Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: |
Н.С.Ивановой |
заместителя руководителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
Л.В.Шевченко
А.А.Кошкумбаевой |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителей: ФГБУ ДОС "Пионерск" Министерства здравоохранения РФ, ООО "Орторент" |
Е.В.Гуринович
А.В.Горбаренко |
уполномоченного представителя;
уполномоченного представителя; |
рассмотрев жалобу ООО "Орторент" (вх. N 6934 от 17.11.2017) (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГБУ ДОС "Пионерск" Министерства здравоохранения РФ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий - реабилитационного оборудования, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" (извещение N 0335100009317000067) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 17.11.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
В ходе подготовки заявки на участие в аукционе Заявитель обнаружил, что документация об Аукционе содержит положения, которые не позволяют Заказчику определить лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 10 Информационной карты документации об Аукционе, ассортимент, функциональные, технические и качественные характеристики, а также количество поставляемого товара указаны в Приложении N2 к информационной карте электронного аукциона - Техническое задание.
По мнению Заявителя, технические характеристики поставляемого оборудования в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе явно направлены на ограничение круга потенциальных участников аукциона.
В частности, Техническое задание устанавливает следующие качественные характеристики, направленные исключительно на поставку заранее определенного вида медицинских изделий и на ограничение потенциального круга участников данного электронного аукциона:
Выдержка из Технического задания (Приложение N2 Информационной карте документации об Аукционе) в отношении ограничивающих конкуренцию технических характеристик:
N |
Наименование параметра |
Требуемое значение |
|||||
Беговая дорожка с биологической обратной связью | |||||||
2. Технические и функциональные характеристики беговой дорожки | |||||||
2.1. |
Габаритные размеры Д х Ш х В, мм: |
||||||
2.1.1. |
Беговая дорожка (без поручней) |
Не менее 2100 х 900 х 470 |
|||||
2.6.5. |
Функция защиты от пересечения края бегового полотна (обеспечивается оптическими инфракрасными датчиками пересечения, которые расположены в передней и задней частях бегового полотна) |
Наличие |
|||||
2.7.4. |
Эогометрическое тестирование по внутренним протоколам (не менее 8 протоколов) |
Наличие |
|||||
2.7.6. |
Программа "свободный бег" с отображением следующих параметров: пройденное расстояние, скорость текущая, угол наклона, потраченные калории, мощность, аэробную мощность (для отображения некоторых параметров необходимо предварительно ввести вес пользователя). |
Наличие |
|||||
2.7.7. |
Свободно программируемые (индивидуальные) профили (база данных пациентов). В каждом профиле не менее 20 программируемых интервалов профиля. |
Наличие |
|||||
3. Технические характеристики системы разгрузки для беговой дорожки с биологической обратной связью | |||||||
3.1. |
Габаритные размеры Д х Ш х В, мм: |
Не менее 2350 х 1200 х 2650 |
|||||
3.5. |
Система разгрузки работает от сетевого питающего напряжения (кабель питания системы разгрузки соединяется с беговой дорожкой). |
Наличие |
|||||
3.7. |
Резервный источник питания (встроенные аккумуляторы) обеспечивающий не менее 4-х циклов подъем/опускание в случае аварийного отключения электропитания. |
Наличие |
|||||
3.8. |
Количество аккумуляторов |
Не менее 2 |
|||||
N |
Наименование параметра |
Требуемое значение |
|||||
4. Комплектация | |||||||
4.2. |
Дуга безопасности |
Наличие |
|||||
4.3. |
Трансформатор разделительный |
Наличие |
|||||
II. Велоэргометр с чип-картами и биологической обратной связью | |||||||
2. Технические характеристики | |||||||
2.1 |
Вертикальная и горизонтальная регулировка сидения |
Наличие |
|||||
2.2 |
Панель управления со встроенным приемником чип-карт |
Наличие |
|||||
2.3 |
Контроль пульса при помощи встроенного приемника сигналов Polar и нагрудного датчика ЧСС Polar для пациента |
Наличие |
|||||
2.4 |
Питание от адаптера переменного тока |
Наличие |
|||||
2.5 |
Габариты тренажера (ДxШxВ) |
Не более 120x60x145см |
|||||
3. Тренировочные программы | |||||||
3.1 |
Изокинетика |
Наличие |
|||||
3.2 |
Кардио |
Наличие |
|||||
4. Тренировочные профили | |||||||
4.1 |
"Холм" - многочисленные пологие подъемы и спуски |
Наличие |
|||||
4.2 |
"Горка" - подъем в гору и спуск |
Наличие |
|||||
4.3 |
"Тройная горка" - три различных крутизны подъема, за каждым из которых следует отрезок с умеренным спуском |
Наличие |
|||||
5. Комплектация | |||||||
5.1 |
Нагрудный датчик ЧСС с радиопередатчиком Polar не менее 3 шт. |
Наличие |
Указанные выше технические характеристики включены в Техническое задание без объективного обоснования и, по мнению Заявителя, направлены на ограничение вида поставляемого товара конкретной беговой дорожкой "ReaTerra", а также конкретным велоэлгометром - RT200.
При этом Заявитель при отсутствии указанных ограничивающих количество участников закупки имел бы возможность стать победителем, поставив следующие медицинские изделия, полностью соответствующие требуемому назначению:
Аналог беговой дорожки: "Подвес реабилитационный для вертикализации пациента "Орторент"
модель "Орторент С+" (с беговой дорожкой)
Производитель: ООО "Орторент"
Страна происхождения: Российская Федерация
Назначение: аналог предназначен для реабилитации после инсультов, восстановления после травм, при заболевании суставов и заболеваниях сопровождающихся мышечной слабостью и расстройством координации движения при помощи вертикализации и разгрузки веса пациентов посредством поддерживающих ремней для регулировки нагрузки на нижние конечности.
Аналог велоэргометра: Аппарат для механотерапии "Орторент"
модель "МОТО"
Производитель: ООО "Орторент"
Страна происхождения: Российская Федерация
Назначение: аналог предназначен для активной и пассивной разработки верхних и нижних конечностей.
По мнению Заявителя к жалобе прилагается описание аналогов медицинских изделий, которые полностью соответствует цели применения данного и требуемого медицинского изделия, однако из-за включения избыточных требований к техническим характеристикам не могут быть признаны соответствующими документации об Аукционе.
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, включив в описание объекта закупки, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.
Заявитель полагает неправомерным включение в документацию об Аукционе в отношении Технического задания
- на беговую дорожку с биологической обратной связью, а именно: п. 2.1.1. (в части определенных Заказчиком габаритов, направленных на необоснованное ограничение конкуренции), п. 2.6.5., 2.7.4. (в части наличия не менее 8 протоколов по эргометрическому тестированию), 2.7.6., 2.7.7., 2.8.3., 3.5., 3.7., 3.8., 4.2., 4.3., 4.6.
- на велоэргометр с чип-картами и биологической обратной связью, а именно: п. 2.1, 2.2.,2.3., 2.4., 2.5., З.1., 3.2., 4.1., 4.2., 4.3., 5.1.
Заявитель просит рассмотреть поданную им жалобу по существу и выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Порядок организации медицинской реабилитации определен Приказом Минздрава России от 29.12.2012 N1705н "О порядке организации медицинской реабилитации".
Согласно п.18 Приложения N3 вышеуказанного Порядка "Стандарт оснащения стационарного отделения медицинской реабилитации пациентов с нарушением функции периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата" в составе оснащения отделения необходимо наличие велоэргометра диагностического с чип-картами и биологической обратной связью. Указанное оборудование с соблюдением параметров контроля нагрузки необходимо для пациентов с патологией тазобедренного сустава (болезнь Пертеса 1-5 стадий, врожденный вывих бедра после оперативного лечения), является обязательным в соответствие со стадийностью процесса и показанностью различных нагрузок по назначению врача и под контролем инструктора-методиста ЛФК. Нагрузка для пациентов предусматривается активной. С целью правильного паттерна движения в тазобедренном суставе (центрация головки бедренной кости в вертлужной впадине) оборудование должно иметь соответствующее сиденье. Отсутствует необходимость работы с верхней конечностью (активно и пассивно), так как целевая группа пациентов, назначаемых на указанное оборудование - это пациенты с нарушением опорно-двигательного аппарата (тазобедренный сустав).
На основании данных требований в Техническом задании документации об аукционе Заказчиком установлены требования к назначению оборудования и его функциональным характеристикам в соответствии с вышеуказанными требованиями к оснащению отделения медицинской реабилитации пациентов с нарушением периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата:
1.1. |
Назначение Оборудования |
Для реабилитации, развития выносливости и функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. |
2. Технические характеристики | ||
2.6 2.1. |
Вертикальная и горизонтальная регулировка сидения |
Наличие |
2.7 2.4. |
Панель управления со встроенным приемником чип-карт |
Наличие |
2.8 2.6. |
Акустический сигнал при превышении верхнего порога ЧСС |
Наличие |
2.9 2.7. |
Акустический и визуальный сигнал при достижении целевой зоны пульса |
Наличие |
2.10 2.8. |
Визуальный контроль нахождения в целевой пульсовой зоне |
Наличие |
2.11 2.10. |
Автоматическая регулировка сопротивления при превышении установленного верхнего порога ЧСС |
Наличие |
Требования, указанные к характеристикам товара при описании объекта закупки сопровождаются словами "не более", "не менее" и т.д., указаны требования с диапазонным значением, что предоставляет возможность потенциальному участнику аукциона предложить к поставке товар, эквивалентный товару, который необходим заказчику.
Кроме того, как пояснил представитель Заказчика, на балансе у ФГБУ ДОС "Пионерск" Министерства здравоохранения РФ уже имеются велоэргометр роботизированный МОТОмед, тренажер для активно-пассивной разработки нижних и верхних конечностей. В дополнительном аналогичном оборудовании у Заказчика потребности нет.
Требования Заказчика к оборудованию, обжалуемые Заявителем, обуславливаются потребностью Заказчика и требованиями безопасности.
Заказчик просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
10.11.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Заказчиком размещено извещение N 0335100009317000067 о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 500 000,00 рублей.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 8 Закона о контрактной системе определено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 данного закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Из материалов дела следует, что предметом Аукциона является поставка медицинских изделий - реабилитационного оборудования, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний,
мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В соответствии со статьей 10 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Таким образом, заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям Заказчика с учетом специфики его деятельности, поскольку в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
При описании объекта закупки заказчиком не были использованы товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также иные запрещенные законом требования, заказчиком указаны лишь значимые для Заказчика функциональные, технические, качественные характеристики товаров.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик закупаемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим моделям товара всех производителей, представленных на российском рынке.
При описании объекта закупки в приложении N2 к Информационной карте документации об Аукционе (далее - Техническое задание) Заказчиком были установлены следующие требования:
II. Велоэргометр с чип-картами и биологической обратной связью | ||
2. Технические характеристики | ||
2.1 |
Вертикальная и горизонтальная регулировка сидения |
Наличие |
2.2 |
Панель управления со встроенным приемником чип-карт |
Наличие |
2.3 |
Контроль пульса при помощи встроенного приемника сигналов Polar и нагрудного датчика ЧСС Polar для пациента |
Наличие |
2.4 |
Питание от адаптера переменного тока |
Наличие |
2.5 |
Габариты тренажера (ДxШxВ) |
Не более 120x60x145см |
3. Тренировочные программы | ||
3.1 |
Изокинетика |
Наличие |
3.2 |
Кардио |
Наличие |
4. Тренировочные профили | ||
4.1 |
"Холм" - многочисленные пологие подъемы и спуски |
Наличие |
4.2 |
"Горка" - подъем в гору и спуск |
Наличие |
4.3 |
"Тройная горка" - три различных крутизны подъема, за каждым из которых следует отрезок с умеренным спуском |
Наличие |
5. Комплектация | ||
5.1 |
Нагрудный датчик ЧСС с радиопередатчиком Polar не менее 3 шт. |
Наличие |
Представитель Заказчика пояснил, что формирование начальной максимальной цены контракта производилось на основе 3 (трех) коммерческих предложений от различных компаний-поставщиков, что противоречит изложенной в жалобе, информации об ограничении конкуренции по количеству потенциальных участников закупки, так как товар обращается на рынке и предлагается к поставке различными участниками рынка.
Действующим законодательством в отношении медицинских изделий не налагается ограничений на поставку товаров поставщиками, не являющиеся производителями изделий. Фактов, подтверждающих невозможность закупки определенного документацией об Аукционе, или ограничений, налагаемых производителями данных медицинских изделий, на их свободную продажу третьим лицам со стороны Заявителя предоставлено не было. Вместе с тем, имеются данные (коммерческие предложения как минимум от двух фирм, предлагающих поставить данную продукцию), которые свидетельствуют о возможности поставки указанной продукции. Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Как следует из пояснений представителя Заказчика, порядок организации медицинской реабилитации определен Приказом Минздрава России от 29.12.2012 N1705н "О порядке организации медицинской реабилитации" (далее - Порядок).
Порядок регулирует вопросы организации медицинской реабилитации взрослого и детского населения на основе комплексного применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов.
Согласно пункту 19 Порядка медицинская реабилитация осуществляется в соответствии с приложениями N 1 - 21 к указанному Порядку.
Согласно пункту 18 Приложения N3 Порядка "Стандарт оснащения стационарного отделения медицинской реабилитации пациентов с нарушением функции периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата" в составе оснащения отделения необходимо наличие велоэргометра диагностического с чип-картами и биологической обратной связью. Указанное оборудование с соблюдением параметров контроля нагрузки необходимо для пациентов с патологией тазобедренного сустава (болезнь Пертеса 1-5 стадий, врожденный вывих бедра после оперативного лечения), является обязательным в соответствие со стадийностью процесса и показанностью различных нагрузок по назначению врача и под контролем инструктора-методиста ЛФК. Нагрузка для пациентов предусматривается активной. С целью правильного паттерна движения в тазобедренном суставе (центрация головки бедренной кости в вертлужной впадине) оборудование должно иметь соответствующее сиденье. Отсутствует необходимость работы с верхней конечностью (активно и пассивно), так как целевая группа пациентов, назначаемых на указанное оборудование - это пациенты с нарушением опорно-двигательного аппарата (тазобедренный сустав).
Представителем Заказчика представлена информация, находящаяся в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" о том, что медицинское изделие велоэргометр с чип-картами и биологической обратной связью с указанными характеристиками выпускается как минимум двумя производителями ("Проксомед Медицинтехник ГмбХ", Германия, "Enraf-Nonius B.V", Нидерланды).
Доказательств того, что соответствующие условия в документацию об аукционе указаны специально для того, чтобы обеспечить победу в Аукционе конкретному хозяйствующему субъекту или для исключения участия в торгах конкретного потенциального участника, материалы дела не содержат.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе разработана в соответствии с потребностями Заказчика. Довод Заявителя, указанный в жалобе, не нашел своего подтверждения в рамках Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос ведущего заседание комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
Руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Орторент" необоснованной.
Ведущий заседание комиссии: |
|
Н.С.Иванова |
Члены комиссии: |
|
Л.В.Шевченко
А.А. Кошкумбаева |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 24 ноября 2017 г. N КС-312/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2017