Резолютивная часть решения оглашена 24.11.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
<_..>
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "АльтаирГрупп" (г.Москва) (далее - заявитель) на положения документации при проведении электронного аукциона на закупку лекарственного препарата из перечня ЖНВЛП (Меропенем) для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (извещение N 0128200000117011471) в присутствии представителей:
заказчика - ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница":
<_..> (доверенность от 28.07.2017 N 34),
<_..> (доверенность от 02.10.2017 N 43).
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
Уполномоченный орган - департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 1144-04/2017 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "АльтаирГрупп" на положения документации при проведении электронного аукциона на закупку лекарственного препарата из перечня ЖНВЛП (Левофлоксацин) для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (извещение N 0128200000117011471).
По мнению заявителя, аукционная документация составлена с нарушениями требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В Техническом задании установлены следующие требования к препарату:
- раствор для инфузий;
- не должен содержать декстрозы;
- инструкция по применению должна содержать указания на доказанную клиническую эффективность препарата при инфекциях, вызванных в том числе синегнойной палочкой. Clamidia pneumonia и пневмококками. В инструкции по применению должны отсутствовать указания на применение с осторожностью при сахарном диабете.
Согласно сведениям Государственного реестра лекарственных средств подобные требования соответствуют препарату только одного производителя - Левофлоксацин, держатель РУ - ОАО "Красфарма".
Таким образом, заказчик допустил ограничение конкуренции, выразившееся в требованиях к товару, представленному на рынке только одним производителем.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу изложенного, заявитель просит отменить указанный электронный аукцион, признать жалобу обоснованной, вынести предписание об устранении допущенных нарушений.
В обоснование правомерности действий заказчика представители заказчика заявили следующее.
В силу положений частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик обязан указывать в аукционной документации такие функциональные, технические и качественные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям, являются для него существенными и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций, при условии соблюдения требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Указанные в техническом задании аукционной документации требования к характеристикам поставляемого товара являются для заказчика принципиальными и важными, и необходимыми для качественного оказания заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности.
Основным законодательным актом Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, в целях исполнения которого осуществляются государственные закупки лекарственных средств, являются Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно части 2 статьи 3 которого нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам Закона N 323-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 4 Закона N 323-ФЗ установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Учитывая, что лекарственные препараты оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку лекарственных средств главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций.
Дополнительные характеристики обусловлены безусловным соблюдением правил безопасной и эффективной лекарственной терапией в условиях многопрофильного стационара, деятельность которого направлена на оказание лечебной и реабилитационной помощи особой категории пациентов, в том числе требующих незамедлительной лекарственной терапии исходя из показаний, с применением современных профилактических и лечебно-диагностических технологий.
Вместе с тем, на основании протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0128200000117011475 от 21.11.2017 было допущено пять участников. Представленные ими заявки содержат показатели товара, соответствующие требованиям, изложенным в аукционной документации.
Таким образом, заказчик не усматривает в положениях указанной аукционной документации нарушений положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, представители заказчика просят признать жалобу ООО "АльтаирГрупп" необоснованной в полном объеме.
В представленных пояснениях уполномоченный орган указал, что документация о проведении данного электронного аукциона утверждена приказом руководителя контрактной службы отдела контрактной службы ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" от 13.10.2017 N1039-КС.
В соответствии с п. 2.1.12 Порядка взаимодействия, уполномоченный орган Владимирской области осуществляет размещение в единой информационной системе на сайте http://zakupki.gov.ru/ документации о закупке.
Согласно п. 2.1.8. Порядка взаимодействия, указанные документы рассмотрены в части установления требований к участникам закупок, условий исполнения контракта на соответствие Закону о контрактной системе в сфере закупок и размещены департаментом на официальном сайте 02.11.2017, реестровый номер извещения 0128200000117011475.
Таким образом, нарушений законодательства со стороны уполномоченного органа при осуществлении данной закупки не допущено.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Как следует из представленных заказчиком пояснений, установление определенных требований к товару обусловлено потребностями заказчика, а именно необходимостью достижения при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимального исключения любых нежелательных реакций. Кроме того, как следует из информации, размещенной в государственном реестре лекарственных средств требованиям технического задания аукционной документации соответствует по крайней мере лекарственные средства двух производителей - Кларис Лайфсайнсиз Лимитед (торговое наименование Ивацин), ОАО "Красфарма" (торговое наименование Левофлоксацин).
Кроме того согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0128200000117011475 от 21.11.2017 было допущено пять заявок.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении заказчиком положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими, заявитель жалобы не представил.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АльтаирГрупп" (г.Москва) на положения документации при проведении электронного аукциона на закупку лекарственного препарата из перечня ЖНВЛП (Левофлоксацин) для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (извещение N 0128200000117011475) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии <_..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 24 ноября 2017 г. N Г 1144-04/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2017