны, в том числе с указанием должностного лица (работника, работников), состоящего в штате участника конкурса, ответственного за пожарную безопасность при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия, назначенного приказом (распоряжением) участника конкурса (по должности), копия удостоверения ответственного за организацию работ по пожарной безопасности; порядка проведения противопожарного инструктажа, перечня должностных лиц (работников), состоящих в штате участника конкурса, уполномоченных на проведение противопожарного инструктажа, копия удостоверения ответственного за организацию работ по пожарной безопасности, перечня работников участника конкурса - специалистов-реставраторов (по специальностям), допущенных к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, прошедших противопожарный инструктаж с указанием года и месяца прохождения противопожарного инструктажа; перечня руководителей, работников участника конкурса - специалистов-реставраторов (по специальностям), допущенных к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, прошедших пожарно-технический минимум с указанием года и месяца прохождения минимума; информации о наличии квалификационной комиссии участника конкурса по проверке знаний требований пожарной безопасности; порядка осуществления мер пожарной безопасности при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия".
Согласно пояснениям представителя Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС, в составе заявки Заявителя критерий оценки представлен только для мероприятий по повышению пожарной безопасности и по повышению безопасности при эксплуатации производственного оборудования, средств механизации, приспособлений и инструмента.
В ходе заседания Комиссии УФАС представителем Заявителя не представлено доказательств наличия показателей "по повышению безопасности при складировании материалов и конструкций" и "по обеспечению безопасности для человека от вредного влияния объектов производственного контроля путем организации производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" критерия оценки в составе заявки, представленной на заседание Комиссии УФАС.
Так же, Заявителем не представлено подтверждения наличия в составе заявки копии удостоверения ответственного за организацию работ по пожарной безопасности в части показателя "Мероприятия по повышению пожарной безопасности".
Показатель "Мероприятия по повышению безопасности при эксплуатации производственного оборудования, средств механизации, приспособлений и инструмента" критерия "Качественные характеристики объекта закупки, выраженные в предложениях по повышению безопасности работ при выполнении работ, являющихся предметом конкурса" представлен в составе документации следующим образом:
"Под индивидуальными особенностями объекта, являющегося предметом конкурса, предусмотренными конкурсной документацией, для целей предмета оценки по показателю "качественные характеристики объекта закупки, выраженные в предложениях в предложениях по повышению безопасности работ при выполнении работ, являющихся предметом конкурса" понимаются предусмотренные конкурсной документацией объект культурного наследия, конкретное производственное оборудование, средства механизации, оснастки, приспособления и инструмент, материалы и конструкции, специальности специалистов-реставраторов, наличие которых участнику конкурса следует учитывать при подготовке предложений по проведению мероприятий по повышению безопасности".
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заявителем в составе заявки представлен определенный перечень оборудования, который признан конкурсной комиссией Заказчика несоответствующим предмету закупки.
Вместе с тем, документация о закупке не содержит конкретного перечня оборудования, возможного к предоставлению в составе заявки в качестве критерия оценки, для возможности какого-либо определения факта его относимости или неотносимости к критерию оценки. Документацией о закупке так же не установлен иной порядок определения относимости того или иного оборудования, сведения о кантором предоставляются в составе заявки в качестве критерия оценки.
Позиция представителей и конкурсной комиссии Заказчика о необходимости определения относимости оборудования на основании требований предквалификационного отбора не находит своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС ввиду отсутствия каких-либо отсылок на данные требования при описании показателя "Мероприятия по повышению безопасности при эксплуатации производственного оборудования, средств механизации, приспособлений и инструмента", а так же в соответствии с п. 30 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе, жалоба признается частично обоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 50, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Северо-Западный филиал ООО "Реставрационная Мастерская "Наследие" частично обоснованной.
2. Признать в действиях виновных лиц Заказчика нарушения ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 ноября 2017 г. N 44-4683/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2017