Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУЗ "Городская психиатрическая больница N 6 (стационар с диспансером)" (далее - Заказчик):
ООО "УК "Белый Трест" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 27379-ЭП/17 от 20.11.2017) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию (сжиганию) медицинских отходов класса "Б", "Г" (III-IV класса опасности) и сбор, транспортирование, обезвреживание / утилизацию отходов класса "А" (IV-V класса опасности) на лицензированной площадке для нужд СПб ГКУЗ "ГПБ N 6" в 2018 году (извещение номер 0372200089817000064) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 10.11.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200089817000064. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 084 075,80 рублей.
В жалобе ООО "УК "Белый Трест" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении незаконных требований к составу второй части заявки участника.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки. Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе не допускается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 настоящей статьи документов и информации.
Документацией об аукционе установлено требование: "В случае отсутствия лицензии приведенной в пункте 3.4.2 настоящего технического задания, необходимо предоставить агентский договор с лицензированным предприятием и копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, виды работ (услуг) выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2, статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Обезвреживание отходов, обработка, утилизация I-IV класса опасности)".
Согласно ч. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Агентский в силу приведенных выше нормативно-правовых актов не является документом, подтверждающим соответствие требованиям законодательства самого участника закупки, следовательно, не может требоваться в рамках ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 6 ст. 66 (ч. 6 ст. 31) Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются обоснованными.
В результате проведения внеплановой проверки закупки (на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе) были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с ч.ч. 3-5 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
17.11.2017 в 12 часов 07 минут на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Заказчиком были даны разъяснения положений документации об аукционе на запрос следующего содержания:
"_Так же N п/п 2, Контейнер для отходов тип 3, противоречит инструкции : Объемом от 200-240 литров.
Инструкция гласит: При установлении Заказчиком требований к значениям показателей с одним из слов "от" или "до", Участнику необходимо указать конкретное значение показателя, не включая установленные крайние значения.
Перечисление значение показателя через знак ";" (точка с запятой), союз "или", знак "/", "-" означает, что при производстве работ используются товар только с одним уз указанных значений показателя товара. В таком случае Участнику требуется выбрать только один из указанных значений показателя.
Данные пункты вводят в заблуждение поставщиков, желающих принять участие в закупке, и не позволяют верно указать параметры поставляемого товара, просим внести изменения в аукционную документацию".
Заказчиком даны следующие разъяснения:
"_п/п 2 читать в следующей редакции:
Контейнер для отходов тип 3: Назначения: должен быть для сбора и транспортировки медицинских отходов класса "Б". Объемом 200-240 литров. Размеры должны быть , не более : 731 x 575 x 1056 мм. Должен быть желтого цвета. Контейнер должен закрываться крышками с использованием навесного замка/защелки, , конструкция которых не должна допускать их самопроизвольного открывания. Контейнер должен обладать высокой ударной вязкостью и повышенной износостойкостью, водонепроницаем, обладать коррозионной стойкостью, низкой теплопроводимостью. Должен быть изготовлен из материала полипропилен. Контейнер может обладать колёсами не менее 2 шт. Вес контейнера должен быть не 15 кг".
Таким образом, разъяснения, предоставленные Заказчиком изменяют суть документации, в чем усматривается нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 64, 65, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "УК "Белый Трест" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 5 ст. 65 и ч. 6 ст. 66 (ч. 6 ст. 31) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 ноября 2017 г. N 44-4695/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2017