Резолютивная часть оглашена
28.11.2017 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО ЧОО "ИРБИС", ООО ЧОО "БЕРКУТ" (далее - Заявители) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая офтальмологическая больница имени Т.И. Ерошевского", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница N 8" (далее - Заказчики) при проведении открытых конкурсов:
- на оказание услуг по обеспечению охраны объектов ГБУЗ СО "СГКБ N8" в 2018 году (извещение N 0142200001317012670, начальная (максимальная) цена контракта - 1 559 280,00 рублей);
- на оказание услуг по охране территории, зданий, сооружений, помещений и имущества Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая офтальмологическая больница имени Т.И. Ерошевского" (извещение N 0142200001317012842, начальная (максимальная) цена контракта - 4 095 300,00 рублей) (далее - открытые конкурсы),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО ЧОО "ИРБИС", ООО ЧОО "БЕРКУТ" на действия Заказчиков при проведении открытых конкурсов.
В жалобах Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчиков, выразившиеся, по мнению Заявителей, в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок.
Просят признать жалобы обоснованными.
Представители Заказчиков, Уполномоченного органа против доводов Заявителей возражали, просили отказать в удовлетворении жалоб, представили письменные возражения по жалобам.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, конкурсные документации и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу частей 3, 4 статьи 48 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 4 определено, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 27 Правил Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.04.2016 года N Д28и-973, от 18.04.2016 года N Д28и-995 "О показателях нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки" перечисленные показатели в пункте 27 Правил являются примером показателя нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Указанный квалификационный перечень не является исчерпывающим. Наличие финансовых ресурсов является одним из показателей нестоимостного критерия оценки "квалификация участника закупки".
В соответствии с письмом министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2017 года N 24-02-08/48460 "О порядке оценки заявок заказчиком в целях выявления лучшего условия исполнения контракта" заказчик самостоятельно определяет содержание критериев оценки заявок участников исходя из своих потребностей в соответствии с Правилами оценки заявок. При этом не допускается установление порядка оценки, приводящего к ограничению числа участников закупки.
Кроме того, Минфин России обращает внимание, что в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
1) предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
2) инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;
3) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилам оценки заявок или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия);
4) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами оценки заявок, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, предоставляемых по указанному критерию возможна количественная оценка.
В аукционных документациях Заказчиков установлено:
N |
Наименование критерия (показателя критерия) оценки |
Значимость критерия |
Коэффи-циент значимости критерия |
||||||||||||
1 |
Цена контракта |
60% |
0,6 |
||||||||||||
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
|
40% |
0,4 |
Оценка заявок по показателю осуществляется в соответствии со шкалой оценки.
Шкала оценки заявок по показателю
"Опыт участника по успешному оказанию услуг по охране государственных и муниципальных учреждений".
N п/п |
Содержание значения показателя |
Количество баллов, присуждаемое за определенное значение показателя |
1 |
Исполненные Контракты на оказание услуг по охране объектов в количестве 5 и более |
100 |
2 |
Исполненные Контракты на оказание услуг по охране объектов в количестве 3,4 |
60 |
3 |
Исполненные Контракты на оказание услуг по охране объектов в количестве 1,2 |
30 |
4 |
Информация отсутствует |
0 |
Оценка заявок по показателю осуществляется в соответствии со шкалой оценки.
Шкала оценки заявок по показателю
"Опыт участника по успешному оказанию услуг по охране иных объектов"
N п/п |
Содержание значения показателя |
Количество баллов, присуждаемое за определенное значение показателя |
1 |
Исполненные Договоры на оказание услуг по охране объектов в количестве 5 и более |
100 |
2 |
Исполненные Договоры на оказание услуг по охране объектов в количестве 3,4 |
60 |
3 |
Исполненные Договоры на оказание услуг по охране объектов в количестве 1,2 |
30 |
4 |
Информация отсутствует |
0 |
Сведения о наличии опыта в соответствие с п 2.1 и 2.2 подтверждаются копиями исполненных контрактов (договоров), цена каждого из которых составляет не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится конкурс (достаточно предоставить копии страниц контракта (договора), которые содержат наименование сторон, предмет контракта (договора), дату заключения контракта (договора), срок оказания услуг (при отсутствии информация о сроке оказания услуг, учитывается срок действия контракта (договора)), сумму контракта (договора), подписи сторон контракта (договора), заключенного на бумажном носителе), а также копиями актов оказанных услуг (для подтверждения факта исполнения контракта (договора) достаточно приложить акты на сумму не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится конкурс). Непредставление таких документов не является основанием для отклонения заявки участника конкурса. В этом случае участнику конкурса по данному показателю присваивается 0 баллов.
В случае предоставления участником контракта (договора) со сроком оказания услуг (при отсутствии информация о сроке оказания услуг, учитывается срок действия контракта (договора)), превышающим срок оказания услуг, на право заключения которого проводится конкурс, такой контракт (договор) учитывается как один, при этом цена представленного контракта (договора) учитывается комиссией при оценке заявки исходя из пропорционального сопоставления срока оказанных услуг (при отсутствии информация о сроке оказания услуг, учитывается срок действия контракта (договора)) в рамках данного контракта (договора) (количество полных месяцев оказания услуг) и срока оказания услуг в рамках контракта, на право заключения которого проводится конкурс, в соответствии с формулой:
Цк.р.=Ц к.п.* С.к.з/С.к.у, где
Цк.р.- цена контракта расчетная для учета в оценке заявки;
Цк.п.- цена контракта, представленная участником;
С.к.з- срок оказания услуг согласно технического задания (в полных месяцах, с учетом предполагаемого срока заключения контракта на 11 день после даты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, указанной в извещении о проведении открытого конкурса)
С.к.у- срок оказания услуг (при отсутствии такой информации срок действия контракта (договора)) участника (учитываются все полные месяцы) согласно представленного контракта (договора).
Оценка заявок по показателю осуществляется в соответствии со шкалой оценки.
Шкала оценки заявок по показателю
"Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, исходя из общего стажа работы участника закупки на рынке охранных услуг"*(6)
N п/п |
Содержание значения показателя*(7) |
Количество баллов, присуждаемое за определенное значение показателя |
1. |
Общий стаж работы организации на рынке охранных услуг 15 лет и более |
100 |
2. |
Общий стаж работы организации на рынке охранных услуг от 12 до 15 лет |
80 |
3. |
Общий стаж работы организации на рынке охранных услуг от 9 до 12 лет |
60 |
4. |
Общий стаж работы организации на рынке охранных услуг от 6 до 9 лет |
40 |
5. |
Общий стаж работы организации на рынке охранных услуг от 3 до 6 лет |
20 |
6. |
Общий стаж работы организации на рынке охранных услуг менее 3 лет |
10 |
Рейтинг заявки по каждому критерию оценки рассчитывается исходя из количества баллов, получаемых участником закупки по результатам оценки по критерию с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки.
Победителем признается участник закупки, заявке которого, присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
Пунктами 10 и 11 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Состязательность (возможность проиграть) в конкурсе не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности; действия каждого из участников конкурса влияют на результат и победителем определяется лучший, то есть, наиболее конкурентоспособный из участников.
Таким образом, спорный показатель оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям заказчиков.
Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о том, что рассматриваемые критерии, а также требования, подтверждающие квалификацию участников конкурсов по данному критерию, установлены Заказчиком в пределах норм Закона о контрактной системе и не препятствуют участию в рассматриваемых конкурсах, не создают преимуществ конкретному участнику закупки, поскольку предусматривают возможность участникам конкурсов конкурировать по всем критериям, установленным Заказчиком в конкурсных документациях.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе.
Представителем ООО ЧОО "ИРБИС" в ходе рассмотрения жалобы заявлено ходатайство о приобщении дополнительных доводов к жалобе по аукциону N0142200001317012670.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, довод о нарушении положений аукционной документации не подлежит рассмотрению, поскольку жалоба подана по истечении срока, установленного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе (дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 28.11.2017 г. в 10 час. 00 мин., дополнения к жалобе поступили в Самарское УФАС России 28.11.2017 г. в 17 час. 00 мин.).
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО ЧОО "ИРБИС", ООО ЧОО "БЕРКУТ" необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
-------------------------------------------
*(1) Учитываются контракты, цена каждого из которых составляет не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится конкурс.
*(2) В случае предоставления контракта сроком действия превышающий срок действия контракта, на право заключения, которого проводится конкурс, такой контракт учитывается как один.
*(3) Иными объектами охраны считаются объекты, не являющиеся государственными и муниципальными учреждениями.
*(4) Учитываются договора, цена каждого из которых составляет не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится конкурс.
*(5) В случае предоставления договора сроком действия превышающий срок действия контракта, на право заключения, которого проводится конкурс, такой контракт учитывается как один.
*(6) Сведения о наличии общего стажа работы подтверждаются копией первоначальной лицензии на охранную деятельность, предоставленную после регистрации юридического лица в налоговом органе.
*(7) Значение "от" включает крайнее значение показателя, значение "до" не включает крайнее значение показателя
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 28 ноября 2017 г. N 1526-
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2017