Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
24.11.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб надействия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",жалобы ООО "СК "Мосстрой", ООО "ОПТ-СНАБ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по мероприятию "Проектирование и строительство дамбы инженерной защиты на реке Большой Кинельг.Похвистнево" в части завершения работ для министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (извещение N0142200001317012795, начальная (максимальная) цена контракта - 101 989 881 ,30 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобыООО "СК "Мосстрой", ООО "ОПТ-СНАБ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по мероприятию "Проектирование и строительство дамбы инженерной защиты на реке Большой Кинельг.Похвистнево" в части завершения работ для министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (извещение N0142200001317012795) (далее - аукцион).
В соответствии с доводами жалоб ООО "СК "Мосстрой", ООО "ОПТ-СНАБ"Заказчиком установлены излишне многочисленные требуемые характеристики, требования к химическому составу и показателям товаров, значения которых становятся известными лишь при испытании определенной партии товара.
Согласно доводам жалобыООО "СК "Мосстрой":
1. В аукционной документации Заказчиком установлены нестандартные требования к описанию материалов с использованием слова "от".
2. В документации закупки установлены требования к материалам, объем которых отсутствует в аукционной документации. Аукционная документация опубликована не в полном объеме.
3. При даче разъяснений использования знаков ";", "," Заказчик внес изменения в документацию закупки, так как в Инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе отсутствуют значения знаков ";", ",".
В соответствии с доводами жалобы ООО "ОПТ-СНАБ":
1. Положения документации закупки не согласованы, вводят участников закупки в заблуждение.
2. Заказчиком не соблюдены положения Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N570).
3. Проект контракта не содержит обязанности Подрядчика по страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения.
4. Проект контракта в части порядка приемки работ не устанавливает обязанности по привлечению комиссии Ростехнадзора для дачи заключения.
Заявители просят признать жалобы обоснованными, провести внеплановую проверку, обязать Заказчика устранить выявленные нарушения Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителей не согласились, просили в удовлетворении жалоб отказать, представили письменные возражения на жалобы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, документацию об аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Инструкция по заполнению заявок на участие в электронном аукционе не требует конкретизации значений, которые не могут быть конкретизированы участниками на этапе подачи заявок.
Кроме того, в Инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе отсутствует запрет на использование слов "не более", "не менее", "более", "менее","от", "до", символов ";", ",", "", "
" и т.д.,
На основании изложенного, довод жалоб ООО "СК "Мосстрой", ООО "ОПТ-СНАБ" признаются необоснованными.
1. Заявитель указывает, что "от" и "до" не включают крайние значения, что противоречит общепринятой терминологии, а значит Заказчик установил не стандартные требования.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что аукционной документацией установлена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно Техническому заданию "от" - указывает на исходную точку чего-либо.
Заявитель, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, не доказал, что указанное требование может служить препятствием для подготовки первой части заявки на участие в закупке.
2.Согласно доводу ООО "СК "Мосстрой" в документации закупки установлены требования к материалам, объем которых отсутствует в аукционной документации. Аукционная документация опубликована не в полном объеме.
При этом, представитель ООО "СК "Мосстрой" не смог пояснить Комиссии Самарского УФАС России, какие именно разделы аукционной документации не размещены Заказчиком.
Согласно части 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
В соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиями к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 п.8. "необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование".
Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным настоящим Положением для объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Установлено, что в пунктах 1.1, 1.3, 1.4, 1.5, 1.7, 1.8-1.35, 2.1-2.14, 3.1-3,27, 4.1-5.20 установлены требования к вспомогательным материалам, которые (как указано в разъяснении Заказчика от 16.11.2017 г.) установлены в расценках проектно-сметной документации и должны быть применены как вспомогательные при выполнении работ.
Согласно пункту 2.4 Проекта Контракта Исполнитель обязан: подготовить и предоставить не позднее срока, установленного для заключения настоящего контракта, обеспечение исполнения контракта;своевременно, в полном объеме и надлежащим качеством выполнить работу в соответствии с настоящим контрактом и проектно-сметной документацией, иными приложениями к контракту, документацией о закупке и представить Государственному заказчику отчетные документы о результатах выполнения работ;осуществлять строительство объекта в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда. В течение всего периода строительства, производить вывоз мусора, очистку дорог и подъездов. Обеспечивать охрану объекта и строительной площадки.
Следовательно, исходя из проектно-сметной документации возможно определить объемы работ, подлежащих выполнению, доказательств обратного Заявителем не представлено.
3. ООО "СК "Мосстрой" указывает, что при даче разъяснений использования знаков ";", "," Заказчик внес изменения в документацию закупки, так как в Инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе отсутствуют значения знаков ";", ",".
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В адрес Заказчика поступил следующий запрос разъяснений: "В приложение к техническому заданию указано: Изготовлена из стали марки Ст3кп; Ст3пс; Ст3сп. Необходимо выбрать одну марку стали или указать все?Знак ";" соответствует слову "или", знак "," слому "и"? Просим дать значение знаков ";" и ",".
Ответ Заказчика:"Необходимо указать конкретное значение - показатель марки стали.";" - необходимо выбрать конкретное значение."," - при перечислении через "," необходимо указать все представленные значения".
Следовательно, Заказчиком был дан ответ на запрос разъяснений, не противоречащий аукционной документации.
В действиях Заказчика не усматривается нарушений законодательства о контрактной системе.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
На основании изложенного, жалоба ООО "СК "Мосстрой" признается необоснованной.
1. Согласно доводу жалобы ООО "ОПТ-СНАБ" положения документации закупки не согласованы, вводят участников закупки в заблуждение.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Техническим заданием участник закупки должен исходить из того, что он изучает всю документацию в полном объеме и готовит своё предложение с учетом требований и показателей,установленных в Инструкции по подготовке заявок на участие в электронном аукционе.
Установлено, что Заказчиком установлены требования к материалам, используемым при выполнении работ.
Кроме того, 22.112017г. Заказчиком на сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещен следующий ответ на запрос разъяснений: "Если в техническом задании не устанавливается требование о соответствии поставляемого товара действующим ГОСТ, то указанные требования определяются потребностями Заказчика". Данное требование в аукционной документации относится к товарам производимым по ТУ различными производителями, и к которым не установлены требования ГОСТ (отсутствует ГОСТ или Стандарт). В свою очередь следующее требование "Все товары должны строго соответствовать нормативным документам Российской Федерации" относится к части товаров, на которое распространяется действия стандартов".
Следовательно, в действиях Заказчика отсутствуют признаки нарушений Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением N570 утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.Установлено, что: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.
Перечень видов работ, по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, установлен Заказчиком вдокументации о закупке в соответствии с п.п. а) пункта 2 Постановления N 570.
Подрядчик своими силами должен выполнить работы по устройству подпорной стенки из ШТС - объем данных работ составляет более 25% от стоимости всего контракта.
Следовательно, довод ООО "ОПТ-СНАБ" не находит своего подтверждения.
3. Заявитель указывает, что проект контракта не содержит обязанности Подрядчика по страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения.
Частью 1 статьи 742 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что договором строительного подряда может быть предусмотрена обязанность стороны, на которой лежит риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материала, оборудования и другого имущества, используемых при строительстве, либо ответственность за причинение при| осуществлении строительства вреда другим лицам, застраховать соответствующие риски.
Следует отметить, что данная норма носит диспозитивный характер, таким образом, обязанность страхования риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства может как включатся, так и не включаться в текст контракта.
Статьей 15 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - 117-ФЗ) предусмотрено обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Данный вид страхования регулируется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 225- ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".
Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы владельца опасного объекта, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим. Страхователями в данном виде страхования выступают собственники ГТС или эксплуатирующие организации, заключивший договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте (далее - договор! обязательного страхования). При этом следует иметь в виду, что заключать договор страхование обязан субъект непосредственно эксплуатирующий ГТС.
Учитывая, что контракт в данном случае направлен на создание объекта недвижимого имущества - ГТС, а не его эксплуатацию статья 15 117-ФЗ в данном случае не применяется.
4. ООО "ОПТ- СНАБ" указывает, что проект контракта в части порядка приемки работ не устанавливает обязанности по привлечению комиссии Ростехнадзора для дачи заключения.
Пунктом 5.8. проекта Контракта установлено, что окончательная приемка выполненных работ осуществляется, в том числе при наличии заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Статьей 6.1 N 117-ФЗ предусмотрено, что при строительстве гидротехнических сооружений государственный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 января 2013 г. N 38В утвержден "Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти".
Пунктом 5.1 статьи 6 Градостроительного Кодекса Российской Федерации фактически определен перечень объектов, по которым в соответствии с вышеуказанным Административным регламентом Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору должна осуществлять федеральный государственный строительный надзор, в том числе при строительстве особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, указанных в статье 48.1 данного Кодекса.
В соответствии с п. 1 указанной статьи к особо опасным и технически сложным объектам относятся, в том числе гидротехнические сооружения I и II классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.
Дамба инженерной защиты на реке Большой Кинель в г. Похвистнево в соответствии с требованиями СП 58.13330.2012 "Гидротехнические сооружения. Основные положения" относится к IV классу (данная информация указана на стр. 25 Тома 12.1 проектной документации "Декларация безопасности гидротехнического сооружения").
Таким образом, при строительстве вышеуказанного объекта осуществлять функцию строительного надзора должен уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На территории Самарской области таким органом является Государственная инспекция строительного надзора Самарской области.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требованиясоздали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобыООО "СК "Мосстрой", ООО "ОПТ-СНАБ"необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии:
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 24 ноября 2017 г. N 1529-1233-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2017