Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
||
членов Комиссии: |
М.В. Мельникова
А.А. Кошкумбаевой |
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего специалиста первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
||
с участием представителей:
Заказчика - МУАП "Неман-авто" |
Е.В. Артамонова |
уполномоченного представителя; |
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Центр Поставок Профит", уведомленных надлежащим образом о месте и времени заседания Комиссии;
рассмотрев жалобу ООО "Центр поставок Профит" (вх. N 6858 от 15.11.2017) (далее - Заявитель) на действия заказчика - муниципального унитарного автотранспортного предприятия "Неман-авто" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0535600008717000004) на поставку бензина и дизельного топлива (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 15.11.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя при формировании конкурсной документации Заказчиком допущены нарушения Закона о контрактной системе, а именно:
1) По мнению Заявителя, срок окончания подачи заявки на участие в Аукционе согласно положениям статьи 194 Гражданского Кодекса Российской Федерации должен быть установлен не ранее 16.11.2017 23:59.
Заказчиком указано дата и время окончания подачи заявок 16.11.2017 11:00
Таким образом, как считает Заявитель, действиями Заказчика, не надлежащим образом установившего срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе, нарушена часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2) Заявитель считает, что Заказчиком установлено неправомерное требование к декларированию принадлежности участниками закупки к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, тем самым оставляя возможность необоснованного отклонения участников.
3) По мнению Заявителя в проекте государственного контракта за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств не предусмотрены все возможные значения размеров штрафов для каждого порогового значения цены контракта, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042. Заказчиком исключена возможность снижения цены контракта ниже трех миллионов рублей, что противоречит самому принципу аукциона, как способа осуществления закупки с неограниченной возможностью снижения ценового предложения участниками аукциона.
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта установлены ненадлежащие размеры штрафов, начисляемых заказчику, исполнителю за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, что нарушает положения статьи 34 Закона о контрактной системе.
Заявитель просит аннулировать результаты проведения Аукциона, привлечь лиц, допустивших нарушения к административной ответственности.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик, ознакомившись с жалобой Заявителя, считает ее необоснованной по следующим основаниям.
1) Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае если, начальная (максимальная) цена контракта превышает 3 млн. рублей, извещение о проведении электронного аукциона размещается в единой информационной системе не менее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок. Заказчиком установлен срок подачи заявок с 01.11.2017 года по 16.11.2017 года (11:00).
2) В отношении довода о неправомерно установленном требовании к декларированию участниками принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, сообщаем, что в извещении о проведении электронного аукциона отсутствует требование о проведении закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства, а также социально ориентированных некоммерческих организаций. В информационной карте электронного аукциона указаны рекомендуемые формы документов без необходимости их предоставления.
В адрес Заказчика не поступало запросов на разъяснение положений документации об Аукционе.
3) Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации приложен проект контракта, в котором прописаны обязательные условия об ответственности заказчика и поставщика в соответствии с Правилами определения размеру штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 года N 1042.
Таким образом, Заказчик считает доводы Заявителя несостоятельными и просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
01 ноября 2017 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N 0535600008717000004 о проведении Аукциона, а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 3 253 000,00 рублей.
1. В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению N0535600008717000004 о проведении Аукциона и документации об Аукционе:
дата и время начала срока подачи заявок - 01.11.2017 12:36;
дата и время окончания срока подачи заявок - 16.11.2017 11:00.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации <_>.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно пункту 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Таким образом, днем окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должен быть день, который наступает после истечения полных пятнадцати дней после опубликования извещения о проведении Аукциона.
Вместе с тем срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе установлен на пятнадцатый день после опубликования извещения о проведении Аукциона, однако, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, указанный срок должен быть установлен не ранее 17.11.2017.
На основании вышеизложенного комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, сократившего сроки окончания подачи заявок на участие в Аукционах, нарушают часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
В ходе заседания Комиссии представителем Заказчика данное нарушение Закона о контрактной системе не отрицалось.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно части 3 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно извещению 0535600008717000004 о проведении Аукциона и документации об Аукционе (пункт 14 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме") ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не установлено.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В подпункте 3 пункта 17 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к содержанию и составу второй части заявки, в том числе о необходимости предоставления декларации о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В ходе заседания Комиссии Заказчиком даны пояснения об ошибочном установлении требования к предоставлению декларации о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям во второй части заявки участников закупки, поскольку в проводимом Аукционе ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не установлено.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в нарушение пункта 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки декларации о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе "Поставка бензина и дизельного топлива" (извещение N 0535600008717000004) от 16.11.2017 на участие в Аукционе подано 3 заявки, все заявки допущены к участию в Аукционе. В сроки, установленные положениями статьи 65 Закона о контрактной системе, запросов о даче разъяснений положений документации об Аукционе Заказчику не поступало.
В вышеуказанных обстоятельствах Комиссия считает возможным предписание об устранении допущенных нарушений Заказчиком, изложенных в пунктах 1, 2 настоящего решения, не выдавать.
3. При проведении конкурентных способов определения поставщиков, в частности при проведении аукционов в электронной форме, в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик указывает в извещении начальную (максимальную) цену контракта - 3 253 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 5 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063"..." (далее - Постановление N 1042) утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил), в том числе:
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Согласно пункту 5 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке, в том числе:
а) 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Согласно пункту 6 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке, в том числе:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Согласно пункту 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке, в том числе:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Частью 7 "Ответственность сторон" (пункты 7.5, 7.6, 7.7, 7.10) Раздела 4 "Проект контракта" документации об Аукционе установлено:
"7.5. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Заказчиком, Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Исполнитель уплачивает сумму штрафа, рассчитанную в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства N 1042, в виде фиксированной суммы в размере ______ рублей, что составляет 10% цены Контракта (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8.6, 8.7 Контракта).
Заказчик при окончательном расчете с Исполнителем вычитает сумму штрафа, предусмотренную настоящим пунктом, путем уменьшения суммы окончательного расчета на сумму штрафных санкций в соответствии с настоящим пунктом.
Основанием для вычета является итоговый акт сверки расчетов с указанием суммы вычета, подписанный Сторонами Контракта.
7.6. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, Исполнитель уплачивает сумму штрафа, установленную в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства N 1042, в виде фиксированной суммы в размере 1000,00 рублей.
7.7. В случае заключения Контракта с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), предложившим наиболее высокую цену за право заключения Контракта, Исполнитель уплачивает сумму штрафа, рассчитанную в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства N 1042, в виде фиксированной суммы в размере ______ рублей, что составляет 10% цены Контракта, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом.
7.10. За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, Заказчик уплачивает сумму штрафа, установленную в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства N 1042 в виде фиксированной суммы в размере 1000,00 рублей".
В соответствии с пунктом 4 статья 24 Закона о контрактной системе под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта, следовательно, поскольку на момент размещения документации об аукционе цена контракта еще не известна, то проект контракта Заказчика не может содержать фиксированную сумму штрафов.
Таким образом, Комиссия считает, что фиксированная сумма штрафов Заказчиком с учетом Правил может быть рассчитана только на стадии заключения контракта с участником, победившем в закупке. При этом, так как на момент формирования документации об аукционе заказчик не обладает сведениями о цене контракта, которую предложат на аукционе участники закупки, это обстоятельство обязывает Заказчика предусмотреть вариативный размер штрафа в отношении Исполнителя и Заказчика. На основании вышеизложенного Комиссией установлено, что действия Заказчика, в данной части, не соответствуют требованиям части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В ходе заседания Комиссии представителем Заказчика данное нарушение Закона о контрактной системе не отрицалось.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр Поставок Профит" обоснованной.
2. Признать Заказчика - Муниципальное унитарное автотранспортное предприятие "Неман-авто" нарушившим часть 3 статьи 63, пункт 7 части 5 статьи 66, часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" (в части имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
М.В. Мельников
А.А. Кошкумбаева |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 21 ноября 2017 г. N КС-305/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2017